Эксперты обсудили, как посеять лен и не потерять урожай

Календарные сроки не догма…

♦ Сколько полей пригодно для льна? 

♦ Лучше на день позже, чем в грязь?

♦ Оправдан ли ночной сев?

♦ Чьи семена лучше: свои или зарубежные?

♦ Удобрения: вместе или раздельно?

В этом году лен намечено разместить на площади около 50 тысяч гектаров. Планируется получить 180 тысяч тонн тресты. Основа будущего урожая закладывается во время сева. Устраивает ли льнозаводы качество выделяемой земли? Что считать оптимальными сроками сева и как в них уложиться? Какие сорта льна лучше — белорусские или зарубежные? Что противопоставить возможной засухе? Эти и другие вопросы обсуждались в дискуссии, организованной «СГ». В ней участвовали начальник отдела по производству льна Министерства сельского хозяйства и продовольствия Сергей БОБРОВСКИЙ, директор Института льна НАН Иван ГОЛУБ, директор ОАО «Мстиславльлен» Владимир ПИВАНКОВ, директор ОАО «Дубровенский льнозавод» Анатолий БОСЕНКОВ.

Иллюстративное фото

«СГ»: Так сложилось, что льнозаводы в большинстве случаев арендуют землю у сельхозпредприятий. Для севооборота поля надо каждый год менять. Устраивает ли качество вновь выделяемых площадей?

В. Пиванков: Если много лет назад мы с большим трудом получали участки требуемых параметров, то за последние года три проблем с выделением земли не возникает. Сейчас хозяйства сами ее предлагают, а у нас даже есть возможность получать там, где хотим. Дело в том, что по мере уменьшения количества сельхозпредприятий и увеличения угодий у них порой не хватает возможности все обработать. К тому же сельхозпредприятия знают, что после выращивания льна там останутся удобрения, которые им послужат для повышения урожайности.

А. Босенков: За нашим заводом постоянно закреплены 3 тысячи гектаров земли. Каждый год для севооборота мы обмениваемся ими с хозяйствами. Есть возможность подбирать поля, которые подходят для выращивания льна. Но при этом их кислотность нас не всегда устраивает.

И. Голуб: За последнее время выделение земель под лен изменилось в лучшую сторону. Если в прошлом году около 30 процентов было малопригодных, то в нынешнем — 15 — 20.

С. Бобровский: Это не совсем так. По стране большинство площадей под лен подобраны в соответствии с требованием отраслевого регламента и находятся в пределах рН 5,0 — 6,2.

По заключению института льна с кислотностью более рН 6,21 подобрано всего 47,7 гектара. Но, как правило, на таких площадях содержание гумуса, калия и фосфора больше, чем при оптимальной кислотности. Поэтому и урожай получается выше. Словом, надо комплексно подходить к земле, а не смотреть на один показатель.

«СГ»: Не за горами начало сева долгунца. Как его организовать, чтобы соблюдать технологию и уложиться в оптимальные сроки?

С. Бобровский: Для южных и северных районов сроки проведения сева разные, но в целом по стране надо завершить до 1 мая. Если позже, будут риски недобора урожая, в том числе связанные с нехваткой влаги. Наглядный пример — ситуация прошлого года, когда майские посевы больше всего пострадали от засухи. Но даже при хорошей погоде срок сева влияет на время уборки, а она, в свою очередь, на качество тресты. Порой одна неделя играет огромную роль.

Необходимо понимание, что сев льна в непрогревшуюся почву до 6 — 8 градусов Цельсия не только не снижает урожай и качество льна, а, наоборот, повышает его и содействует более раннему созреванию. Низкая температура почвы в условиях раннего сева не обуславливает гибель высеянных семян льна, если они заделаны в почву не глубже 1,5 сантиметра. При этом ранние посевы не полегают. Это объясняется тем, что при более низкой температуре почвы у молодого льняного растения утолщается подсемядольное колено и становятся более мощными скелетные корни. Поэтому ежегодно в стране самое качественное волокно выработано из тресты, полученной от ранних посевов.

В. Пиванков: Мы практически все завершаем до 1 мая. Но есть нюансы. Если гнаться только за календарными сроками и не учитывать погодные условия, можно и не выиграть. Бывали случаи, что торопились, а затем наступали холода. Земля покрывалась коркой, семена не прорастали. И получалось, что посеянное в последний день всходило одновременно с первым. Если в поле не заехать, за сроками гнаться не надо. Бывало, мы заканчивали даже 9 мая из-за погодных условий, а лен нормально вырастал.

И. Голуб: Несомненно, надо сеять в оптимальные сроки. Но какие они? Их стоит определять не по календарю, а по температуре почвы. На глубине 10 сантиметров она должна быть около 7 градусов. А влажность — 60 процентов от полной полевой влагоемкости. Не всегда под рукой может быть термометр, но внешне из-под сеялки должен идти пылок.

А. Босенков: Я не сторонник догм. Если оптимальные температура и влажность почвы, можно сеять и 15 апреля, и 5 мая.

СГ: Среди приверженцев раннего сева бытует такое мнение: при переувлажнении почвы все равно стоит вести работу за счет сдвоенных колес тракторов.

В. Пиванков: Сдвоенные колеса применяются не на севе, а при обработке почвы.

С. Бобровский: Они должны быть обязательными, поскольку лен — культура раннего срока сева. При первой возможности техника должна выезжать в поле, вносить удобрения, проводить культивацию и другие работы. Отдельные льнозаводы считают: если в низинке лужица, то нужно ждать, когда она высохнет. Но ведь вокруг нее можно смело сеять. Ожидание приводит к нарушению срока сева и недобору урожая.

И. Голуб: Я не сторонник такого подхода. Лучше на день позже, чем сеять в грязь.

А. Босенков: Я противник сева в переувлажненную почву со сдвоенными колесами только ради того, чтобы уложиться в формально отведенные сроки. Это не принесет пользы будущему урожаю.

«СГ»: Ускорить темпы можно и за счет ночного сева.

С. Бобровский: При необходимости это нужно делать.

В. Пиванков: Я не сторонник ночного сева, потому что в этом случае невозможно достичь хорошего качества работы.
У нас небольшие холмистые поля, много разворотов. Считаю, что надо на полную силу работать днем 12 часов, тогда все можно успеть.
И. Голуб: Ночной сев оправдан, когда у механизатора высокая квалификация, на тракторе стоит навигатор и если работу надо быстро завершить, потому что через несколько дней начнутся длительные дожди. Но в большинстве случаев, если работать на поле весь световой день, можно все успеть сделать в оптимальные сроки.

А. Босенков: Если оптимальные температура и влажность почвы, а сроки поджимают, можно сеять и ночью. Включенные фары позволяют хорошо видеть поле. К тому же у нас на тракторах стоят навигаторы.

«СГ»: Урожай тресты во многом зависит от семян. Здесь постоянно идут дискуссии, какие сорта льна лучше: белорусские или зарубежные?

В. Пиванков: Мы предпочтение отдаем импортным сортам. В этом году ими планируем засеять 68,8 процента площадей. У зарубежных семян перед нашими такие преимущества: лучшая устойчивость к полеганию, засухе, большее содержание волокна и выше его качество. Правда, у них есть один нюанс, который нам не нравится: практически все эти сорта позднеспелые. Поэтому природа отводит очень мало времени на подъем тресты. Но мы всегда с этим справляемся до 25 сентября благодаря хорошей организации труда. Оставшуюся примерно треть площадей засеваем более ранними белорусскими сортами, которые убираем в первую очередь.

А. Босенков: Теоретически можно рассуждать по-разному, но на практике порой получается, что у льнозаводов не хватает семян, поэтому покупают те, которые подвернутся вне зависимости от срока созревания. У меня к белорусским сортам такие претензии: они хорошо работают два-три года, а уже более поздние репродукции порой не дают ожидаемого результата. Поэтому мы применяем такой подход: используем наши и зарубежные семена в пропорции 50 на 50 процентов.

С. Бобровский: 75 процентов площадей в стране засеваются белорусскими сортами. Но зарубежные действительно дают выше урожайность и качество волокна, и отдельные заводы предпочтение отдают им. 

И. Голуб: Позвольте не согласиться. Я ничего не имею против иностранных сортов, но давайте оценивать ситуацию взвешенно. У заводов часто нет возможности объективно оценить белорусские и импортные сорта. Мы же целенаправленно проводили сравнительные испытания, причем не у себя в институте, а на полях льнозаводов.
Результаты показали, что белорусские сорта по урожайности и качеству не уступают зарубежным, а по некоторым параметрам даже превосходят.
«СГ»: Обязательное условие хорошего урожая и высокого качества тресты — минеральные удобрения. Как ими распорядиться с максимальной пользой?

В. Пиванков: Приобретаем комплексные азотно-фосфорно-калийные удобрения под полную потребность. Вносим их только весной индивидуально на каждое поле в зависимости от содержания там полезных веществ. Обязательно используем микроэлементы, без которых невозможно получить высокий урожай.

С. Бобровский: Конечно, в идеале сбалансированные комплексные удобрения лучше. Но возможно и раздельное их использование. Правда, в этом случае сложнее достичь сбалансированности.

И. Голуб: Если есть возможность приобрести комплексные удобрения, надо работать с ними. Мы у себя в институте поступаем в зависимости от ситуации. Бывает так, что на одной части площадей вносим компоненты раздельно, а на другой — азот, фосфор и калий в одной грануле.


А. Босенков: Следует учитывать финансовые возможности каждого предприятия. Мы фосфор и калий внесли с осени. Причем первый компонент — полностью, а на второй частично не хватило денег. Азотом заправляем поля весной. В это же время можно вносить и фосфор, но следует помнить, что в таком случае при нехватке влаги немалая доля его останется в почве. То есть мы подарим его сельхозпредприятию, которое будет выращивать там следующий урожай.

СГ: В последние годы участились засухи. В 2023‑м от недостатка влаги именно лен пострадал больше других культур. Но и даже в такой ситуации у одних заводов был урожай выше, у других — значительно ниже. Что следует предпринять, чтобы минимизировать негативное влияние природы?

В. Пиванков: Очень сложно выделить какой-то один фактор. Необходимо полностью выполнять технологический регламент: правильно обрабатывать почву, вносить требуемое количество минеральных удобрений и микроэлементов, правильно проводить защиту растений и многое другое. Тогда есть вероятность получить максимально возможный урожай при любых условиях. При этом должен быть индивидуальный подход к каждому полю. Надо знать состав почвы и в зависимости от него вносить то, чего не хватает.
С. Бобровский: Ранние сроки сева укрепляют растения. У них до засухи, как правило, успевает развиться хорошая корневая система, которая может брать влагу из более низких почвенных горизонтов.
Особое внимание следует обратить на обработку льна микроэлементами, а также фунгицидами для того, чтобы не развивались болезни на ослабших от засухи посевах.

А. Босенков: Для минимизации влияния засухи надо прикатывать поля через два-три, максимум пять дней после посева. Будут равномерные всходы, и влага лучше сохранится. Особенно это касается легких почв.
Мы прикатываем поля и до сева. Но этот прием необязателен. Его надо использовать в зависимости от того, достаточно или не хватает влаги.
И. Голуб: Ученые нашего института работают над выведением засухоустойчивых сортов. По мере их появления льноводы смогут увереннее противостоять капризам погоды.

«СГ»: Благодарим участников дискуссии за интересный разговор. Пусть он пойдет на пользу всем работникам отрасли.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter