На прошлой неделе Глава государства провел встречу с рабочей группой по анализу деятельности Национальной академии наук. У Президента накопилось немало вопросов к научному сообществу. Какой должна быть белорусская наука, способны ли ученые внести свой вклад в обеспечение технологического суверенитета, с чем пойдем в следующую пятилетку? Вопросы не праздные. Без реального прорыва в науке не стоит рассчитывать на результат и в других отраслях. А что думают по этому поводу молодые ученые? По следам встречи у Президента спросили у них, что может стать драйвером развития белорусской науки.
«У нас критически мало прорывных научных достижений»
Нынешняя встреча – уже вторая в этом году. Предыдущая прошла в конце июля, но то был лишь предварительный разговор, некая настройка действий созданной в июне по поручению Президента рабочей группы по анализу деятельности Национальной академии наук. Результаты договорились рассмотреть в конце года. Поэтому в самом начале встречи Глава государства анонсировал серьезный разговор о том, как дальше будет развиваться наша наука, прежде всего академическая. И во время летней встречи, и сейчас белорусский лидер не вуалировал своих претензий к ученым. Но это была не критика ради критики.Наш Президент – человек дела. И для него важно не прятать, не маскировать недостатки, а открыто и честно их обсуждать, чтобы в процессе вот такого всестороннего обсуждения, выслушивая разные точки зрения, вовремя вскрыть проблему и максимально оперативно, качественно ее устранить. Поэтому Александр Лукашенко сразу переходит к делу:
– Без эффективной академической науки развитие страны будет проблематичным. Но с такой наукой, как у нас (Национальной академией наук), мы не ускоримся и успехов не добьемся. Тема для страны – архиважная. Дальше мы без науки развивать страну не сможем. Все, что мы могли выжать интенсивно и экстенсивно из того, что у нас есть в стране, прежде всего в экономике, мы уже сделали. Дальше надо развиваться, опираясь на науку. Без науки – никуда. Инвестиции в науку и технологии стали ключевым условием благополучия государства, залогом поступательного конкурентного развития. К сожалению, Академия наук не стала драйвером опережающего научно‑технического развития страны на нынешнем этапе. У нас критически мало прорывных научных достижений. От деятельности академии мы не видим той отдачи, на которую рассчитывали. Нет монетизации исследований и разработок Академии наук. А это главный критерий оценки эффективности.
Председатель Совета молодых ученых при Министерстве образования доцент кафедры международных экономических отношений Белорусского государственного университета, кандидат экономических наук Анастасия Киселевич связывает рост белорусской науки с двумя факторами:
– Первое – это, конечно, люди, сами ученые. Объективно в нашей стране с этим проблем нет, ведь Беларусь относится к государствам с высоким уровнем развития человеческого капитала. Второе – необходимость более тесного сотрудничества вузовской, академической науки и профильных министерств, ведомств, промышленных предприятий. Мы должны прийти к тому, чтобы наука отвечала на те запросы, которые стоят перед реальным сектором экономики. Ведь конечная цель всех разработок и исследований не работа в стол, а их коммерциализация. Поэтому разработки должны быть востребованными предприятиями. Это позволит повысить результативность, эффективность проводимых исследований, они будут внедряться, и от этого выиграют все: как ученые, так и заказчики.
«В долгу не останемся»
Нужна стране Академия наук в таком виде или лучше сконцентрироваться на отраслевой, вузовской науке, ставит вопрос ребром Президент:
– Знаю, говорят, что, мол, надо науке давать больше денег. Я сказал бы так: будет результат – бесплатно никто работать не будет. В долгу не останемся.
Материальная сторона вопроса, конечно, имеет значение, но в первую очередь важна мотивация, чтобы заниматься научной деятельностью, а также соответствующие условия и возможность проведения научных исследований, их публикации и апробации, замечает доцент кафедры технического регулирования и товароведения Витебского государственного технологического университета Анастасия Радюк:
– Научная деятельность – это кропотливый труд. И одно из ключевых условий успеха – способность выстраивать коммуникации с коллегами других специальностей, участвовать в междисциплинарных проектах, представлять результаты своих наработок. Также должна быть приборная база, прежде всего измерительных и регулирующих устройств, лабораторного оборудования. К примеру, я занимаюсь исследованиями в области переработки отходов, чтобы реализовать цикл, мне приходится искать оборудование. Если все это будет выполняться, то и развитие, и использование потенциала науки в интересах страны будет на должном уровне.
«Исследования ради исследований – сизифов труд»
Белорусский лидер справедливо возмущен тем, что настолько востребованные и наиболее финансируемые государством направления, как беспилотники, космос, цифровые и биотехнологии, в прямом смысле отданы на откуп самой Академии наук:
– Она сама себе заказчик, исполнитель и контролер. Как в этих сферах можно обойтись без специалистов‑практиков, которые понимают, что именно нужно экономике? Поэтому и получается, что нет ни результата, ни виноватых. Исследования ради исследований, если они не отвечают задачам развития страны, – это сизифов труд.
Разрыв между наукой и производством поможет сократить только эффективное взаимодействие ученых и представителей реального сектора экономики, убежден научный сотрудник филиала БНТУ «Научно-исследовательский политехнический институт» Валерий Середа:
– Нужно отталкиваться от заинтересованности предприятий в инновационных разработках белорусских ученых, а также исследований, направленных на практическое применение, в которых нуждаются наши предприятия. Большее количество внедрений позволит повысить уровень как научно-исследовательских подразделений, так и промышленного производства.