Итоги расширенного заседания Конституционной комиссии

Какой будет обновленная Конституция?

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, преемственность социальной политики, перераспределение полномочий между ветвями власти и статус Всебелорусского народного собрания. Во Дворце Независимости обсудили проект новой Конституции

Расширенное заседание Конституционной комиссии с участием ­Президента длилось почти четыре часа. Это был обстоятельный, живой обмен мнениями о том, каким быть новому Основному Закону страны. Предложения по его изменению комиссия готовила несколько месяцев. И в итоге вышла на финальный проект. Его еще предстоит отшлифовать, затем всенародно обсудить, и только потом он будет вынесен на референдум, который должен состояться не позднее февраля будущего года. При этом Александр Лукашенко делает принципиальное замечание — рационально отнестись к предложениям, которые по тем или иным причинам не учтены в подготовленном проекте, и к тем, что поступят в ходе всенародного обсуждения:
— Важно, чтобы вся работа по конституционному строительству стала основой для консолидации белорусского общества, заложила прочный правовой фундамент для развития страны на перспективу. Уверен, так и будет, потому что окончательное решение примет народ.

С учетом современных реалий

Напомним, в марте этого года указом Президента была создана Конституционная комиссия. В ее состав вошли 36 человек — парламентарии, ученые, эксперты, руководители предприятий, представители общественных объединений, науки и образования, культуры и спорта — во главе с Председателем Конституционного Суда заслуженным юристом Беларуси Петром Миклашевичем. Комиссии было поручено разработать предложения по изменению Основного Закона Беларуси. За прошедшие месяцы были проанализированы тысячи предложений, изучался и мировой опыт, и современные тенденции конституционного строительства. Надо сказать, копий за это время было сломано немало. Но важен результат.
Итог этой работы выглядит так: изменения предлагается внести в 53 статьи Основного Закона. Кроме того, в нем появится 14 новых статей, три статьи предлагается исключить. 
Первым делом Александр Лукашенко поблагодарил всех членов комиссии за ответственный подход к делу, неравнодушие и искренность:

— Я внимательно следил за процессом, слушал ваши выступления в средствах массовой информации. Словом, был вовлечен в происходящее. Можно констатировать, что есть вариант проекта нового Основного Закона страны.

Говоря о предлагаемых изменениях, Александр Лукашенко отметил их системный характер:

— Они затрагивают практически все разделы Конституции, начиная от преамбулы и заканчивая заключительными положениями.
Поправки направлены на то, чтобы сделать наш Основной Закон более современным.

То, что нас объединяет

Без замечаний и спорных моментов, само собой, не обошлось. Ведь для того и задумывался этот разговор, чтобы прийти к общему знаменателю по дискуссионным вопросам. Но прежде Глава государства выделил те положения, которые ему импонируют в предложенном проекте.

Во-первых, закрепление в Конституции ценностных ориентиров общества, в том числе сохранение исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

— На мой взгляд, это абсолютно правильно, — подчеркнул Александр Лукашенко.
— Именно патриотизм и историческая память делают нас действительно одним народом, единой нацией.

Далее Президент отметил:

— Если мы в Конституции акцентируем внимание на этом, то, давайте так, по-житейски говорить, это нам не помешает, это не будет противоречить нормам и принципам юриспруденции.

Во-вторых, Глава государства считает правильным сохранение конституционных принципов, направленных на обеспечение суверенитета и территориальной целостности Беларуси:

— С ними мы состоялись как нация, как суверенное государство, о котором наш народ мечтал столетиями.

В-третьих, в Основном Законе предлагается сохранить преемственность социальной политики государства, и даже повысить уровень социальной защищенности граждан. И с этим Президент согласен, поскольку такой подход соответствует государственному курсу, который поддерживает большинство граждан страны. Правда, тут есть опасность скатиться к льготированию всего и вся, предупреждает Александр Лукашенко:
— Вот этого допустить нельзя ни в коем случае. Социальная защищенность — это не расширение льготирования.

Белорусский лидер считает, что новая Конституция должна предоставить больше возможностей для самореализации людей, чем нынешняя. Но это вовсе не значит, что государство обязано делать все — от ремонта заборов до строительства жилья. Пока еще так думают многие в обществе, и такую позицию надо изживать. А вот там, где без господдержки никак, плечо всегда будет подставлено.

— Убежден, что белорусы позитивно воспримут предложения комиссии о закреплении гарантий пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми, ценности семьи и брака, равных возможностей для лиц с инвалидностью, — заявил Александр Лукашенко.

Статус и особая ответственность

Еще одно предложение Конституционной комиссии касается политической системы страны. Она должна стать более гармоничной и сбалансированной. А для этого предстоит перераспределить полномочия Президента, Парламента и Правительства, установить конституционный статус Всебелорусского народного собрания, Центризбиркома.

— Также предложено расширить гарантии судебной защиты прав граждан. Проработано практически все, о чем мы стали говорить задолго до начала работы Конституционной комиссии, — отметил Александр Лукашенко.

Впрочем, и вопросов у него к членам комиссии возникло немало:

— Я не нашел переходных положений, дающих ответы на вопросы, как будут действовать органы власти после принятия Конституции, как будет формироваться Всебелорусское народное собрание, работать уполномоченный по правам человека? В проекте не предусмотрены декреты. В таком случае что будет с уже изданными? Нет ответа, каким будет механизм проведения выборов в единый день голосования при досрочном роспуске палат Парламента.


Комиссия на своих заседаниях так и не пришла к единому мнению по вопросу формирования Всебелорусского народного собрания, а также его полномочий. И, естественно, эта тема стала одной из главных во время обсуждения. ВНС, по сути, должно обладать определенными конституционно-властными полномочиями, но при этом не нарушать действующую систему государственной власти.

Александр Лукашенко, в частности, негативно отнесся к тому, чтобы делать из ВНС второй Парламент, сократив его численность, как предлагают некоторые, до 500 человек. Статус этого органа должен быть более высоким. Следует прописать и периодичность проведения Всебелорусского народного собрания.

— Если это будет конституционный орган, конечно, это не один раз в пять лет, — считает белорусский лидер. По его словам, раз в пять лет нужно проводить основной форум, где будут определяться перспективы на пятилетку. Тем более что практика формирования пятилетних планов себя оправдала, и сейчас ее используют многие государства, даже те, кто раньше нас критиковал по этому поводу.


Не допустить двоевластия

В этой связи Александр Лукашенко подчеркнул, что решения, принятые на ВНС, должны «железобетонно выполняться», и это нужно закрепить в проекте Основного Закона. Еще одно предложение Президента — придать ВНС полномочия изменения Конституции:
— Законотворчество — это серьезная вещь. И, может быть, нам, сформировав Конституцию на референдуме, все-таки дать право вносить изменения и дополнения Всебелорусскому народному собранию.

Впрочем, рассуждая о статусе ВНС, важно не «переборщить» в этом вопросе, не допустить разбалансировки всей системы власти, предупредил Александр Лукашенко:

— Ни председатель, ни президиум (собрания. — Прим. ред.) не должны обладать такими полномочиями, которые будут довлеть над другими органами власти, особенно над ­Президентом. Тогда мы лишимся вообще ­президентской республики, это шаг к порождению двоевластия. Каждый должен заниматься своим делом. Никто не должен давить на Президента, «подмять» Президента под себя — этого быть не должно.

Исключить манипуляции

Заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета БГУ Григорий Василевич предложил включить в Основной Закон дополнительные социальные гарантии для граждан. Он также высказал сомнения в необходимости должности уполномоченного по правам человека на фоне существенного расширения полномочий Конституционного Суда РБ.

Григорий Василевич

Разошлись мнения и о том, надо ли сохранять в Конституции норму об отзыве депутата Парламента. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Светлана Любецкая отметила, что за последние годы таких прецедентов в стране не было:

— Для этого нужны очень веские законные основания. Однако события прошлого года показали, что по конъюнктурным соображениям этот инструмент могут использовать деструктивные силы для манипулятивного воздействия на Парламент, чтобы парализовать работу органа государственной власти, который должен принимать ­своевременные решения.

Екатерина Дулова и Александр Ефремов

Напомнила депутат и про международный опыт. Польша, к примеру, вообще запрещает отзыв депутатов. Коллегу поддержал председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко:

— В унитарном государстве депутат Парламента должен рассматриваться как представитель всей нации, а не отдельного избирательного округа, поскольку основная конституционная функция депутата — законотворчество — не ограничивается его избирательным округом и влияет на жизнь всей республики. Поэтому эту норму нам надо исключить из Конституции.

Владимир Андрейченко и Роман Головченко

Казнить нельзя помиловать

К единому мнению о том, где стоит ставить запятую в расхожей фразе «казнить нельзя помиловать», члены Конституционной комиссии за четыре месяца так и не пришли. Неспроста этот вопрос вновь вынесли на уровень Главы государства. И дискуссия, надо сказать, выдалась действительно очень оживленной. 

Вот лишь несколько озвученных мнений.

МНЕНИЕ «ЗА»

Светлана Любецкая, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству:

— Наша главная цель — создать ощущение справедливости. Когда мы говорим о том, что такое смертная казнь для преступника, мы забываем о позиции потерпевшего. Я как судья знаю, что для родителей, близких страшнейшее горе — потерять близкого человека. Никакая смертная казнь это не восполнит. Но само гипотетическое сохранение этого сочувствия государства, его сострадания в том, что оно разделяет горе этого человека, необходимо. И это тоже нельзя игнорировать. Первый посыл, о котором будут думать наши люди, когда прочтут о тотальной отмене смертной казни: мы этих потерпевших оставляем один на один со своим горем, даже чисто психологически. Второй момент: мораторий у нас уже фактически состоялся. За последний год вынесен только один приговор. Работает комиссия по помилованию. У нас очень взвешенные подходы к тому, действительно ли приводить приговор к исполнению, очень тщательная оценка и проверка всех фактических обстоятельств. Имеется всего 13 составов тяжких преступлений, когда применяется смертная казнь. При этом наряду с ней есть и альтернатива — пожизненное заключение. Я четко знаю, что только в исключительных случаях, когда другой вид наказания не может быть назначен, судьями принимается подобное решение, и оно очень сложное.

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Сергей Дубков, председатель правления ЗАО «БСБ Банк», кандидат экономических наук:

— Мне кажется, что сейчас заложена ментальная ловушка. Предлагаемые изменения усиливают традиционные ценности белорусского общества, которые базируются на христианских. Это заложено в ментальном коде белорусской нации. И эти изменения поддержаны большинством членов Конституционной комиссии. При этом одна из фундаментальных христианских ценностей — право на жизнь — стоит в стороне. Невозможно говорить, что мы — христиане, и при этом нарушать традиционные ценности. 

Александр Лукашенко:

— Теоретически да. Трудно опровергнуть сказанное. Но Конституция — это не теоретический трактат. Давайте будем идти все-таки от жизни. Хотя я не опровергаю эту точку зрения. Она мне знакома. Всегда об этом говорили. Всегда меня упрекали в том, что это заповедник, одна страна, которая сохранила смертную казнь. Я всегда говорил: я не могу подписать указ вопреки тому, что было на референдуме. Запад это не слышал. Они слышали мою мотивацию, а потом я понимал, что они кукиш в кармане держали. Просто помалкивали, а потом за глаза меня критиковали. Но согласитесь, что я поступил честно.
Я не стал идти вопреки мнению народа. Хотя если бы я подписал указ о приостановлении смертной казни, думаю, что, как у нас принято говорить, рейтинг бы мой не упал, не уменьшился. Проглотило бы общество. Но я на это не пошел, понимая, что это нельзя делать. Потому что народ принял такое решение, сохранив смертную казнь, притом конституционным большинством… Если мы сейчас поднимем этот вопрос, я думаю, что большинство — за сохранение. 
Резюме: ставить вопрос об отмене смертной казни и изменении порядка ее применения признано нецелесообразным.


— Позиция Конституционной комиссии: в данный момент нет необходимости выносить этот вопрос на референдум (по новой редакции Конституции. — Прим. ред.). В этих целях необходимо проводить специальный референдум в последующем, — объяснил журналистам Председатель Конституционного Суда и председатель Конституционной комиссии Петр Миклашевич. — Это очень чувствительный вопрос. Он уже рассматривался на референдуме в 1996 году. А для проведения специального референдума требуются социологические исследования, разъяснительная работа и проверка готовности общества к принятию такого ответственного решения.

Петр Миклашевич

Перемены — это не ломка, а эволюционное развитие 

Глава государства считает правильным, если последующей дошлифовкой проекта Конституции займутся эксперты-юристы, которые в сжатые сроки доработают текст с учетом результатов обсуждения, устранят юридические противоречия: 
— Окончательное решение примет народ. Как я уже говорил, референдум состоится не позднее февраля будущего года.
Однако вопрос, стоит ли его проводить в принципе, то и дело звучит до сих пор. Александр Лукашенко с такой постановкой вопроса категорически не согласен:

— Мы пообещали провести референдум по Конституции, от нас требуют «перамен» и не только. Мы сами понимали, что суть жизни и состоит в том, чтобы постоянно меняться. Только на пользу должно быть. Перемены — это не ломка, не слом, это эволюционное развитие. Мы в этом уже определились. Поэтому Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены.
Это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основу этих перемен.

Отсюда совет присутствующим: прежде чем предлагать ту или иную поправку (а Президент напомнил членам Конституционной комиссии, что за принятые решения они будут нести ответственность), нужно ответить себе на два основных вопроса: зачем это делается и кому это надо.

— Конституцию мы должны усовершенствовать, как бы хороша она ни была. Потому что процессу совершенствования нет предела, — высказал мнение Президент. — Но не оторваться от жизни. Делаем мы эту Конституцию для белорусского народа. Это слишком, может быть, напыщенно сказано, но я вам посоветую, когда вы дотрагиваетесь до проекта Конституции, думайте о своих детях. Потому что им жить. Ну и мы еще умирать не собираемся.

Отдельно Президент «передал привет» оппонентам, которые фактически пытались разрушить страну:
— Мы после прошлого года понимаем, что их допустить к власти нельзя. Потому что это не только нас ликвидируют. Ладно бы нас… Уничтожат страну! Поэтому Конституция новая должна учитывать эти нюансы. И это больше будет относиться к органам власти, их полномочиям, функциям.
Егор Макаревич и Юрий Воскресенский

Важна каждая запятая

Подводя итоги дискуссии, Президент подчеркнул, что нынешняя встреча — не последняя:

— Администрация Президента подготовит распоряжение по созданию группы, которая доработает проект Конституции и выйдет на более совершенный проект. Я буду с ними часто встречаться, чтобы ответить на какие-то вопросы. А потом, перед внесением на всенародное обсуждение того проекта, мы с вами в таком же составе соберемся. Комиссия не распускается, не исчезает. Она продолжает работать. Группу вы будете знать. Вносите тоже туда свои предложения.

Игорь Марзалюк 

По словам Александра Лукашенко, в этой группе должны быть не только юристы.

— Разные должны быть люди. Высокого уровня. Управленцы должны быть крепкие. А потом окончательный вариант, Ольга Ивановна (заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс. — Прим. ред.), пожалуйста, соберите юристов и посмотрите с юридической точки зрения. Потому что Конституция — это прежде всего юридический документ.


В заключение Александр Лукашенко поставил четкие задачи и довел сроки: 

— Надо в ближайшую неделю внести предложение по этой группе. Чтобы мы в течение хотя бы месяца доработали Конституцию. Потом соберемся, еще раз обсудим, внесем на рассмотрение народа. И в конце юристы доработают. Мы снова с вами соберемся перед вынесением на референдум, вы заранее получите проект, прочитаете, просмотрите, и окончательно примем решение.

Что предлагает Конституционная комиссия?

Председатель Конституционного Суда Беларуси, председатель Конституционной комиссии Петр Миклашевич озвучил конкретные предложения, с которыми согласилось большинство членов комиссии. Предлагаем вниманию читателей некоторые из них. 

По разделу «Основы Конституционного строя»:

установить положения о развитии Беларусью атомной энергетики в мирных целях и обеспечении безопасности при производстве и использовании атомной энергетики;

 указать на исключение возможности военной агрессии с территории Беларуси в отношении других государств;

 предусмотреть, что в соответствии с международными договорами Беларусь может использовать коллективную оборону для обеспечения суверенитета и территориальной целостности;

 предусмотреть обязанность государства обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.

По разделу «Личность. Общество. Государство»:

♦ закрепить современные принципы социального государства, где блага создаются посредством труда и каждый вносит посильный вклад в осуществление задач государства и общества;

 установить, что брак — это союз женщины и мужчины;

 закрепить гарантии государственной поддержки для семей с детьми;

 закрепить в качестве конституционного долга граждан проявление патриотизма, гражданской активности, сохранение исторической памяти.

По разделу «Избирательная система. Референдум»:

 исключить запрет на участие в выборах лиц, в отношении которых избрана мера пресечения «содержание под стражей»;

 установить запрет финансирования расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями и иностранными гражданами;

 установить единый день голосования для выборов депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов.

По разделу «Президент. Парламент. Правительство. Суд»:

 сохранить президентскую форму правления;

 для занятия должности Президента установить более высокий возрастной ценз — 40 лет, ценз оседлости — постоянное проживание в Беларуси не менее 20 лет непосредственно перед выборами, ценз гражданства — не иметь гражданства иностранного государства;

 установить, что одно и то же лицо может быть ­Президентом не более двух сроков;

 увеличить срок Полномочия Парламента с 4 до 5 лет;

 изменить порядок проведения сессий Парламента (одна сессия — с сентября по июнь);

 расширить полномочия Премьер-министра, усилив его роль в формировании Правительства, путем внесения Президенту предложений о структуре Правительства, назначений на должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;

 закрепить полномочия Правительства вносить предложения Президенту о назначении и отзыве дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях.

Новый раздел — «Всебелорусское народное собрание»:

 определить конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия;

 установить порядок его формирования и конкретные конституционно-правовые властные полномочия.

По разделу «Местное управление и самоуправление»:

 увеличить срок полномочий местных Советов депутатов с 4 до 5 лет.
ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ

Александр ­Шпаковский, директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция»:


— Конституция — это не статичный документ, а реакция на изменения в обществе, вокруг нашей страны. Мы говорим о том, что, разгружая институт президентства и укрепляя другие органы, мы создаем такую систему балансов, сдержек и противовесов, которая сделает наше государство более сильным и устойчивым.

По основным спорным вопросам, которые выносились на эту встречу, даны исчерпывающие ответы. Президент поддерживает озвученную мною позицию относительно того, что ВНС должно комплектоваться не только из представителей депутатского корпуса. Необходимо все же, чтобы до двух третей в его составе были другие круги, выдвиженцы от граждан, обладающих избирательным правом, общественных объединений, политических партий. И это решение стратегическое. Потому что существовала угроза «закуклить» действительно народное вече в некий съезд депутатов, в какие-то бюрократические рамки. В Беларуси есть потребность расширить представительную демократию. Если мы говорим о переменах, то они должны быть в конституционном русле, и Президент очень четко об этом сказал. Те, кто хочет больших свобод и большей демократии, получают возможность в том числе через Всебелорусское народное собрание доносить свою позицию. Но не на улице и не противозаконными методами.

Сергей ­Сивец, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству:

— Почему объем поправок в Конституцию настолько велик? Речь идет об Основном Законе. Это наш общественный договор, причем он представляет собой парадигму политико-правового изменения нашего государства не на год-два-три, а на десятилетия вперед. Поэтому каждая норма, каждая статья Конституции должны быть всесторонне выверены и достигнут определенный баланс, компромисс, который будет поддержан народом. Это очень сложный труд. Поэтому и потребовалось продолжение дискуссии об изменениях в Конституцию, продление работы Конституционной комиссии и создание экспертной группы, которая поможет в выработке единых подходов по оставшимся спорным вопросам. Думаю, это будет такой «внешний аудит» из числа специалистов, управленцев, юристов, экономистов — то есть людей, которые могут оценить работу, проделанную Конституционной комиссией, и в том числе помогут расставить какие-то акценты, привнести нечто новое, развязать проблемные вопросы, связанные с политической системой, интегрированием в нее Всебелорусского народного собрания, и ряд других.

ДИАЛОГ

Владимир ­Басько, генеральный директор научно-технологической ассоциации «Инфопарк»:

— Александр Григорьевич, думаю, выражу не только свое мнение: после того как вы оставите пост ­Президента, очень хотелось бы, и я вас лично прошу об этом, все-таки попытаться остаться в роли гаранта независимости нашего государства, спокойствия и мира в нашей стране…

— Отвечаю сразу на вопрос, чтобы у вас не было шальных мыслей: я никогда ниоткуда не бежал и не сбегу! — подчеркнул Глава государства.

СКАЗАНО

Наталья Кочанова, председатель Совета Республики Национального собрания:

— Разговор был длительный и на самом деле очень серьезный. Он не мог быть быстрым и легким, потому что Конституция — это будущее нашей страны. Каждый сегодня пытался высказать свое мнение, внести предложения. Хотя мы их все давно обсудили: комиссия работала практически четыре месяца. Мы приходили к единому мнению, при этом споров было достаточно много. Понимая меру своей ответственности, ты каждый раз думаешь над той или иной позицией в Конституции, насколько это будет правильно. Президент однозначно сказал: мы еще будем встречаться не один раз. На доработку дан месяц. Причем было внесено предложение доработать Конституцию и те нормы, по которым разошлись позиции, более узким кругом. 

Наталья Кочанова, Игорь Сергеенко, Ольга Чуприс и Вадим Ипатов

Юрий ­Воскресенский, директор информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил»:

— От имени группы помилованных я хотел бы поблагодарить ­Президента, Администрацию Президента, комиссию по помилованию. Кстати, впервые в истории группа помилованных публично обратилась со словами благодарности к Президенту и комиссии. То, что в оппозиционных СМИ этот факт нигде не прошел даже строчкой, говорит о том, что мы попали в точку, потому что действительно определенная часть тех, кто там находится, поддалась эмоциям.


konon@sb.by

deu@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter