В воскресенье на Шри-Ланке произошла череда терактов. Взрывы прогремели в отелях и католических храмах, когда католики праздновали Пасху. Жертвами террористической атаки стали более 260 человек, более 400 пострадали. В стране введен комендантский час, правительство сообщило о задержании подозреваемых в подготовке террористических атак, хотя ни одна экстремистская группировка до настоящего времени ответственности за случившееся на себя не взяла. Президент Александр Лукашенко от своего имени и имени белорусского народа высказал соболезнования президенту Майтрипалу Сирисену и народу Шри-Ланки. Он осудил теракты, назвав их циничными и безжалостными преступлениями против ланкийского народа. Президент призвал международное сообщество к продолжению борьбы с любыми проявлениями терроризма.
Естественно, среди главных подозреваемых оказались исламские экстремисты, для которых характерен подобный «почерк» с использованием смертников. Следует отметить, что Шри-Ланка не является мусульманской страной: мусульмане здесь составляют менее 10 процентов населения, а христиан — еще меньшее количество. Среди посетителей подвергшихся атакам храмов было немало иностранцев, что в сочетании со взрывами в отелях указывает на цель террористических атак — вызвать максимально широкий международный резонанс.
Мирной межконфессиональную обстановку на Шри-Ланке не назовешь. Большинство населения острова составляет этническая группа сингальцев, преимущественно исповедующих буддизм, в то время как на севере и востоке живут тамилы, в основном индуисты.
Несмотря на то, что гражданская война на Шри-Ланке закончилась десять лет назад, большой любви между этноконфессиональными группами, проживающими на острове, нет, что отражает общий запутанный характер межконфессиональных отношений на юго-востоке Азии. Индуизм и буддизм были историческими конкурентами на протяжении столетий. Проиграв в материковой Индии, буддизм смог удержаться на Шри-Ланке, и напряженные отношения с тамильским меньшинством являются продолжением этой застарелой борьбы.
Ислам, проникший в юго-восточную Азию с Ближнего и Среднего Востока, всегда находился в остром конфликте с местными религиозными культами — как буддистскими, так и индуистскими. Следствием этого противостояния являются индо-пакистанский конфликт, гонения на мусульман в буддистском Брунее и т.п. К слову, на Шри-Ланке местные мусульмане также пострадали в ходе гражданской войны в основном от рук тамильских сепаратистов. Наконец, христианство в этом регионе является наследием эпохи колониализма, поэтому отношение к христианам как потомкам европейских переселенцев, так и обратившимся в эту веру местным также сложно назвать доброжелательным.
Весь этот клубок этноконфессиональных противоречий находится в достаточно хрупком равновесии, раскачать которое при желании не так сложно. Безусловно, ключевым фактором может стать радикализация местных мусульман на фоне продолжающегося индо-пакистанского конфликта, а также событий на Ближнем Востоке, куда в поддержку «Исламского государства» устремились радикалы со всего мусульманского мира. Сегодня, когда ИГ фактически потерпело поражение в Сирии и Ираке, многие экстремисты возвращаются к себе на родину, в том числе в Пакистан, Индию и Шри-Ланку, подливая масло на тлеющие угли местных застарелых противоречий.
Поэтому остается надеяться, что теракты на Шри-Ланке все-таки останутся единичным эксцессом, а не станут началом новой большой войны всех против всех.
vs.shimoff@gmail.com
Теракт на Пасху
Какое варварство!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.