— Завывает за иллюминатором. Вновь идет шторм. Хорошо, что я за стенкой в порту, но по мачтам все равно бьют потоки ветра. В минувшее воскресенье было 40 узлов. У соседей на стоянке паруса свернутые повырывало. Жутковато от мысли: а как приходится тем, кто в море в этот момент...
Да, это путешествие — не прогулка на речном трамвайчике. Без выносливости, стальных нервов и терпения не обойтись. А усердию, с которым Дмитрий стремился к своей мечте, можно только позавидовать.
Море влекло его с детства. Став взрослым, будущий яхтсмен путешествовал в составе других экипажей. Бороздил Средиземноморье, Балтику, дошел до Индийского океана. Со временем сдал экзамены на управление яхтой в морской школе. Дело оставалось за судном. В 2008 году он прошел семидневный мастер–класс у известного мореплавателя Евгения Гвоздева, который тогда отправлялся в третью кругосветку. Вернувшись, взялся за строительство яхты.
Традиционную бутылку шампанского о борт Oleksa разбили в сентябре 2014 года. Название судна отнюдь не дамское. У Дмитрия с ним родственная связь:
— Oleksa — мужское имя, то есть Oleksa — это джентльмен. Такое имя получил мой дед при рождении, и так, именно латиницей, записано у него в метрике. После войны его переименовали в Александра (бабушка до сих пор его зовет Сашей), а позже стал Алексеем. Для внуков он — дед Леша. 20 мая ему исполнилось 94 года, и именно после семейных торжеств я двинулся в путь. Так наказал дед.
Чтобы пуститься в плавание, Дмитрию пришлось оставить работу. Но компания, где он трудится, пошла путешественнику навстречу. По завершении вояжа мореплаватель вернется на свою должность. А вот попутчикам, без которых капитан обойтись не может, на столь длительный отпуск рассчитывать не пришлось, поэтому, говорит Дмитрий, напарники будут меняться:
— Попутчиков трое. На начало пути — Александр из Минска. Далее будет Сергей, тоже из столицы. И еще — мой коллега по работе Максим, который приедет на полмесяца. С Сашей характеры у нас несколько разные, но вопросы по жизни одинаковые себе задаем, и ответы сходятся. Саша все точно и наперед желает просчитать, а я больше ориентируюсь по ситуации. То есть если выход утром, то это не в 7 или 9, как назначили, а когда погода наладится. Вообще расписывать все по минутам — это приобретение цивилизации. В море все не так...
Весь маршрут пройти по воде у Дмитрия не получилось. Из Бреста до Гданьска судно пришлось везти по суше, поскольку яхта морская и глубина фарватера Буга не позволяет одолеть этот отрезок по воде. Путешественник собирал деньги на перевозку, тщательно изучал ситуацию, но в итоге без казусов не обошлось. Выезд на три дня был отложен из–за вопросов, которые, продолжает Дмитрий, по объективным причинам возникли у польской таможни:
— Так как яхта шла не своим ходом, то она стала товаром, за который мне пришлось внести залог. Затем нужно было закрыть границу на Балтике и идти в Россию, а после вновь возвращаться в Польшу уже вплавь, чтобы яхта вновь стала транспортом. Теперь бегаю по таможням, чтоб вернуть залог. Таможенники идут навстречу, но это уникальный случай, и им очень долго приходится докапываться до истины. Надеюсь, на днях мне выдадут залог обратно.
Впрочем, эта трудность осталась позади. Когда я писал эти строки, Дмитрий сообщил на своей страничке в Фейсбуке, что вопрос решен. Кстати, яхтсмен активно делится фото и видео в социальных сетях, так что его приключения можно отслеживать в интернете. В сеть путешественник выходит в маринах — коммерческих портах для яхт. Связь с портом и кораблями держит по рации, навигация спутниковая — GPS. Есть приборы для снятия координат. В общем, с техникой полный порядок. Правда, Дмитрий жалеет, что нет под рукой камеры или фотоаппарата: отложенные на них деньги он потратил на перевозку яхты.
Съемку мореплаватель ведет на планшет. Но даже эти кадры впечатлят любого романтика. Позади у Oleksa Калининградский и Гданьский заливы и уже десятки морских миль из заявленных 1.350. Эмоции первой недели Дмитрий передает с трудом:
— Слов не хватает! Пройдет еще время, прежде чем я «одену» впечатления в описания. Яхта ведет себя именно так, как я предполагал. Качает ее сильнее, чем обычные, но в то же время с волны не бросает. Словом, получился надежный ковчег. И скорость у нее крейсерская — 3,75 узла выходит. Временами идет 5 узлов и выше. Габариты яхты — одно из отличий этого путешествия от других. Она длиной всего 5 метров. До этого я на яхтах меньше 8 метров в море не ходил.
Пока Дмитрий строго придерживается маршрута. Хотя соблазны, признается, есть:
— Очень зовут в Калининград на яхтенную неделю. Но я не знаю, когда у меня еще повторится такое лето. И твердо хочу дойти до Франции. Так что извините, Калининград и парни, готовые меня там встретить с радушием.
Впрочем, душевные встречи у яхтсмена случаются в каждом порту. Мореплаватели прекрасно сходятся друг с другом. Экипажи малых и больших яхт вместе отдыхают, обсуждают маршруты, суда. Большинство оставляют Дмитрию только позитив:
— Встречаются, конечно, скептики, которые «гонят» на мою яхту — мол, все в ней не так... Что ж, это их мнение. А недавно познакомился с супружеской парой лет 50 из французского Бреста. Мы сдружились, они ждут меня у себя. У них крупная алюминиевая яхта, потому супруги гораздо быстрее пошли дальше.
Впереди у Дмитрия новые страны и города вдоль береговой линии Балтики: Киль, Амстердам, Кале... Завершить маршрут брестский яхтсмен планирует в середине июля. Что тут пожелать, кроме семи футов под килем!
alexbresta@gmail.com
Фото предоставлено Дмитрием СУЯРКОВЫМ.