Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились за помощью к специалистам ОАО «Минский маргариновый завод» — одного из крупнейших производителей масложировой продукции в Республике Беларусь. Первая пачка маргарина была выпущена здесь в далеком 1951‑м, с тех пор завод производит высококачественную продукцию по лучшим рецептурам с использованием натуральных ингредиентов и сырья от проверенных поставщиков. Маргарин на предприятии как выпускали, так и выпускают, и его доля в общем объеме продукции завода достигает около 40 процентов. Это немало. Другое дело, что отечественный товар под влиянием внешнеэкономических, и не только, факторов с некоторых пор вынужден понемногу терять позиции.
— Потребность в маргариновой продукции как для физических лиц, так и для хлебопекарной и кондитерской отраслей не сокращается, — знакомит с ситуацией начальник отдела продаж ОАО «Минский маргариновый завод» Дмитрий Марцинкевич. — Но объемы производства мы все же вынуждены сократить, так как наблюдается тенденция увеличения импорта масложировой продукции из России по более низким ценам. В рыночных условиях побеждает тот, кто предлагает цену выгоднее. А на сегодняшний день основное сырье для производства маргарина — растительное масло — дешевле в России, чем у нас. Разница доходит до 30 процентов. А если дешевле сырье, то дешевле и конечный продукт.
На Минском маргариновом заводе раскладывают ситуацию по полочкам. Во-первых, в России переработка сырья дешевле, чем у нас, из-за более низкой стоимости топливно-энергетических ресурсов. Во-вторых, масложировая отрасль в России представлена крупными холдингами с полным циклом производства, а объемы производства в десятки раз больше, чем у нас. При закрытии украинского направления они стали монополистами. Отсюда и возможности для ценовых маневров. В-третьих, российские аграрии в условиях западных санкций ищут новые рынки сбыта и начинают демпинговать. В-четвертых, наличие портовой инфраструктуры — морских терминалов — позволяет осуществлять перевалку растительных масел, импортируемых в Российскую Федерацию, и дальнейшую их отгрузку конечным потребителям, в том числе и белорусским. В-пятых, госцена на семена рапса в Беларуси в прошлом году была на уровне 1350 рублей за тонну, в то время как россияне уже с доставкой в Беларусь предлагали рапс по 1100 рублей за тонну, к тому же с более высокой масличностью.
В ТЕМУНа Минском маргариновом заводе приводят пример: цена на масло из белорусского рапса составляет 2400 рублей за тонну, в то время как россияне могут поставлять аналогичную продукцию по 2000 рублей. Вышеупомянутый зазор в стоимости масла семян, разница в стоимости ТЭР и других вышеуказанных факторов делают белорусскую маргариновую продукцию неконкурентоспособной, что снижает ее долю продаж.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2023 г. № 335 ОАО «Минский маргариновый завод» присуждена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2022 года (за значительные результаты в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, внедрение инновационных технологий и современных методов менеджмента).
К слову, в 2022 году потребность маргариновой продукции в республике составила 16,3 тысячи тонн, из них 8,8 тысячи тонн — отечественное производство, 7,5 тысячи тонн — импортное, или 47 процентов от общего объема потребляемого в стране маргарина. А уже в первом квартале 2023‑го общий объем потребления маргариновой продукции составил 4,1 тысячи тонн, из которых 2 тысячи тонн приходится на отечественное производство и 2,1 тысячи тонн — импорт. Наблюдается рост импорта с 47 до 51,2 процента, и данная тенденция продолжается.
Что делать белорусским производителям масложировой продукции в неблагоприятной для них ситуации? Своим видением ситуации поделился директор ОАО «Минский маргариновый завод» Андрей Гончаров.
— Проблему нужно рассматривать в комплексе. Конечно, необходимо учитывать правила рынка, и этот критерий — доминантный. Но куда девать наш национальный высокомаржинальный продукт — рапс? Ведь на данной культуре завязано значительное количество участников народно-хозяйственного комплекса Беларуси — от аграриев, переработчиков рапса до производителей товаров народного потребления.
Непростой задачей является сохранение конкурентоспособности белорусского достояния на всей сложной цепочке взаимоотношений смежников. Диспропорция по цене на одном из этапов способна затормаживать или приводить к кризисной ситуации, которой пользуются конкуренты из других стран.
ФАКТЫСитуация для масложировой отрасли Беларуси возникла крайне острая из-за высокой цены на растительные масла, включая рапсовое, на основе которого производятся маргариновая продукция, спецжиры, спреды. Белорусские предприятия проигрывают по цене производителям России, и, как результат, снижается доля белорусского маргарина. В тендерных процедурах белорусский маргарин и жиры проигрывают соседям, даже когда мы предлагаем цену с минусовой рентабельностью — 15 — 20 процентов.
Природно-экономические условия Беларуси позволяют эффективно возделывать рапс. В структуре валового сбора масличных на эту культуру приходится 97 процентов от общего объема производства. За последние пять лет производство семян рапса выросло в 1,8 раза и в 2022 году составило 805,3 тыс. тонн. На валовый сбор повлияло увеличение урожайности с 13,1 ц/га в 2018 году до 21,3 ц/га в 2022‑м, при неизменении посевных площадей — 359 тыс. га.
Следует отметить, что в нашей стране действует Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» от 15 марта 2012 № 229, нормы которого предусматривают похожую ситуацию и рекомендуют ряду пищевых отраслей закупать для нужд своего производства белорусское сырье, в том числе и маргарины. К сожалению, данный документ некоторыми предприятиями игнорируется. Есть пожелание внести изменения в данный документ. Также хотел бы призвать всех, включая розничную торговлю, к большей ответственности в интересах Республики Беларусь, совершенствовать работу в рыночных условиях, сохраняя при этом государственные интересы в приоритете.
ШТРИХ К ПРОБЛЕМЕ
Несколько последних лет в отечественной масложировой отрасли прошли под знаком популяризации рапсового масла, в которой концерн «Белгоспищепром» и предприятия масложировой отрасли республики принимали активное участие. Работа принесла результаты — потребление рапсового масла выросло. Но потом ситуация изменилась. Начался демпинг со стороны российских производителей, и мы сегодня видим, насколько снижены цены на растительное масло, констатирует начальник отдела маркетинга ОАО «Минский маргариновый завод» Анастасия Пекарская:
— Сейчас конъюнктура рынка поменялась настолько, что подсолнечное бутилированное масло в среднем стоит 3,99 рубля за литр, а рапсовое — 4,48 рубля. Наблюдается рост розничной цены бутилированного масла рапсового на 12 процентов, что идет вразрез с государственной политикой по популяризации рапсового масла, которое, как отметил Глава государства, — наше белорусское золото! Как видим, рапсовое масло не может соперничать с дешевым конкурентом, и привыкший считать деньги покупатель вновь возвращается к прежним предпочтениям. Кроме того, в торговых сетях республики большая часть полочного пространства занята импортом (около 80 процентов), что влечет за собой не только неэффективную реализацию, но и плохую представленность белорусской продукции. Продукция отечественных товаропроизводителей размещается либо на верхней полке, либо внизу. Такая выкладка тоже снижает интерес к белорусскому продукту.
Сергей ШИРОКОВ.
УНП 100185236