"Картошка, капуста, морковь и прочее до нового урожая – чистенькая, аккуратненькая, как импортная, выложена в магазинах". Такие овощи мы и увидели в хранилищах фермерского хозяйства «Доколь-агро» Глусского района Ивана Сокола. Причем именно его морковь закупает крупнейший в Беларуси ретейлер и развозит по всей стране. По предварительным данным, в 2022 году в Глусском районе фермерские хозяйства произвели более 25 процентов общего объема валовой продукции сельского хозяйства. В основном это овощи открытого грунта.
Во время недавнего совещания по вопросам ценообразования Глава государства поручил изучить возможность строительства новых хранилищ по современным технологиям, а также поставил задачу своим помощникам в регионах проанализировать ситуацию со стабфондами как с точки зрения сохранности продукции, так и ее реализации. В хозяйстве Ивана Сокола продукция для стабфондов закладывалась в прошлом году, а в нынешнем – у его брата Александра. В «Доколь-агро» мы как раз и увидели хранилище, построенное по современным технологиям типа «спайдер».
– Произвести – это одно, сохранить – вот что важно, – отмечает Иван Николаевич. – Десять лет назад в Доколи мы построили первое хранилище, рассчитанное на две тысячи тонн овощей, сейчас в двух зданиях можно хранить до четырех тысяч тонн, фактически весь мой урожай.
Первое помещение, которое мы осматриваем, частично заполнено поддонами с морковью. Температура от нуля до четырех-пяти градусов держится здесь, даже когда на улице морозы под 30 градусов. Толщина сэндвич-панелей стен – 10 и 12 сантиметров. Это хранилище используют как цех для затаривания, так как для хранения моркови эта температура оптимальна. А вот для картофеля не совсем, может промерзнуть, если станет холоднее +2 градусов. Идем дальше, где сэндвич-панели помещений плотнее – 15 и 20 сантиметров. Для летней погоды установлены кондиционеры, чтобы всегда поддерживать оптимальную температуру в холодильниках. К чему эти детали? Они четко показывают, насколько важно при производстве овощей разбираться в нюансах.
– Изначально мы выращивали много капусты, но эта культура требует большого количества ручного труда, а он дорожает, – поясняет фермер. – Когда в течение нескольких лет сработали с нулевым оборотом, поняли, что это не даст возможности развиваться. Сейчас в основном выращиваем морковь, из 100 гектаров овощей примерно 70 приходится на эту культуру. Начинал я с 50 гектаров, сейчас в целом в хозяйстве около 430 гектаров земли, остальную использую для севооборота.
У Ивана Николаевича два высших образования: он окончил агрономический факультет Горецкой академии и высшую школу управления при Гродненском государственном университете. При каждой возможности, пока не начались сложности с пересечением границ, братья выезжали за рубеж изучать опыт коллег. Не раз бывали в Италии, Дании, Нидерландах, Японии, на выставках сельхозтехники в Германии. И это помогало в работе. К примеру, когда фермер покупал комбайн «Аса Лифт» для уборки моркови, специально съездил в Данию, где производят такую технику. Разговаривал с производителями, вносил корректировки в конструкцию некоторых узлов, адаптировал технику под те земли, на которых растет корнеплод. Фирма-партнер все учла, доставила комбайн. Похожий купил и брат Александр Сокол. За день благодаря механизации можно убрать около гектара.
– Это значительно экономит средства, так как день ручного труда сегодня стоит около 30 рублей, – поясняет собеседник. – Кроме того, в Италии закупили овощные сеялки точного высева. Каждое семечко моркови закладывается на расстоянии 4 сантиметра 2 миллиметра от другого.
Вот это точность! Семена моркови у фермера – голландские и французские, из-за санкций они подорожали вдвое. Невозможно купить напрямую, приходится переплачивать посредникам.
– Хотелось бы увеличить производство, но сейчас нет уверенности, как сложится экономическая ситуация, – откровенно говорит фермер. – Нацелены вырастить объемы.