Издевательства одноклассников – самая частая причина, по которой многие дети со страхом ждут начала учебного года. То, что мы сегодня называем буллингом в подростковой среде, по сути, существовало всегда: школьные коллективы периодически выбирали себе «жертву», которую могли «прессовать» годы напролет. Но почему в одном классе ростки травли хотя и появляются, дальше не всходят, а в другом буллинг цветет пышным цветом?
Фото Pixabay
- Причина – в психологической грамотности или безграмотности руководителей, — объясняет психолог Центра дружественного подросткам «Ювентус» Татьяна Гирис. – Вспомните, как любят некоторые педагоги выделять отстающих учеников. Которых затем гнобят «неформальные лидеры» какого-нибудь условного 9-го «Б». Толковому классному руководителю важно суметь разглядеть в толпе подростков ребенка (или даже нескольких детей), который имеет все предпосылки к тому, чтобы стать жертвой травли, и не допустить этого. Или хотя бы вовремя остановить эскалацию конфликта.
Долгие годы буллинг рассматривался как часть «нормального» пути взросления. Эдакая «дедовщина» на школьный лад, через которую должен пройти каждый «новобранец». Некоторые учителя предпочитают не вмешиваться в процесс, отпустить ситуацию в надежде, что «все пройдет само». Однако такой подход амнистирует агрессора, обвиняет жертву и поддерживает невмешательство свидетелей. Тем самым буллинг получает повсеместное распространение.
Как же решить эту сложную проблему? Одного рецепта не существует, необходим комплексный подход. Ответственность лежит не только на школе, но и на родителях, школьных психологах, социальных службах. Необходима работа в области психологического просвещения. Это позволит контролировать психологический климат в учебной среде, использовать адекватные алгоритмы помощи участникам буллинга. Ведь от уровня психологического здоровья каждого ребенка зависит уровень здоровья общества в целом.