Чем раньше установлены нарушения фонематического слуха у ребенка, тем действеннее будет коррекционная работа по преодолению проблемы. О том, как в домашних условиях протестировать уровень развития фонематического слуха, порталу sb.by рассказала учитель-логопед Марина Студнева.
Фото: freepik.com
Специалист перечислила виды нарушений фонематического слуха:
♦ недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
♦ недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
♦ глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может ни выделить звуки из состава слов, ни определить последовательность звуков в слове.
Поясняя последний пункт, Марина Студнева добавила:
— Ребенок не только заменяет звонкие глухими, а шипящие свистящими, но и пропускает или меняет местами буквы в словах, а также смягчается гласные там, где не нужно.
По словам логопеда, несформированность фонематического слуха становится особенно заметной, когда ребенок поступает, например, в школу раннего развития, и очевидной — при подготовке к общеобразовательной школе:
— Чтобы не упустить время и возможности физиологического развития ребенка, рекомендуется целенаправленно развивать фонематический слух в раннем возрасте — в 2-3 года. При соблюдения этого условия занятия будут максимально эффективны.
Марина Студнева объяснила, как родители могут проверить уровень развития фонематического слуха:
— Проводите тестирование в спокойной и тихой обстановке, с выключенным телевизором и гаджетами. Попросите ребенка проговорить парные слоги (са — за, па — ба, да — та, ка — га, во — фо), повторить цепочки из нескольких слогов (ба — па — па, ту — ту — ду, ку — гу — ку), по картинкам определить предметы, названия которых отличаются только одним звуком (усы — уши, коза — коса, лак — рак, рама — рана), ударить в ладоши, услышав в цепочке звуков заданный звук, например «с».
В зависимости от результатов тестирования ребенку предлагают игры для совершенствования не только фонематического слуха, но и способствующие развитию слухового внимания и памяти, отметила спикер и пояснила:
— Дело в том, что многие дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. По этой причине коррекционная работа по формированию фонематического слуха строится в два этапа: первый — развитие слухового внимания, второй — формирование фонематического слуха.
Логопед объяснила, в каком случае коррекционные занятия не требуются:
— Если ребенок не испытывает сложностей при определении источника звука, способен менять интонацию голоса, с легкостью справился с заданиями, предназначенными для оценки фонематического слуха, беспокоиться не о чем. Достаточно продолжать развивать фонематический слух в пределах возраста.
При стойких фонематических нарушениях большая ошибка — надеяться, что проблема со временем исчезнет сама по себе, предупредила Марина Студнева:
— Увы, нет. В будущем ребенок столкнется с дислалией и акустической дисграфией. В школе он будет писать так, как слышит (например, в слове «дуб» вместо «б» — «п»), будет неправильно формировать слоги, добавлять лишние буквы и пропускать нужные, пропускать либо, наоборот, вставлять ненужный мягкий знак. Ему будет сложно поставить ударение в слове из-за того, что он его не слышит. У таких детей распространены и такие проблемы, как написание нескольких слов слитно, пропуск предлогов и частиц. Разумеется, успешно справляться со школьной нагрузкой, имея подобные особенности, невозможно.
Подводя итог, логопед постаралась воодушевить родителей, чьи дети имеют нарушения фонематического слуха:
— Специалисты разработали эффективные методы для преодоления проблемы, главное — следовать инструкциям и заниматься с ребенком регулярно, желательно ежедневно.
Ранее мы писали о том, как помочь медлительному ребенку успевать в школе.