Наш сегодняшний гость — философ, социолог Сергей Борисов. Вместе с коллегой (и по совместительству женой) Юлией Юшковой–Борисовой он написал необычную книгу «Понять Беларусь», жанр которой они определили как «записки странствующих социологов».
Сергей Борисов: Традиционная черта национального белорусского характера — консерватизм: белорусы никогда не сломают старый дом, пока не выстроят новый
— Сергей Викторович, почему Беларусь?
— У нас давно зрел профессиональный интерес к этой стране. До этого мы серьезно занимались Молдовой, Казахстаном, Киргизией. И поняли, что выходцы из бывшего СССР просто обречены на острый взаимный интерес. Беларусь к тому же очень важна и ценна для россиян ментально, эмоционально... Мы друг для друга — зеркала, смотрясь в которые лучше понимаем себя и друг друга. А еще потому, что восприятие ни одной из постсоветских стран не обременено таким количеством стереотипов и клише, как восприятие Беларуси.
— Каких, например?
— Часто можно услышать утверждение, что Беларусь — наиболее «советизированный» фрагмент постсоветского мира. Или: Беларусь — младший брат России. В таких мнениях есть доля правоты, но они поверхностны и мало что объясняют в реальной жизни современной Беларуси. Мы стремились заглянуть глубже, не боясь развенчать попутно какие–то расхожие мифы. А непредвзятый взгляд сторонних наблюдателей нам сразу подсказал: не так все просто, поскольку мы имеем дело с оригинальным историческим феноменом. Но главное, изучая Беларусь, мы прежде всего постарались избавиться от снисходительно–благодушного отношения к ней.
— В своем исследовании вы применили метафорический образ Колеса.
— Поначалу нам показался перспективным образ дерева, но вскоре мы от него отказались: дерево никуда не движется. А жизнь людей, стран и народов течет непрерывно, меняется. Когда родился образ Колеса, все сразу встало на свои места. Колесо, в свою очередь, состоит из обода и спиц. Обод — это в нашей интерпретации национальный характер, интеллектуальные особенности, психологические реакции, привычки, вкусы...
Обод опирается на спицы — это ценности, смыслы, коды миропонимания, нравственные аксиомы, являющиеся основой культуры народа, закрепленные в его языке, как системе мышления, способе кодировки информации. Колеса нанизаны на оси — культуру: «высокую», профессиональную, а также народную, бытовую. Вот такая картина у нас и нарисовалась... Найденная метафора прекрасно дополняет научное изложение, делает его более пластичным и выпуклым.
— В двух словах сформулируйте: о чем ваша книга?
— Собственно, в ходе нашей страноведческой «экспедиции» мы попытались найти убедительные ответы на два главных вопроса. Беларусь — она какая? И почему она такая?
— Прочтя книгу, могу с определенной долей уверенности сказать: вам это удалось. Но я, как и вы, — россиянин. Интересно, а как оценили ваш труд белорусские читатели?
— Перед тем как издать наше исследование (пока оно вышло небольшим тиражом), мы разослали рукопись по многим белорусским адресам, прежде всего респондентам нашего исследования — представителям культурной и интеллектуальной элиты страны. А в середине апреля провели в Минске презентацию книги, больше похожую на читательскую конференцию, где в дискуссии участвовали несколько десятков человек, в основном — гуманитарная интеллигенция белорусской столицы, включая журналистов. Было особенно приятно, когда эти люди хвалили те фрагменты, которые и мы сами считали наиболее удачными. Например, главный режиссер Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин рассказал при личной встрече, что, взяв накануне вечером книгу в руки, долго не мог оторваться от чтения. И это была далеко не эмоциональная оценка. Хотя я прекрасно понимаю: когда читаешь, как иностранец пишет о твоей родной стране, непременно возникает определенная ревность, будто он заглядывает в замочную скважину.
— Один раздел вы назвали «Беларусь и Россия». Какие выводы вы преподносите читателю, касаясь этой темы?
— Мы, Беларусь и Россия, действительно близки и нужны друг другу. Но надо ясно понимать: Россия для Беларуси далеко не то, что Беларусь для России, и наоборот. Не надо этого пугаться! Наоборот, именно асимметрия открывает новые возможности для укрепления и обогащения нашего единства. Мы убеждены, что наши страны созрели для новых, перспективных шагов в развитии взаимной интеграции. Но для этого нужно лучше понимать друг друга, приучить себя уважать не только то, что у нас есть общего, но и наши различия.
Замечу, что видение гражданами двух наших стран современных российско–белорусских отношений в чем–то отличается. К этому надо относиться спокойно, без ревности и подозрительности. Так же, как к различиям в оценке некоторых страниц прошлого: историческая судьба у каждого народа своя. Мотивация интеграции двух стран и народов тоже не может быть одинаковой. Все это — не препятствие, а, наоборот, дополнительный ресурс нашего сродства.
— В начале нашей беседы вы сказали, что постарались развенчать миф о «советскости» Беларуси.
— «Советское ретро» в Беларуси на самом деле мало связано с идеологической верностью ушедшему общественному строю. В большей степени в его основе лежит такая традиционная черта национального белорусского характера, как консерватизм. Наши респонденты настойчиво варьировали мысль о том, что «белорусы никогда не сломают старый дом, пока не выстроят новый». Думаю, здесь и таится разгадка.
ДОСЬЕ «СОЮЗа»
Сергей Борисов — директор «Экспертного центра «МЕРА» (Нижний Новгород). Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова. Известен научными работами по регионологии, федералистики, социологии культуры и образования, сравнительном страноведении. Реализовал более 70 исследовательских, консалтинговых и организационных проектов. Среди заказчиков выступали Аналитический центр при Администрации Президента РФ и Министерство национальной и региональной политики РФ.
Александр Бушев
bush@rg.ru
Российские ученые–социологи — о секретах белорусского характера
Как понять Беларусь?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.