– Прежде всего, следует разобраться, почему ребенок сильно расстраивается и теряет веру в себя, столкнувшись с малейшим неуспехом. Первая причина – так реагирует на неудачи человек, которого он часто видит, с которым много общается и на которого старается походить. Что должны сделать родители? Во-первых, объяснить, к каким нежелательным результатам может приводить такой подход к решению жизненных задач. Во-вторых, наглядно продемонстрировать, как подобное поведение способно мешать в жизни. В-третьих, попытаться сместить «авторитет», заменив другим «примером для подражания».
Нужно попытаться произвести разбор болезненной ситуации не на уровне эмоций, а на уровне реальности. Например, если ребенок показал низкий результат на соревнованиях, которые были для него важны, родители могут напомнить: «Ты прогулял несколько тренировок, а ребята, которые ходили на все занятия, оказались лучше подготовленными и выступили успешнее». Возможно, ребенок прислушается к словам родителей, посмотрит на ситуацию с позиции «возможно, мне нужно себя совершенствовать», отметил специалист.
Подготовить ребенка к тому, что конечный результат может отличаться от желанного, – тот полезный фундамент, закладывая который родители подводят к двум ценным мыслям. Во-первых, задуманное не всегда можно достичь с первого раза, во-вторых – если нужен какой-то результат, то к нему необходимо стремиться.Вторая причина – это лень в паре с идеей «у меня все должно получаться само собой и сразу», продолжил Кирилл Хмарский. Ребенок просто не хочет прикладывать усилий, преодолевать трудности, а также не верит, что достичь хорошего и прочного результата в какой-то деятельности без труда и ошибок невозможно. Подчеркну, что проявляющаяся таким образом «негибкость» ума будет существенно мешать ребенку в дальнейшем, в том числе когда он станет взрослым. Большинство задач в нашей жизни нередко требуют применения не просто разных алгоритмов решения, а их комбинирования.
Приведу простой пример с покупкой какой-то нужной вещи. Если в ближайшем к дому магазине ее не оказалось, можно поискать в интернете, можно поездить по другим магазинам, можно посмотреть на площадках б/у товаров. Комбинируя алгоритмы решений, узнавая, думая и размышляя, мы повышаем вероятность того, что рано или поздно приобретем желанную вещь. А если сложим руки и будем бездействовать, то останемся без нее или купим что-то другое, не совсем подходящее, хуже по качеству либо свойствам. Мешает второй подход в жизни? Несомненно! Не желая добиваться результата, многие люди вместо полноценной, насыщенной жизни, которую они могли бы прожить, живут упрощенным, менее интересным и менее качественным аналогом.
– Расскажу свою историю, – перешел к примерам Кирилл Хмарский. – Мне как-то понадобилась бандура. Но так как это инструмент дорогой и не везде на площадках встречающийся по цене, которую я мог себе позволить, у меня было два выхода: смириться и отказаться от мечты стать обладателем этого музыкального инструмента или искать. Я выбрал второе. Искал везде – по знакомым, даже по заброшенным домам культуры. В итоге спустя время нашел. Я ее отремонтировал, и до сих пор она со мной везде ездит и играет, сопровождая пение песен и романсов. Этой радости, этих выездных вечеров, этой жизни могло бы и не быть, если бы я выбрал первый вариант и опустил руки.
Вернемся к вопросу о том, как вести себя с ребенком, который по двум названным выше причинам расстраивается из-за неуспехов. В обоих случаях важно, чтобы родители не начинали излишне эмоционально объяснять свое видение жизни и тем более поучать. Пусть ребенок видит перед собой спокойных, рациональных и уравновешенных близких, особенно когда огорчен и раздосадован. Часто дети расстраиваются из-за того, что у них нет опыта смотреть на неприятную ситуацию с разных сторон и искать несколько вариантов выхода из проблемы, пояснил специалист.
Показать и объяснить ребенку как можно большее количество вариантов достижения желаемого – вот в чем заключается главная задача родителей.– Предупреждаю: скорее всего, легко не будет ни родителям, ни ребенку, потому что все, что мы все делаем, – это реакция нашего мозга, алгоритм, который он подбирает к действию. Научить мозг менять привычную «программу» очень сложно, однако это очень важная часть воспитания полноценного человека. Единственная верная и сберегающая нервы и силы тактика при этом – сохранять спокойствие, рассудительность, быть терпеливым и дружелюбным, вести с ребенком взвешенные и обстоятельные беседы о его проблемах, обсуждая всевозможные пути их решения, – отметил Кирилл Хмарский.
Важно иметь в виду, что вместить в человеческий мозг больше, чем позволяет его «индивидуальная конструкция», невозможно. А это значит, что родители должны быть готовы к тому, что информация, которую они дают ребенку, может быть не только принята его мозгом, но и отторгнута. Тем не менее не стоит опускать руки заранее. Любовь к ребенку и терпение нередко творят чудеса.
Фото: freepik
Ранее мы писали о том, как понять, что ребенок страдает от недостатка родительского внимания.