В последние годы интернет пестрит информационными сообщениями о ДТП: заснул за рулем, сбил пешехода, вылетел с кольца, врезался в столб в центре города. Только с начала этого года в одной Гродненской области произошло шесть дорожно-транспортных происшествий с участием профессиональных извозчиков — шесть человек получили ранения. В пяти случаях это наезды на пешеходов на нерегулируемых дорожных переходах. Что происходит?
Знак опасности
В мире не очень много профессий, в которых усталость, неопытность и излишняя спешка могут привести к необратимым последствиям. В основном это касается сфер деятельности, где труд связан с ответственностью за жизнь человека. В этом списке одну из верхних позиций занимает профессия таксиста. К сожалению, сами частные извозчики настолько серьезно свою миссию не оценивают и ставят основной целью работы зарабатывание денег. Судя по оперативным сводкам, совмещать такие заведомо несовместимые понятия, как безопасность и погоня за большим заработком, получается далеко не у всех.
Для начала немного фактов, чтобы представлять реальный масштаб проблемы. Расскажем, к чему приводит усталость. В конце прошлого месяца суд Ленинского района Гродно вынес приговор 36-летнему водителю, который ранним утром во время управления автомобилем заснул. Машина вылетела на тротуар, врезалась в столб, а девушка-пассажирка с тяжелыми травмами была доставлена в больницу. Приговор за избыточную любовь к работе оказался суровым: длительное ограничение свободы, лишение прав на пять лет и крупная компенсация, которую уже бывшему таксисту предстоит выплатить потерпевшей клиентке.
Очередной аспект — неопытность. Здесь вспоминается случай, когда под колесами легковушки с 19-летним парнем за рулем погибла женщина-пешеход. Гродненка решила перейти 6-полосную дорогу в час пик в неположенном месте. Несмотря на явную опасность и поток автомобилей, ей удалось пересечь практически всю проезжую часть. Под автомобиль такси она попала на самой последней полосе. Здесь мы ни в коем случае не обвиняем молодого водителя, да и не имеем на это права. Однако остальные участники движения смогли сориентироваться и пропустили нарушительницу.
Иллюстраций неоправданной спешки также хватает. «В Гродно на нерегулируемом перекрестке столкнулись два автомобиля такси», «Водитель такси при повороте налево не пропустил встречный автомобиль, пострадали трое». Считаю, что к этой категории можно отнести и дорожное хамство, которое только благодаря счастливой случайности и мастерству окружающих не приводит к серьезным последствиям. Недавно широкий резонанс вызвало видео, где автомобиль такси неспешно отъезжает от обочины прямо под колеса едущей на обычной скорости машины. Ситуацию спасает отменная реакция ее водителя, который экстренно ударил по тормозам. Но и на этом дорожный конфликт не был исчерпан: виляя из полосы в полосу, таксист так и не дал себя обогнать.
А вот еще один вопиющий случай. Здесь уже другая подоплека событий. 36-летний водитель попал в аварию, проигнорировав знак «Уступи дорогу». В результате медицинская помощь потребовалась всем четырем пассажирам. Особо серьезные травмы получили двое, в том числе 8-летняя девочка. Во время проверки по факту этого ДТП выяснилось, что таксист до этого привлекался к административной ответственности… 34 раза! Более того, он вышел на смену, несмотря на начатый в отношении него процесс за совершение ДТП и оставление места аварии. Правда, антирекорд по количеству нарушений ПДД среди таксистов поставил не он. Это было сделано в 2017 году, когда молодой водитель такси сбил пешехода на переходе. Тогда и выяснилось, что у него в «анамнезе» 80 нарушений правил безопасности на дороге, причем 28 из них — только за два года, предшествовавшие задержанию.
Требования собрать в дорогу
Ушли в прошлое времена, когда таксист был гуру дороги. Раньше эта специальность предполагала целый список знаний и навыков и ее представители должны были соответствовать определенным требованиям. Почему сегодня по-другому? Об этом беседа с начальником ГАИ УВД Гродненского облисполкома Александром Войтешко.
— Александр Юрьевич, действительно ли в последние годы участились ДТП, виновниками в которых выступают водители такси?
— Мы констатируем увеличение автомобилей, которые занимаются частным извозом. Растет конкуренция, падает цена на услуги. Для того чтобы получить ощутимую прибыль, водителям приходится много работать. Они устают — и это значительный фактор риска. Из-за прироста количества такси растет и возможность попадания в ДТП. Простая математика. Правда, именно таким авариям уделяется большое внимание в СМИ, на интернет-ресурсах. Может быть, это и выглядит так, как будто обстановка резко усложнилась. Однако статистика такую точку зрения не подтверждает.
— Водители нередко выкладывают в сеть видео с явно хулиганскими выходками таксистов: не уступают, подрезают, оскорбляют. Часто ли приходится сталкиваться с жалобами по этому поводу?
— Жалобы такого рода от пассажиров нам не поступают. Но уже в этом году были случаи, когда граждане сообщали о водителях такси в состоянии алкогольного опьянения. Мы перехватывали их, информация подтверждалась и их задерживали. Но если говорить откровенно, дисциплина у таксистов, особенно молодых, падает. Это связано с упрощением требований к подобного рода работникам. Индивидуальный предприниматель покупает автомобиль и дает в аренду либо берет в найм шофера. Это нелицензируемая деятельность, которая не требует стажа, безаварийной истории вождения и так далее. Получил 18-летний парень права — у него еще навыков вождения нет, да и физически он не созрел, чтобы в полной мере отдавать отчет своим действиям и осознавать ответственность, а он уже везет пассажиров, в том числе и в непогоду, и по ночам, и во время сложной дорожной обстановки. Он включается в погоню за заработком. Естественно, стремится все делать быстро: быстрее доехать, чтобы перехватить клиента, быстрее его довезти. Несется — и совершает ошибки. А дорога, как известно, ошибок не прощает.
— Какие меры могли бы оказаться действенными для исправления сложившейся ситуации?
— В настоящий момент мы ждем поправок в законодательство. На наш взгляд, необходимо менять нормативную базу. Минтранс пока никаких разъяснений не дает, хотя свои предложения по этому поводу мы туда направляли несколько лет назад. Пока можем остановить автомобиль, проверить документы и в случае нарушения привлечь к административной ответственности. Но надо понимать, что выявить подобные нарушения не так просто. Ведь водитель, когда видит ДПС, едет исключительно в соответствии с правилами дорожного движения. Надо думать, как создать такие условия, при которых невозможно нарушать. Например, определить, что нельзя садиться за руль такси раньше, чем в 21 год, если лишался ранее прав, если систематически нарушал ПДД. Есть много разных вариантов, как навести порядок в этой сфере, но для этого ситуация должна выйти на законодательный уровень. Мы же пока работаем в тех условиях, что есть.
МНЕНИЕ
Григорий Сергеев, водитель такси с 14-летним стажем:
— Когда я пришел в такси, мой водительский стаж насчитывал более 10 лет. Город я знал как свои пять пальцев. Конечно, хотелось использовать свои навыки на полную катушку. Поэтому по совету знакомых ребят я сразу устроился в две службы, кстати, конкурировавшие между собой. Помню, был такой случай: завез женщину на обследование в больницу, а она, чтобы сравнить цены для поездки обратно, набрала другого оператора. А приехал снова я. Конечно же, уставал страшно, но на качестве вождения это не сказывалось. Взял себе за правило: всегда находить время для сна. Сонным на смену я не выходил никогда. Что касается хамства и наглости, здесь все просто. Дорога для водителя такси — это место его работы. Он тут и днем и ночью. И в солнце, и в дождь, и в гололед. Вот и переклинивает иногда молодых. «Я здесь хозяин, я тут деньги зарабатываю, а вы все так, любители», — начинают думать они. Это неправильно. Сегодня таксист — одна из самых доступных профессий. Считаю, что хотя бы элементарный отбор должен быть. Доверять здоровье и безопасность своих близких первому встречному, а именно так сегодня и происходит, я бы не стал.
charovskaya@sb.by