Иллюстрация — фрагмент афиши спектакля «Кадиш».
Спектакль, как легко догадаться, планировался в уже упомянутом «Центре городской жизни» на улице Кирова, 3. Играть его должны были 20 марта. Центр, к слову, представляет собой классическую частную лавочку и не имеет ни малейшего отношения к культурным учреждениям города. Постановка «Кадиш» должна была осуществляться силами четырех актеров: Игоря Уланова, Алексея Стоноги, Полины Левиной и Оксаны Машинковой. Трое из них были уволены из Гродненского областного драматического театра за многочисленные нарушения трудовой дисциплины. Уланов, например, самовольно остановил спектакль, вследствие чего театр понес убытки и был вынужден возвращать зрителям деньги за билеты, да и до включения в «политическую борьбу» претензии к актеру были. В труппе облдрамы в данный момент числится только супруга Уланова — Машинкова. Именно она и сделала инсценировку по поэме Александра Галича «Кадиш» и пьесе Рабиндраната Тагора «Почта» (суть в том, что в июле 1942 года в Варшавском гетто силами педагога Януша Корчака и детей-сирот, вместе с которыми учитель отправился в итоге в газовую камеру, была поставлена уже упомянутая пьеса Тагора).
Спектакль «Поминальная молитва (Кадиш)», посвященный всем жертвам нацизма, в 2013 году пополнил репертуар Гродненского драмтеатра — и заметьте, никаких претензий к нему ни у кого не было. Выводы? Значит, не в спектакле дело. И уж тем более не в теме Холокоста.Однако что мы читаем в так называемой «независимой прессе» (цитирую «Белсат» и Hrodna.life): «Претензии прокуратуры, по словам организаторов, были такого рода: в спектакле «Кадиш» осуждается фашизм и говорится о концлагере. А именно с этим часть белорусского общества ассоциирует нынешнюю власть. Такие сравнения нежелательны в сегодняшних политических условиях, нельзя предсказать эмоции и реакцию зрителей». Якобы это слова, сказанные в прокуратуре.
На деле — открываем аккаунт «Центра городской жизни» в Instagram и читаем слово в слово:
«У вольным пераказе прэтэнзii лукашэнкаўскiх пракурораў гучалi так:
♦ У спектаклi «Кадзiш» асуджаецца фашызм. А менавiта з фашыстамi частка беларускага грамадства асацыюе сённяшнюю ўладу. Такiя параўнаннi непажаданыя ў сённяшнiх палiтычных умовах, нельга прадказаць эмоцыi i рэакцыю гледачоў.
♦ У спектаклi «Кадзiш» гаворыцца пра канцлагеры. А менавiта з канцлагерамi частка беларускага грамадства асацыюе сённяшнюю ўладу. Такiя параўнаннi непажаданыя ў сённяшнiх палiтычных умовах, нельга прадказаць эмоцыi i рэакцыю гледачоў.
♦ У спектаклi «Кадзiш» гаворыцца пра трагiчны лёс габрэяў у час Другой сусветнай вайны. А гэта цягне на артыкул 130 Крымiнальнага кодэкса РБ «Распальванне расавай, нацыянальнай, рэлiгiйнай альбо iншай сацыяльнай варажнечы».
То есть мы имеем дело с «вольным пересказом» в интерпретации непонятно кого, а попросту говоря, враньем, которое в переводе распространяют оппозиционные недоСМИ.
А теперь вернемся еще на сутки назад. 18 марта на финансируемом из-за рубежа гродненском сайте появляется анонс, носящий отчетливо политический характер: мол, так и так, на сцену вот-вот выйдут герои политической борьбы, уволенные за то, что поддержали «национальную забастовку» и срывали спектакли в облдраме в знак солидарности с участниками массовых беспорядков и нападений на ОМОН. Цитирую: «Сейчас это будет новое произведение, — рассказал Игорь Уланов. — В поэме у каждого будет главная роль. Мы все — участники тех страшных событий, которые произошли в этой истории». «В борьбе с насилием у каждого свой путь», — говорится в анонсе встречи актеров со зрителями. Также прошла и рекламка, содержащая определенную символику и недвусмысленные намеки на то, что 20 марта в «Центре городской жизни» планируется далеко не просто спектакль.
Ситуацию прокомментировала начальник управления взаимодействия со средствами массовой информации и редакционной деятельности Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Анжелика Курчак:
— На одном из интернет-ресурсов был опубликован анонс театральной постановки, которая должна была состояться по адресу: Кирова, 3. В комментарии и изображениях, которые сопровождали анонс, усматривались определенные предпосылки к разжиганию социальной розни. При этом сама постановка, ее содержание не подвергались никакой оценке и сомнений по поводу конкретно спектакля «Кадиш» у органов прокуратуры не возникло. Поэтому, чтобы ни в коем случае не допустить превращения спектакля на тему Холокоста в незаконное массовое мероприятие с непредсказуемыми последствиями для зрителей, в прокуратуру города были приглашены артисты, собиравшиеся играть в этом спектакле.
Им объяснили, какая административная ответственность наступает в случае участия в незаконных массовых мероприятиях — вплоть до уголовной, если звучат определенные лозунги и призывы, влияющие на разделение общества и разжигание вражды по признаку отнесения к тем или иным группам населения.Уланову, Машинковой, Левиной и Стоноге в ведомстве было сказано следующее: нет претензий к спектаклю, однако они должны отдавать себе отчет о возможных последствиях, если вечер завершится несанкционированной акцией. Актеры, как это нынче водится у «героев протеста», попадающихся на горячем, сыграли пушистых зайчиков: мол, мы не знали и не подозревали, в какую бяку вовлекают нас организаторы и к чему это может привести. И раз так, то мы лучше не будем вообще давать спектакль.
Однако для «независимых» ресурсов фигурантам этой истории нет нужды притворяться невинными ягнятами. И вот уже мадам Машинкова дает комментарии, диаметрально противоположные тому, что пела в прокуратуре: «Именно «Кадиш» сейчас нежелателен, претензии именно к нему». При том, что, как уже было сказано, ведомство спектакль не запрещало, участникам четко объяснили: можете играть, но без политических лозунгов и несанкционированных акций.
Есть и еще один нюанс. Начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович обратила внимание на то, что авторскими правами на спектакль «Кадиш», вообще говоря, обладает Гродненский областной драматический театр. И копировать постановку на другой площадке уволенные актеры не имеют права:
— Спектакль «Кадиш» шел на сцене Гродненского облдрамтеатра, и к нему не было абсолютно никаких претензий, его никто не снимал с репертуара. В данный момент в связи с увольнением ряда актеров за нарушения трудовой дисциплины эта постановка не идет. Однако театр работает, репетиции проводятся, в субботу премьера спектакля «Смерть Тарелкина». На место ушедших пришли другие актеры. В театре новый режиссер, который постепенно вводит новичков в репертуарные спектакли. Следовательно, и вместо Игоря Уланова, когда придет время, будет кто-то играть. Что касается «Центра городской жизни», это частное учреждение, которое ведет деструктивную работу. Вообще, спекулировать на теме культуры не очень правильно. Культурные работники — люди публичные, и на этом можно сделать какой-то хайп. Этим и занимаются в «Центре городской жизни» с сентября 2020 года. Повторюсь, авторские права на «Кадиш» принадлежат театру, копировать его полностью актеры не имели права, возможна только другая интерпретация. Название то же самое, а вот что за ним стояло? Как толковали постановку и что собирались показывать зрителям под видом спектакля «Кадиш», это я прокомментировать не могу.
...Кстати, прокуратура города Гродно провела проверку по поводу демонстрации на выставке художника Алеся Пушкина в «Центре городской жизни» портрета сотрудника специального разведывательно-диверсионного подразделения абвера «Дальвитц» Евгения Жихаря. Возбуждено уголовное дело. Мы со своей стороны продолжим пристально следить за происходящим в Гродно на улице Кирова, 3: как видно, там обретаются весьма изобретательные граждане совершенно отчетливых взглядов. Любопытно, что они еще придумают и куда в итоге заведет их эта дорожка.
Комментарий посольства Беларуси в Израиле в связи с публикациями в СМИ об отмене в г. Гродно 20 марта спектакля «Кадиш»
Исходя из имеющейся информации, хотели бы однозначно констатировать, что сама тематика спектакля «Кадиш» не имеет никакого отношения к причинам, по которым прокуратура г. Гродно проявила внимание к организаторам показа.
В Беларуси, где в годы Второй мировой войны погиб каждый третий, память о жертвах фашизма является священной. Неразделимой болью отзывается и трагическая судьба огромного количества евреев, испытавших на себе ужас Холокоста. То внимание, которое уделяется в Беларуси увековечению этой памяти, говорит само за себя и может послужить примером для многих других стран, пострадавших от гитлеровской оккупации. В нашей стране мероприятия в память о потерях и подвигах в Великой Отечественной войне носят характер национального приоритета…
Хотелось бы категорически отвергнуть попытки ряда сетевых публикаций увязать с тематикой постановки «Кадиш» какие-то аналогии и параллели с современной жизнью. Все шаги представителей белорусского государства направлены на сохранение межнационального мира, спокойствия и дружбы, недопущение розни по каким-либо причинам. Заверяем, что даже сама идея о якобы антисемитских мотивах или ущемлении свято чтимой памяти жертв нацизма на белорусской земле является кощунственной и выглядит нелепо.
ovsepyan@sb.by