— Объемы контейнерных перевозок железнодорожных грузов растут, ощущается нехватка мощностей. Транзитное сообщение Китай — Европа все больше востребовано. Транспортно-логистические компании ускоренно расширяют парк крупнотоннажных контейнеров, а у нас уже есть первые образцы, — рассказывает начальник конструкторского бюро Мария Хальцева (на снимке).
Если делать, то хорошо
Рынок сегодня голодный — выбирает полностью любой подвижной состав. И у конструкторского бюро уже целый задачник: освоить выпуск импортозамещающих вагонов-цистерн и контейнеров. Сейчас приобретается дополнительное оборудование, часть приспособлений и стендов для выпуска новой продукции завод конструирует собственными силами.Мария Хальцева поясняет, что пополнение модельного ряда на пару единиц в год на заводе — высший пилотаж:
— Ведь от идеи до изготовления опытного образца, испытаний, сертификации, скажем, вагона-цистерны уходит много времени.
Только когда своими глазами видишь, как укрощают сталь при создании вагона-цистерны, понимаешь, почему так важны точные расчеты, высококвалифицированные рабочие и оборудование последнего поколения. Листы металла вальцуют, то есть скручивают в кольца — обечайки, из них собирают цилиндр, а с двух сторон приваривают днища. Сварных швов снаружи и внутри — целая паутина. Насколько важно качество сварки, легко понять даже непрофессионалу, представив, что эта цистерна в огромном составе повезет по железной дороге, к примеру, нефтепродукты, — вопрос надежности и безопасности выходит на первый план.
![](https://storage01.sb.by/iblock/7bd/7bdec8197e9df117531980bde7dd55b5/a088149baf92b414c423a743e17ff773.jpg)
Оператор Вячеслав Кравченко управляет сварочным роботом с экрана монитора. Зрелище захватывающее — искры и голубое свечение от сварки в огромном цилиндре напоминают космический корабль.
— Робот варит, а решения принимаю я, — рассказывает Вячеслав, называя свою работу ювелирной. — Перед сваркой оператор подгоняет массивные детали, чтобы не было смещений и зазоров. Каждый миллиметр сварного шва за мной проверит дефектоскопист с помощью ультразвукового контроля — как у пациентов в больницах. После будут гидроиспытания и еще масса экзаменов на соответствие качеству.
Контроль и еще раз контроль
В огромном цехе рельсы повсюду, под ногами и под потолком — по ним многотонные изделия перемещаются по этапам обработки. Чтобы рабочие могли подменить друг друга в любой точке производственного маршрута, универсалы приветствуются: без отрыва от производства помогут освоить любую профессию. Василий Герасимович — стропальщик, машинист крана, резчик на пилах, ножовках и станках, оператор окрасочно-сушильной линии и агрегата. Рассказывает:![](https://storage01.sb.by/iblock/8d2/8d2ddd004b158c8020ae362df2dd4e08/604ffcbb0e1cfb41f1a58f74866a98d2.jpg)
— У нас сейчас многие возвращаются из числа тех, кто когда-то уехал на заработки. Люди видят, что пошли заказы. В прошлом году 180 человек приняли на завод. Зарплата выросла почти в полтора раза.Инженер-технолог Сергей Минов проводит экскурсию по цеху и демонстрирует многоступенчатую систему контроля качества в процессе производства:
— Начинается с самоконтроля на каждом рабочем месте. Обратите внимание на лозунг в цехе: «Профессионализм — это делать хорошо, даже когда никто не смотрит». Вторая ступень контроля — мастер, следом вердикт выносят специалисты отдела технического контроля. На каждый вагон составляется персональный паспорт, в который вносят сведения о тех, кто участвовал в его производстве.
![](https://storage01.sb.by/iblock/79b/79b4a3cfd4c32628f727127ac06794e8/23244c5f19079c30e32ab389fe8cd844.jpg)
Компетенции не утрачены
Вагоностроительная отрасль в отечественном машиностроении молодая. Решение о создании в Беларуси собственного вагоностроения было принято Президентом в 2007 году. И сегодня в Могилевской области уже два предприятия — в Осиповичах и областном центре. Кадровый инженерный ресурс, выгодное географическое положение, наращивание экспортного потенциала и расширение услуг по перевозке грузов — все эти стратегические расчеты оправдались.Запросы рынка в вагоностроении меняются, как в модной индустрии: еще пару лет назад спросом пользовались длиннобазные платформы, в 2023 году в тренде были вагоны-цистерны.
— Оперативно поставить на новые рельсы, перезагрузить такое производство возможно только при условии, если на каждом рабочем месте — высококвалифицированный специалист, — убежден главный инженер Николай Гулей. — Цистерна более трудоемка, чем платформа, которую мы изготавливали ранее. Но нужно, как говорится, набить руку: начинали с 30 единиц в месяц, поставили планку утроить объемы. Создавая и сертифицируя новую технику сейчас, мы обеспечиваем себе рынок сбыта на пять лет вперед.
![](https://storage01.sb.by/iblock/eb9/eb939320830a48a841edcf6e67e6e79d/27e421a42865c3f965702c981335628e.jpg)
Осиповичский завод — резидент СЭЗ «Могилев», на предприятии функционирует свободная таможенная зона, что дает ряд преференций при импорте сырья, материалов и комплектующих. В прошлом году завод полностью реализовал свой бизнес-план и заявил о новом инвестиционном цикле.
Директор Осиповичского завода транспортного машиностроения Мирза Чолоян отмечает, что востребованность в их продукции на рынке такова, что производству необходимо набирать обороты:
— Наше кредо — качество. Как подчеркивал Глава государства, только качеством мы можем завоевать свою нишу на рынке. 90 процентов продукции экспортируем в Россию, остальное идет на внутренний рынок. Российские контрагенты охотно с нами сотрудничают, понимают, что мы стабильные партнеры.kukshinskaya@sb.by