ОАО «Витебский завод тракторных запасных частей» входит в «МТЗ‑ХОЛДИНГ» и отгружает на головную площадку, в Минск, до 70 процентов деталей и узлов, без которых сегодня трудно представить отечественную сельхозтехнику. Расширять ассортимент и повышать качество продукции заводу помогает реализация ряда инвестиционных проектов. При этом удельный вес отгруженной инновационной продукции в нынешнем году должен составить 23 процента.
На Витебском заводе тракторных запасных частей. Оператор станков с ЧПУ Сергей Куриленок.
Гибкость и оперативность
Недавно на витебском предприятии установили современную высокотехнологичную линию обработки деталей, которая позволила снизить себестоимость продукции, увеличить объемы производства и улучшить условия труда. Директор завода Олег Шимченко уточняет:— Делаем все, чтобы выпускаемые детали и узлы были востребованными. Ведем модернизацию производства, в том числе изготовления корпусных деталей. На эти цели в прошлом году инвестировали более 4 миллионов рублей, а в 2024‑м планируем свыше 6 миллионов.
Упор — на приобретение современного металлообрабатывающего оборудования, создание гибких производственных модулей, позволяющих оперативно перейти к изготовлению самых разных деталей. Сейчас в процессе запуска находится установка лазерной резки по раскрою листового металла для собственного производства и выполнения сторонних заказов, в том числе в Российскую Федерацию. Впрочем, такие инвестиции всегда на перспективу — география продаж у предприятия широкая: сегодня завод реализует продукцию в 18 стран. Самый массовый покупатель — Российская Федерация, на которую приходится около 70 процентов поставок за рубеж. В этом году темп роста экспорта предприятия должен составить 112 процентов.
В год завод производит около 300 наименований продукции, отгружая на головное предприятие до 2 миллионов штук изделий. На этапе технологической подготовки производства находятся 38 наименований деталей и узлов, делится Олег Вячеславович:
— За первый квартал выручка от реализации новых для нас деталей должна составить около 100 тысяч рублей. На этапе подготовки выпуск новинок, запланированный в конце 2024 — начале 2025 года. К примеру, так называемого мокрого тормоза, который будет установлен практически на всю линейку тракторов ОАО «МТЗ». В месяц планируем выпускать до тысячи узлов. Темп роста производства продукции до конца 2024 года должен составить 107,5 процента.
Ведутся работы по передаче из ОАО «МТЗ» производства шасси универсального BELARUS Ш‑406 и машины снегоуплотнительной BELARUS МСУ‑108. Участок для этого готов. К сборке должны приступить уже в конце февраля — начале марта.
Начать с себя
Вся произведенная ОАО «ВЗТЗЧ» продукция соответствует требованиям потребителя — в ней мы уверены, заслуженно гордится мастер механосборочного участка Сергей Либер:— В этом году ровно 20 лет, как я на заводе. Продолжаю династию — фрезеровщиком здесь до сих пор трудится мой отец. Приятно отметить, что все не просто в порядке, а есть уверенность в будущем. Столько нового оборудования установлено! Те же высокотехнологичные станки с ЧПУ позволяют заметно улучшить качество. Зарплата растет, а коллектив пополняет молодежь. Главный мой совет: делай все на совесть, качественно. Как правильно говорит наш Президент, каждый должен начинать с себя.
Мастер механосборочного участка № 1 Сергей Либер и оператор станков с ЧПУ Владислав Волков.
С опытного наставника берет пример 19‑летний Владислав Волков, оператор станков с ЧПУ. Парень делится:
— После колледжа получил распределение на Витебский завод тракторных запасных частей. Доволен — есть возможность на практике вникнуть в тонкости профессии, а еще неплохо заработать.
Кстати, на предприятии активно поддержали информационно‑просветительский проект Первомайского района Витебска «ПрофМаршрут». Учащиеся областного центра бывают на заводе с экскурсиями — многие признаются, что не прочь однажды вернуться сюда в качестве молодых специалистов.
Космическая точность
Витебский завод тракторных запчастей первым в северном регионе внедрил в производственный процесс координатно‑измерительную машину (КИМ) Contura. Ее разместили в специальной комнате с климат‑контролем. Точность — просто космос, с гордостью замечает начальник отдела технического контроля предприятия Эдуард Горбачевский:
— Только представьте: благодаря этой умной машине можно измерять детали до 0,0001 (!) миллиметра. Заметно сократились время контроля качества деталей, сроки освоения и подготовки новой продукции к серийному выпуску. Человеческий фактор исключен, как и риск того, что на конвейер ОАО «МТЗ» попадут детали с браком.
Инженер по метрологии Ольга Файбич.
С момента, как на предприятии внедрили координатно‑измерительную машину Contura, к качеству тормозных дисков, выпускаемых ОАО «ВЗТЗЧ», нет никаких вопросов. Более того, идет речь о передаче всей их линейки в Витебск. Площади и современное оборудование это вполне позволяют.