МАЙКЛ Дуглас, Скарлетт Йоханссон, Харрисон Форд… Эти имена голливудских звезд у всех на слуху. Но мало кто знает, что их корни — самые что ни на есть белорусские. Вот еще парочка примеров. Луис Барт Майер, основатель знаменитой голливудской киностудии «Метро-Голдвин-Майер», родился в Минске. Братья Уорнеры, которые основали компанию «Уорнер Бразерс», родом из деревни Красносельцы Браславского района, актриса Лиза Кудроу, сыгравшая роль Фиби в сериале «Друзья», из деревни Илья Вилейского района, а художница Надя Ходасевич-Леже — из борисовского Зембина. И это далеко не все. Знают ли сельчане о своих знаменитых земляках, растут ли на родине звезд свои актеры и художники? Новый цикл «СГ» «МИРовые белорусы» расскажет своим читателям, каких выдающихся людей мира родила земля белорусская, какие ее деревушки подарили миру известных актеров и певцов, политиков и бизнесменов, писателей и журналистов.
Имя телемагната Сарнова известно во всем мире — он считается одним из отцов-основателей радио и телевещания в США. А еще он, будучи в юности простым оператором радиосвязи, первым принял телеграмму с тонущего лайнера: «Титаник» врезался в айсберг и быстро тонет». Так рядовой радист стал знаменитым. Крестный отец американского ТВ, Билл Гейтс эры вакуумных ламп… Как только не называли Сарнова. 27 февраля исполнится 125 лет со дня его рождения. А знают ли сельчане из пуховичских Узлян, в которых родился и до девяти лет проживал телемагнат, о своем знаменитом земляке? Чем сейчас живет населенный пункт, некогда официально носивший статус города?
В УЗЛЯНАХ меня уже ждут. Экскурсию по деревне и экскурс в историю начинаю с местного… детского сада. Да, здесь тоже помнят о выдающемся земляке. В здании еще пару лет назад работала школа, однако из-за малокомплектности ее закрыли. Всего в нескольких кабинетах двухэтажки располагается садик, где воспитываются всего 14 детей. В одной из комнат — исторический уголок с упоминанием о Сарнове. Краткая биографическая справка и два снимка: фото телемагната и дом, в котором он жил. Интересуюсь у заведующей детского сада Зои Щерба: сохранилось ли родовое гнездо человека, по сути, изменившего мир?
— Это место, наверное, уже никто не назовет. У нас в деревне с тех времен парочка домиков осталась: один — в центре, второй — на окраине. Да и кто такой Сарнов, мало кто знает. Ведь он уехал в Америку в девять лет, из родственников в деревне никого не осталось…
Действительно, так называемый узлянский период этой семьи скуп на факты. Известно лишь, что в 1891 году в семье Абрама и Лии Сарновых родился первенец Давид. Жили тяжело. Поэтому отец, маляр по профессии, еще в 1897 году решился уехать в Америку. Спустя три года Лея с тремя сыновьями и младшей дочкой эмигрировали вслед за Абрамом.
Председатель Пережирского сельсовета Елена Зубович вспоминает:
— Мы знали, что в Узлянах родился Сарнов, но детально этой темой никто не занимался. А когда деревня стала относиться к нам, ребята из историко-краеведческого кружка «Наследники» Пережирской средней школы имени А. Е. Гуриновича взялись за научную работу.
Особо заинтересовался земляком тогда пятиклассник Георгий Зубович (сейчас учится в восьмом классе), который и стал раскапывать неизвестные факты из биографии телемагната:
— Литературу вместе с учителем истории мы искали в архивах Национальной библиотеки, изучали публикации в газетах, даже нашли материал 1951 года о Сарнове в журнале «Тайм».
Писал Гоша и письмо в вашингтонскую библиотеку Сарнова, однако ответа из-за океана, увы, так пока и не дождался.
— Больше всего в биографии этого человека меня удивила его целеустремленность. Еще в четыре года Давид стал ходить в специальную школу, занятия в которой длились по 12—14 часов. К пяти годам он свободно читал и цитировал наизусть Ветхий Завет. Уже в Америке, едва ему исполнилось девять лет, разносил газеты, чтобы как-то прокормить семью, — удивляется восьмиклассник.
|
Елена Зубович показывает мне бумаги с решением Пережирского сельсовета о том, что просьба школьников удовлетворена, а также карту с новой улицей, которая появилась в деревне 16 мая 2014 года.
ОТ ДОМА на углу Центральной улицы начинаются новые постройки. Четыре из них попали под ребрендинг и теперь носят имя Давида Сарнова. В первом, который раньше значился под номером 30а, а ныне Сарнова № 2, живет заведующая молочно-товарной фермой № 6 ОАО «Зазерка» Татьяна Кавученкова. Сельчанка о заокеанском земляке знает немного: «Имею только обрывочные сведения. Не изобретатель, нет? Первый раз это имя услышала пару лет назад. А улица пусть бы и была Центральной. Нам ведь сейчас все бумаги переделывать нужно». Во втором доме живет сестра Татьяны Светлана Танкович — кладовщица ОАО «Зазерка». Хозяйку дома не застала. Два оставшихся участка выкупили минчане, которые и построили себе дома. На этом улица Сарнова заканчивается.
А у педагога-организатора Гребенской базовой школы Лидии Степаненко, дом которой примыкает к улице Сарнова, сведений о бизнесмене предостаточно. Лидия Николаевна вспоминает, как несколько раз в Узляны приезжали заграничные делегации:
— В 1995 году к нам наведывался сотрудник библиотеки Сарнова в Вашингтоне, который интересовался, чем сейчас живет деревня, есть ли школа… Говорят, что прибыл он по поручению какого-то близкого родственника Сарнова. Якобы сам Давид часто вспоминал свою малую родину, ведь уехал в Америку в девятилетнем возрасте, а детские впечатления очень яркие.
За несколько лет до американского визита, да, впрочем, и после него, по словам Лидии Николаевны, в Узляны наведывались израильские делегации. «Смотрели старые захоронения, предлагали даже сделать музей, но деньгами так никто и не помог. На кладбище даже заборчика небольшого нет, только насыпью могилки огорожены».
По сведениям сельчанки, семья Сарнова не была зажиточной: «Возможно, поэтому и отправился отец на заработки за границу. К тому же профессия позволяла — маляры везде нужны. Всей деревней тогда их в Америку собирали. Этот переезд, можно сказать, спас жизнь семье. Ведь потом на евреев начались гонения. А во время войны почти всю деревню расстреляли».
Сейчас о том, что в Узлянах когда-то жили евреи, напоминают лишь два домика, которые явно выбиваются из деревенского экстерьера. В одном из них живет Евгений Осипчик. Приветливый хозяин встречает на пороге. Интересуюсь, знакомо ли ему имя прародителя американского радио.
— Конечно, знакомо, видел его пару лет назад, — уверенно отвечает Евгений Федорович. Не смущает хозяина тот факт, что Сарнов ни разу не приезжал на родину: «Так это ж музыкант, была у нас как-то делегация из Израиля, у меня в доме даже стол накрывали, так говорили об этом Чарно». После объяснения, что известный земляк из Узлян не Чарно, а Сарнов, Евгений Федорович припоминает историю о знаменитом бизнесмене. «Вот он радио придумал, а у нас ничего не работает. Раньше у каждого на кухне стояла радиоточка, сейчас волну не принимает. У меня даже сохранился старый приемник, — демонстрирует раритет сельчанин. — А телевизор работает хорошо — есть Zala, так столько каналов идет, что не сосчитать».
Ностальгия по былым временам освежает в памяти собеседника жизнеустройство деревни десятилетия назад:
На прощание Евгений Федорович просит: «Вы и про ФАП напишите. Здание отремонтированное, а работать некому. Мы за порошками и пилюлями невесть куда ездить должны. А ведь хочется, чтобы деревня жила…»
Аккурат за домом Евгения Осипчика — памятник-напоминание о том, что в 1941 году здесь расстреляли 375 человек, и еврейское кладбище. Последнее лишь отдаленно напоминает таковое. Кажется, что по полю просто разбросаны большие валуны. Однако если присмотреться, то на них можно разглядеть надписи на иврите. Школьник Георгий Зубович вместе с учителем даже пробовали их расшифровать. Юный исследователь пытался отыскать родственников Сарнова, которые могли бы быть здесь похоронены. Но поиски так и не увенчались успехом.
Последний объект в моей экскурсии — двор Анатолия Синюца, который живет в одном из последних сохранившихся еврейских домов.
— Вы свет пришли проверять? — с порога интересуется хозяин. Когда объясняю причину прихода, Анатолий лишь разводит руками: «Чего не знаю, того не знаю. Фамилия Сарнов мне незнакома, ведь в Узлянах я только с 1966 года. Это вам нужно с коренными жителями разговаривать, хотя и их здесь не осталось. Вот ветеран Иван Кукареко вам много бы рассказал, так он теперь у детей в Минске живет».
Хотя и не знает сельчанин прародителя телевещания, однако благами цивилизации пользуется:
— Телевизор смотрю, а как же. Вот у меня «Витязь», хороший аппарат. Так вечером и новости посмотреть могу, и кино какое. Один ведь живу…
БОЛЬШИНСТВО сельчан в Узлянах о заслугах своего земляка слышали отдаленно. А жаль… Ведь деревня могла бы стать еще одним пунктом туристического маршрута — всего в нескольких километрах от нее располагается Музей материальной культуры «Дудутки». Кроме того, в Узлянах после боев местного значения 1944 года пятеро красноармейцев получили звание Героя Советского Союза. Чем не повод побывать на героической земле?
СПРАВКА «СГ»
В 13 лет Давид Сарнов стал владельцем газетного киоска и организовал службу доставки газет многочисленным подписчикам. В 16 юноша становится радиотелеграфистом на одном из кораблей. Тогда он настроил оборудование для беспроводной связи на судне охотников за тюленями и впервые передал медицинский диагноз от корабельного врача к пациенту. В 30 лет Сарнов стал генеральным директором радиовещательной корпорации Америки (RCA). Помимо того, организовал регулярное телевещание в США (с 1939 года). Под его руководством создана система цветного телевидения, совместимая с черно-белой (1949), сделана запись телепередачи на видеомагнитофон (1956) и снят первый телевизионный художественный фильм (1964). Давид Сарнов умер 12 декабря 1971 года в США.
Директор Пуховичского районного краеведческого музея Александр ПРАНОВИЧ:
— Узляны городом вряд ли были, скорее, таким зажиточным местечком. В документах значится, что в конце XVIII века здесь было древнее поселение, которое принадлежало Виленским епископам. В XIX веке Узляны обозначены уже как село. В 1886 году здесь было 73 двора и 624 жителя. В начале XX века на месте современного населенного пункта располагались две деревни с названием Узляны, в одной — 75 дворов и 502 жителя, во второй 76 домов и 570 человек. Находилось здесь также имение в три двора и еврейское местечко со 105 домами, в которых проживало 867 жителей. Здесь была своя православная церковь, в местечке — синагога, почтово-телеграфное отделение, церковно-приходская школа.
Вообще Пуховичский район богат на знаменитостей — здесь родились известные писатели, в их числе Михась Чарот, Алесь Бачило, 100 кандидатов и докторов наук, три академика. Здесь корни дирижера Иосифа Жиновича, композитора Игоря Лученка, певца Валерия Дайнеко… Из деревни Русаковичи, например, родом известный в Европе художник Вейсенгоф.
bizyk@sb.by
Фото автора