Краiна Вымярэнiя
Мiнск, «Кнiгазбор», 2019
«Распавяду вам гiсторыю, якая здарылася ў даўнiя‑даўнiя часы ў казачнай звярынай краiне Вымярэнiя. Жыў там адзiн заможны мядзведзь, якi меў багата зямлi. Але з цягам часу было ўсё цяжэй весцi гаспадарку, i вырашыў ён частку сваiх надзелаў прадаць. А мералi ў тыя часы хто чым — крокамi, локцямi, ступнямi, нават пальцамi. Вось i мядзведзь прызначыў кошт — вось столькi грошай за крок».
Але выявiлася, што крок у вожыка — адзiн, у жураўля — зусiм iншы... Цi не лепш прыдумаць аднолькавую меру?
Гэтую цiкавую кнiгу рыхтавалi адмыслова да пачатку навучальнага года. Таму што яна можа дапамагчы маленькiм школьнiкам хутчэй i не сумна засвоiць адзiнкi вымярэння. Пра iх распавядаецца ў форме казак, дзейныя асобы там — чароўныя звяры. Вось мама‑рысь паслала сына ў млячарню да каровы Мiлкi па малако. А той i не ведае, колькi браць: кiлаграм цi метр? Аказваецца, лiтр! Як вымяраецца час, можна даведацца з гiсторыi пра маму‑зайчыху, якая пякла яблычны пiрог — роўна гадзiну... А калi пачалi дзялiць за сталом ласунак, зайчаняткi зразумелi, як падзяляецца тая гадзiна на хвiлiны. Кнiга суправаджаецца прыгожымi i пазнавальнымi малюнкамi мастака Вiктара Козела. А ўсе апавяданнi разам складаюцца ў казачную аповесць.
Ольга Токарчук.
Бегуны
Москва, ЭКСМО, 2018
«Во мне, видимо, отсутствует ген, который позволяет укорениться в любом месте, едва остановившись… Я не умею пускать ростки, лишена этого растительного дара. Не питаюсь земными соками, я — анти‑Антей. Мою энергию порождает движение — тряска автобусов, рокот самолетов, покачивание паромов и поездов».
Ольга Токарчук, польская писательница и лауреат международной Букеровской премии прошлого года, написала роман о движении.
Движется река, которую созерцает маленькая героиня. Мотается по свету эта выросшая девочка... В непрестанном непокое держит себя нищенка в Московском метро... Бежит от войны султан, бросив свой гарем. А смысл один: то, что движется, имеет шанс избежать смерти. В романе причудливо переплетаются эти две темы: путешествие и смерть, которая, собственно, и есть самое далекое путешествие. То, что можно убежать от нее — иллюзия. Ибо смерть присутствует в самой плоти. В книге много больной и мертвой плоти. Всевозможные кунсткамеры и содержащиеся в них экспонаты из тел. Жизнь, как бегущая вода, видится неверно, нечетко. Человек едет с женой и трехлетним сыном на маленький остров. В придорожной оливковой роще жена и сын исчезают. Их не могут найти ни собаки, ни вертолеты... Спустя три дня пропавшие объявляются. Где были? Женщина так и не дает внятного ответа, и мир мужчины разрушен — ведь исчезли ответы, привязки, координаты. Моряк устраивается работать на паром, совершающий короткий рейс на маленький остров. Однажды паромщик баррикадируется в рубке и направляет судно с пассажирами в открытое море. Бессмысленный неудавшийся побег... Но неизбежный, как неистребима жажда движения и свободы. Роман по своей структуре тоже напоминает текущую реку, в которой переплетаются светотени, струи и водоросли, эстетика красоты и безобразного, философия и рефлексия.
Роман Ольги Токарчук напоминает бегущую воду, в нем переплетаются темы странствия и смерти.Г.К.Качан.
На счастье, на долю. Традиционные народные куклы
Минск, «Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi», 2019
Это необычная книга — очередной выпуск серии «Энциклопедия народного мастера». На этот раз перед вами подробный мастер‑класс Гульнары Качан по изготовлению народной куклы‑оберега. Увлечение мастера началось еще в детстве, когда ее мама, родом из Любчи Новогрудского района, сделала ей куклу из платочка. За много лет у Гульнары собралась обширная коллекция обрядовых, обереговых и игровых кукол, и теперь каждый с помощью пошагового руководства из ее книги может сам попробовать сделать какой‑нибудь любопытный экспонат. Разумеется, не стоит ожидать от смешной куколки по имени Благодать с поднятыми вверх руками‑веточками исполнения желаний, но можно представить, как ее дарили какой‑нибудь вашей прапрабабушке на Святки с пожеланием «Не грусти, не унывай и рук не опускай». Ну и интерьер квартиры украсится. Главное, все фигурки — и Купалку, и Льнянку, и Козьму и Демьяна, и Наума‑Умника, и рождественского ангела — следует делать с добрыми мыслями и воспринимать просто как художественные изделия, дань уважения традициям. «К сожалению, в современном мире мы все чаще увлекаемся мировой культурой, при этом порой совершенно упускаем из виду изучение своей родной. Народные куклы — это народная мудрость, бесценный опыт поколений наших предков, они несут великую воспитательную силу, оттачиваемую тысячелетиями».
В древности на Пасху делали куклу из красной ткани под названием «Пасхальная голубка» и вешали под иконой в красном углу.Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр‑т Независимости, 72.