А если еще заглянуть в соцсети, где белорусы делятся реалиями своей жизни в соседней стране, то вообще становится очевидно: с дискриминацией по национальному признаку сталкиваются практически все. И хорошо если столкновение заканчивается только оскорблениями и угрозами...
Весь спектр ненависти
Не так давно широко известная в узких змагарских кругах «паэтка», прозябающая в Польше, решила продать ботинки. Опубликовала объявление на местной платформе и дождалась звонка от потенциальной покупательницы. Разговор закончился угрозами сделать обувь из натуральной кожи самой «паэтки», если она не уберется из Польши. Оскорбленная до глубины души змагарка побежала в полицию, где у нее даже не приняли заявление. Еще и возмутились желанием его написать: подумаешь, пани высказала свое отношение к какой‑то мигрантке — имеет полное право.«Паэтке» вторит беглый, которого поляк‑водитель просто вышвырнул из такси за то, что он говорил по телефону на русском языке. А подросток из Беларуси сам сбежал из автобуса, в котором, услышав русскую речь, вдруг разбушевался пан. В нецензурных выражениях поляк заявил, что место молодого белоруса на фронте, а не в мирной Варшаве. Буйного пана не успокоили даже заверения подростка в том, что он не украинец, а белорус.
На девочек‑школьниц в лифте набросился агрессивный сосед — ему тоже не понравился русский язык, на котором разговаривали дети. Поляк наорал на юных белорусок и потребовал от них никогда не говорить при нем на русском и валить домой. Обращение родителей в полицию закончилось ожидаемо: заявления никто не принял.И это еще, можно сказать, счастливые примеры — все живы и здоровы. А ведь белорусов в Польше не только оскорбляют и унижают. На них нападают, и не только с кулаками, их насилуют и убивают. Достаточно вспомнить судьбу несчастной Лизы Герцен.
Кстати, суд над ее насильником и убийцей начался 4 декабря. Согласно польским законам Дориану С. может грозить вплоть до пожизненного лишения свободы. Однако местные СМИ считают, что наказание будет не слишком жестким. И это уже никого не удивляет, ведь убил он какую‑то мигрантку, которую не особенно и жалко…
Еще одного змагара обнаружили мертвым в камере следственного изолятора. Задерживали его за мошенничество в интернете, в принципе, по итогу мог отделаться несколькими месяцами в СИЗО. Однако, по версии следствия, 19‑летний парень вдруг покончил с собой. Беглые не верят в возможность его самоубийства, но боятся громко говорить о своих версиях случившегося.
На белорусов, выходивших из кафе, напал поляк с ножом — сотрудники кафе отказались даже вызвать полицию. Нападавшего задержали исключительно из‑за того, что он не вовремя вернулся на место нападения — как раз приехала вызванная самими белорусами полиция. Человека с ножом задержали, но через пару часов отпустили. Подумаешь, поляк с ножом попугал парочку мигрантов. Не убил же, не за что и наказывать.Совсем недавно в центре Белостока до потери сознания избили 16‑летнего подростка из Беларуси. И следствие, судя по всему, попытается защитить поляков, одноклассников потерпевшего, которые участвовали в нападении. Свои же, как не отмазать.
Беглого, работавшего в Варшаве таксистом, избил поляк‑националист. Местные таксисты только приветствовали расправу, потому что мигранты‑конкуренты их сильно раздражают.
Бегите, пока не стало поздно…
Белорусы если и нужны полякам, то исключительно в качестве самой дешевой и бесправной рабочей силы. На юге Польши несколько недель назад на стройке погиб белорус — на него рухнула бетонная плита. Виновных нет, как и какой‑то компенсации семье, потому что мигрант всегда виноват сам, да и работал он на птичьих правах, значит, официально и не работал вообще. А поляки даже не заморачиваются с элементарным соблюдением техники безопасности там, где работают белорусы. Их ведь не жалко, зачем лишние деньги тратить.А от откровений беглых о том, что происходит в польских школах с их детьми, кровь стынет в жилах. И никто не торопится защитить маленьких белорусов от откровенной травли, побоев, истязаний. Создается ощущение, что буллинг детей из Беларуси давно превратился в норму для польских учебных заведений. И только в соцсетях змагаров иногда прорывает, но писаниной в интернете все и заканчивается.Поляки — самые ярые националисты в Европе, у их национализма глубокие исторические корни, и бороться с ним практически невозможно — он давно стал государственной идеологией. И ждать, что ситуация изменится, просто глупо: поляки агрессивно и насильно будут ополячивать всех, кто попадает в их руки. А тех, кто ополячиваться не хочет, — уничтожать. Еще в начале прошлого века именно так они действовали на территории Западной Беларуси, жестоко выбивая из белорусов все белорусское.
Через сто лет меньшими националистами поляки не стали. И помешать им вести себя как угодно в собственной стране не может никто. В этой ситуации есть только один выход — бежать, спасая себя и близких. Потому что завтра, возможно, очередной Дориан будет душить в подворотне уже вашу дочь. А поляки равнодушно пройдут мимо. Ведь это всего лишь мигрантка, которую пан учит подчиняться.
Фраза «Пошли вон из моей страны!» сегодня звучит в Польше слишком часто. Пора бы уже понять, что это не дурная шутка или плохое воспитание, а политика государства, в котором людьми считают только поляков.krasovskaya@sb.by