Среди претендентов на главные награды престижного кинофестиваля неигрового кино IDFA - белорусская картина о женской зоне

Из жизни фильмов

Совсем скоро IDFA в 30–й раз определит имена лучших кинодокументалистов года — главный среди международных форумов неигрового кино откроется 15 ноября в Амстердаме. Впечатлиться размахом и представительством «документальных Канн» (часто IDFA именуют именно так) можно уже сегодня: недавно официальный сайт фестиваля опубликовал список претендентов на главные награды форума, отбирающего самое креативное и перспективное в современной документалистике. В конкурсе дебютов (едва ли не самом громком фестивальном событии после конкурса мастеров) впервые участвует и наша страна — с новой работой молодого режиссера Анастасии Мирошниченко, три года назад получившей приз за лучший документальный фильм национального конкурса минского «Лiстапада».

Фото  СергеЯ  ЛОЗЮКа.
Тогда «Перекресток», история Анастасии о бездомном художнике, почти 20 лет живущем на гомельском вокзале, произвела впечатление на жюри не одного лишь минского международного кинофеста. «Дебют», ее нынешний фильм (на сей раз — о театре, созданном в женской тюрьме), обещает стать еще более заметным событием. По предварительным прогнозам, эта картина претендует на награды сразу в трех номинациях IDFA. Общее количество фестивалей, включивших в свою программу новую работу Анастасии, теперь в разы больше. Определяются сроки показа «Дебюта» в национальном эфире и на телеканалах других стран. И если «Перекресток» снимался на личные средства, новый фильм презентует уже не только режиссер, а и продюсер. Что и стало поводом для нашей встречи с Виктором Лобковичем, представляющим «Первую КиноВидеоКомпанию», которая приняла самое непосредственное участие в создании фильма и продвижении имени Анастасии Мирошниченко на большие и малые экраны. Красивый предлог для разговора с режиссером, уверены, еще будет, и не один. А сейчас самое время поговорить о продюсерском кино, пока еще совершенно новом для Беларуси явлении.

— Чем вас зацепила Анастасия Мирошниченко, что вы решили поддержать ее новый проект?

— Прежде всего нестандартной идеей будущего фильма. Все, что происходит за закрытой дверью, вызывает интерес. А тут еще то, что меньше всего ожидаешь за этой дверью встретить — театр! И его актрисы — ни на одних других подмостках таких нет... Руководитель одного из наших телеканалов, посмотрев уже готовую картину, загорелся включить ее в свою телепрограмму как можно скорее. Но мы уже подписали договор с Taskovski Films Ltd, одной из крупнейших дистрибьюторских компаний. Там предполагают, что у нашего «Дебюта» будет хорошая фестивальная судьба, поэтому дата телевизионной премьеры пока откладывается. Ведь как только фильм попадает на ТВ, вслед за этим сразу же появляется и в сети. А мы хотим, чтобы он заработал свою фестивальную судьбу, набрал как можно больше фестивальных наград, которые позволят продать его дороже для показа за рубежом. Международный интерес к этому проекту есть уже сейчас — скажем, на уровне идеи он выиграл питчинг в Греции, еще до подписания дистрибьюторского контракта был включен в перечень будущих премьер на греческом телевидении. Ну а Taskovski Films Ltd и вовсе открывает все двери. Хотя, конечно, свой путь к широкой публике наш «Дебют» начнет в Беларуси.

Анастасия Мирошниченко
— В прошлый раз поводом для интервью с вами на страницах нашей газеты стал исторический детектив «Следы апостолов»...

— ...который мы успешно продали для показа на китайском телевидении.

— А некоторое время спустя с его режиссером Сергеем Талыбовым вы замахнулись еще и на элитарную публику Венецианского биеннале, вместе с Романом Заслоновым презентовали ей свой проект «Стол»...

— ...который в декабре мы обязательно покажем и в Беларуси. К слову, белорусский павильон в Венеции каждый день принимает не менее 50 гостей, это очень впечатляет, если учесть, что мы демонстрируем свой проект не в Арсенале и не в Садах Джардини, то есть не на основных выставочных площадках биеннале. Но в книге отзывов, которую мы также привезем в Минск, свое мнение о нашем проекте оставила даже Кристин Масель, куратор этой «олимпиады» художников.

Герой фильма «Перекресток»
— А с чего вообще началось ваше сотрудничество с художником Заслоновым?

— Тут смешно получилось. Несколько лет назад я купил две картины на уличной выставке, не зная, что это копии с холстов Заслонова. А когда Роман приехал из Парижа в Минск, ему сказали, что в одном из минских офисов, то бишь у меня, висит имитация его живописи... Кстати, сейчас у нас есть идея сделать выставку этих картин вместе с оригинальными работами Романа. А буквально на днях с компанией «Наше кино» мы запустили в производство совместный фильм «Кукловод», где Роман Заслонов — художник–постановщик, Сергей Талыбов — режиссер–постановщик, а я — продюсер. Это будет, как бы точнее определить... скажем так, философский триллер. Вместе с женой Машей Сергей написал великолепный сценарий, который до конца держит в напряжении. Помимо всего прочего, думаю, получится еще и очень красивое кино, ведь в центре сюжета — история известного фотографа, и мы специально ждали этих осенних дней с их особенной атмосферой, на фоне которой что–то проявится ярче, а что–то, наоборот, приобретет мистический оттенок.

— Недавно в сети появились первые кадры со съемок слэшера «Упыри». С чего вдруг вы решили поддержать еще и такой проект?

— Хоррор — один из самых популярных жанров у публики, а у нас столько купальских легенд, все еще невостребованных кинематографом.

— Хотите сказать, что в этом случае вы принимали решение скорее как художник, а не бизнесмен?

— Тут я, пожалуй, сразу и не отвечу. В кино все важно.

cultura@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter