Жанна Макарова из Минска по профессии программист. А в свободное от работы время – мотокроссер, к слову, четвертый в топе начинающих спортсменов Беларуси по итогам прошлого года и лучшая среди девушек. Узнали, как айтишница из статичной виртуальности переместилась в экстремальную реальность. И зачем?
Есть только ты, трасса, мотоцикл и соперники
Июль, жара, Ветка. При +40 отказываются работать даже мобильники. На гоночной трассе, единственной такой в Гомельской области, второй год проходят республиканские соревнования по мотокроссу. Среди пилотов в классе «Начинающий» – Жанна Макарова, одна из немногих в Беларуси девушек-любительниц, увлеченных этим видом спорта. К слову, соревноваться барышням приходится с мужчинами, потому что на женский заезд спортсменок просто не набирается.
Как вычислить Жанну в этой когорте практически одинаково экипированных спортсменов? О, светленькие косички из-под шлема – есть контакт! В перерывах между заездами под оглушительный рев моторов говорим о мотоспорте. Спрашиваю, зачем ей не типичный уличный байк, а гоночный внедорожник. Жанна даже не делает паузу на раздумья: «Ради эмоций. Представьте: перед заездом сердце бьется часто-часто, стартовая машинка падает – и все, попадаешь в другой мир, где есть только ты, трасса, мотоцикл и соперники. Это непередаваемое ощущение».
Кричишь, боишься, а потом говоришь: «хочу еще»
На ветковском этапе республиканских соревнований класс «Начинающий» оказался самым массовым, участвовало 15 спортсменов. Резкий старт, крутые виражи на поворотах, прыжки с трамплинов, от которых дух захватывает… И дилетанту понятно: пройти такое на лайте не получится. Нужно быть в форме. Даже любителям.Жанна тоже не сторонник иллюзий. Всегда была дружна со спортом: профессионально занималась баскетболом, любительски – тяжелой атлетикой, которая с ней и сейчас. Признается, что без такого запаса прочности в мотоспорте ей было бы сложно:
– Пересесть из офисного кресла на кроссовый мотоцикл, не имея хорошей физической формы, вряд ли получится. Проедешь пять минут – и все, выдохся. Увлечение мотоспортом было спонтанным решением, но я за профессиональный подход во всем. Вышла на Республиканский спортивно-технический центр ДОСААФ, школу мотокросса и эндуро Enduro Legion. Тренер Алексей Александрович Мошок привил любовь и к мотокроссу – гонкам по пересеченной местности на замкнутой трассе, и к эндуро – соревнованиям на бездорожье с преодолением препятствий. Вспоминаю свою первую тренировку. Мне объясняют базовые вещи: где газ, где тормоз. Сажусь на мотоцикл, одно движение – и он срывается с места с бешеной скоростью. Это было одновременно стрессово и очень интересно. Как на аттракционах. Кричишь, боишься, а потом говоришь: «Хочу еще». С тех пор моя жизнь разделилась. Одна часть – работа. Другая – мото. Получился такой вот баланс.
– Скорость, соревновательность, преодоление, атмосфера – то, что получаю для себя в мотоспорте. Но и в моей работе хватает адреналина. ИT и мотоспорт в ключевом схожи. Когда ты конструируешь какую-то систему, пишешь код, нужно до мелочей знать, что, где и как у тебя работает. Потому что любая мелочь, ошибка может привести к неконтролируемым отрицательным последствиям. Так же и в мотоспорте. Когда готовишь мотоцикл к гонке, важно тысячу раз перепроверить, все ли хорошо работает. Если случится поломка, ты не просто упустишь призовое место, ты можешь упасть и получить травму.
Экстрима мало не бывает
Наблюдая за гонками, не могу оставаться спокойной. Скорость, полеты с трамплина над землей. В такие минуты одна мысль в голове: чтобы обошлось без падений. Жанна соглашается – спорт травмоопасный. В нем экстрима мало не бывает. Поэтому нужны хорошая подготовка, регулярные тренировки, обслуживание техники, профессиональная экипировка и холодная голова. Объясняя это, Жанна обходится без бравады:
– Страх, безусловно, есть у каждого. Это нормально. Если не боишься, все очень быстро может закончиться. Когда планомерно занимаешься, постепенно осваиваешь элементы, отрабатываешь их с хорошим тренером, то и страх другого рода – рациональный. А экстремальные или неожиданные ситуации возникают практически постоянно и на тренировках, и на соревнованиях.
– Так получилось, что мы вместе въехали на трамплин. И в какой-то момент я понимаю, что мы летим слишком близко, даже соприкоснулись рулями. Но нам повезло. Соприкосновение было не очень сильным. Приземлились и поехали дальше. Закончилось все хорошо. Но я видела схожие ситуации на гонках. И последствия таких столкновений бывают плачевными.
За два с половиной года занятий в мотошколе Жанна наработала репутацию перспективного новичка. На ее счету лидерские позиции на различных соревнованиях. Войти в топ начинающих спортсменов в мотокроссе – хороший задел для движения вперед. Девушка не скрывает, что хочет преуспеть на трассе, несмотря на риски:
– Да, мотоспорт травматичен. Но таких ситуаций становится меньше с ростом твоего уровня мастерства. Я очень серьезно отношусь к подготовке и работе над повышением профессионального уровня. И хотя у меня нет больших спортивных амбиций, по итогам года все же хотелось бы войти в число лидеров среди начинающих и подняться на «тумбочку».