Вадим Гигин: «С 2020 года начался новый период белорусской государственности. Но вызовов не стало меньше»
Опыт развития государственности показывает, что именно внутренний потенциал, укрепление внутренних политических сил и гражданского общества являются залогом устойчивости перед любыми внешними факторами и угрозами. Об этом заявил председатель Белорусского общества «Знание» кандидат исторических наук Вадим Гигин.Говоря о современном развитии Беларуси, он предложил разделить время независимости на несколько периодов:
— К 1991 году в БССР не сложились объективные социально-экономические и политические причины для системного кризиса, которым характеризовалась перестройка. И если бы модель, по которой развивалась Беларусь в тот период, была общесоюзной, вполне вероятно, советский строй существовал бы до сих пор. Тем не менее Союз распался. Первый период развития нашей суверенной государственности — с 1991 по 1994 год — характеризуется не улучшением тенденций, а деградацией. Один только пример: 1 июля 1992 года Совет Министров Республики Беларусь принимает постановление «О чрезвычайных мерах по формированию государственных ресурсов зерна в 1992 году». В республике в июле 1992‑го не хватало 2,5 миллиона тонн зерна! Реальной была угроза голода. Наблюдалась и идеологическая деградация: пик ее — празднование 75‑летия БНР, на которое были приглашены из эмиграции бывшие полицаи, в том числе небезызвестный Язеп Сажич…
Граждане республики не были согласны с подобным курсом. Собственно, и курса как такового не было, руководство страны в тот период погрязло в коррупции, чему есть многочисленные свидетельства. Неудивительно, что авторитет приобрел молодой политик Александр Лукашенко, который в октябре 1993 года выступил со знаменитым докладом о борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Безусловно, важным событием стало принятие Конституции.
Второй этап развития белорусской государственности характеризовался первыми в истории страны президентскими выборами и избранием Александра Лукашенко Президентом Республики Беларусь в 1994 году. С этого момента начинается выбор дальнейшего пути, нормализация внутриполитической и внутриэкономической ситуации в Беларуси — и рост недовольства нашей страной извне…
В апреле 1996 года были подписаны соглашения с Российской Федерацией — и резко происходит эскалация, первое внешнее вмешательство: 26 апреля 1996‑го так называемый «Чернобыльский шлях», на котором у нас появились украинские националисты УНА-УНСО и была осуществлена попытка государственного переворота.
Этого не удалось сделать благодаря мудрости Президента и народа. Именно тогда в Минске собирается первое Всебелорусское народное собрание, сыгравшее историческую роль в разрешении этого кризиса, и референдум, на котором Президент одержал полную победу. И это коренным образом отличает модель нашего развития от других стран постсоветского пространства, где конфликты переросли в вооруженное противостояние, а то и в затяжную гражданскую войну.
Третьим этапом белорусского развития Вадим Гигин назвал период с 1996 по 2001 год:
— Его можно охарактеризовать как период определенной стабилизации. Сохранялись некоторые негативные направления экономического развития, впервые (15 сентября 1997 года) против Беларуси были введены международные санкции — Европейским союзом, а затем и США. Причиной тому был наш курс на укрепление своей государственности и на союз с Россией. Благодаря принятой первым ВНС Программе социально-экономического развития в 1998 году произошел перелом. Приведу в пример сельское хозяйство: за полтора года, с 1998 по 2000 год, оно получило 2,5 тысячи тракторов, 2250 комбайнов различных типов, было создано несколько десятков тысяч новых рабочих мест на селе. Это была реализация программы Президента «Жилье. Продовольствие. Экспорт». А ставка на строительную отрасль привела к тому, что она, как локомотив, стала вытягивать и промышленность, и финансово-кредитную сферу.
Период с 2001 по 2010 год Вадим Гигин называет золотым десятилетием:
— Темпы социально-экономического развития на постсоветском пространстве были уникальными. С 2006 по 2010 год было построено 185 новых предприятий, это феноменально для постсоветского пространства. Было кардинально модернизировано 330 предприятий, выпуск инновационной продукции увеличился в четыре раза. За десятилетие в белорусскую экономику было вложено более 20 миллиардов долларов в эквиваленте. И происходило это на фоне укрепления политической стабильности, пример тому — референдум 2004 года, на котором внесены изменения и дополнения в Конституцию страны и выражено доверие нашему Президенту.
При этом Вадим Гигин напомнил, что подобное происходило на фоне непрекращающихся попыток дестабилизации ситуации. Тем не менее к 2010 году Беларусь подошла достаточно крепкой и стабильной, чтобы выдержать очередную попытку организации политических беспорядков и успешно ее преодолеть. Однако период с 2011 по 2020 год при сохранении положительных тенденций сопровождался и рядом негативных:
— Беларусь накрыла волна мирового экономического кризиса, который начался в 2008 году в США. Темпы экономического роста стали замедляться.
При этом государство сохраняло высокий уровень социальных обязательств. У нас население в этот период оплачивало 30 процентов от стоимости услуг ЖКХ, 40 процентов — транспортных услуг, 10 процентов — содержания детей в детсадах, около 0,5 процента — содержания в школе. Причем этим пользовались все вне зависимости от своих доходов.Внешнеполитическая обстановка в тот период была крайне противоречивой, заметил председатель РГОО «Белорусское общество «Знание»:
— В 2014 году началось открытое противостояние России и Запада — после очередного «евромайдана» в Украине. С одной стороны, Беларусь этим воспользовалась, создав площадку для мирных переговоров — минский процесс стал донором мира и стабильности, с другой стороны, мы оказались в эпицентре этого противостояния, когда было очевидно, что ни одна из сторон не готова идти на компромисс и может использовать внутриполитические процессы в своих больших геополитических интересах.
Все это обострилось к 2020 году, когда пандемия стала катализатором целого ряда противоречий. По мнению Вадима Гигина, в 2020 году белорусская государственность прошла самое серьезное испытание за весь период существования независимой Беларуси, а может, и с 1945 года. Политолог отметил:
— Благодаря чему это удалось преодолеть, хотя многие эксперты считали, что Беларусь не устоит? Прежде всего дело в личности самого Александра Григорьевича Лукашенко, который является уникальным примером не только политического, но и государственного деятеля. Произошла консолидация патриотических сил. Были задействованы ресурсы, которые в должной мере не использовались прежде.
Сформировалось действительно патриотическое гражданское общество, активизировалась идеологическая работа. Целый ряд этих факторов, как и наш стратегический курс на союз с Российской Федерацией, и предопределил победу в 2020 году. Именно с этого года начинается новый период белорусской государственности, продолжающийся в настоящее время. Но это не означает, что количество вызовов уменьшилось, некоторые даже обострились. Прежде всего это касается того, что к югу от наших границ ведутся боевые действия, второе — попытка институциализации антигосударственных сил за границей при поддержке зарубежных государств, создание незаконных вооруженных формирований вблизи территории Беларуси, агрессивные планы и заявления, которые делает ряд зарубежных политиков, сохранение санкционного давления. Эти факторы сохранятся в ближайшее время — до той поры, пока не будет договоренности между основными геополитическими игроками, противостоящими друг другу.
Однако опыт развития государственности показывает, что именно внутренний потенциал, укрепление внутренних политических сил и гражданского общества являются залогом устойчивости перед любыми внешними факторами и угрозами.
Архиепископ Феодосий: «Наш долг — сохранить народ и государство от губительных факторов ментальной войны»
В ходе развернутой сегодня ментальной войны разрушается древний стереотип менталитета и образа мышления нашей нации. И наш долг перед предками — не допустить подобного. Об этом говорил почетный настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Новополоцка преосвященный архиепископ Феодосий.Отметив, что тема семинара имеет непосредственное отношение к бытию нашей нации, нашего народа, преосвященный архиепископ Феодосий сказал:
— Приснопоминаемый Владыка Филарет, Экзарх нашей церкви и нашей страны в свое время говорил: «Тело народа — это государство, а душа народа — это Церковь». Разрешите выделить духовный аспект при раскрытии настоящей темы. 988 год, Крещение Руси. Через четыре года на белорусских землях возникает церковная структура —Полоцкая епархия. И спустя немногим более ста лет эти благодатные посевы слова Евангелия дают замечательные плоды в образе преподобной Евфросинии Полоцкой, Кирилла Туровского и многих иных подвижников веры и добра, которые закладывали духовный фундамент в основание нашей нации. Строятся храмы и монастыри, пишутся первые иконы и фрески, создается Крест преподобной Евфросинии Полоцкой — уникальное явление Церкви во всем мире, величайшая святыня и уникальный предмет нашей культуры. Появляются первые рукописные книги, у стен монастыря возникает первое учебное заведение в нашей стране, а сам он делается центром духовной, социальной и просветительской сферы. Сюда приходили стар и млад, князья и простолюдины — за советом, за материальной помощью. Преподобной Евфросинии удалось устранить вражду вековую, она примирила князей.
Особое место, особую значимость в жизни нашего народа, наших славных предков в то время занимало Евангелие, Слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа. Мы об этом имеем духовно-исторические свидетельства. Каждый век исторической жизни нашей нации запечатлел себя изданием рукописного Евангелия. XI век — Туровское Евангелие, XII век — Полоцкое Евангелие, XIII век — Оршанское Евангелие, XIV век — Друцкое Евангелие. И так далее до XVI века включительно, когда великий Скорина в 1517 году издает уже печатные Евангелие и Библию. И мы должны задуматься: от каждого века нашей истории, из разных мест нашей страны мы имеем послание от своих славных предков. И это говорит о том, что Евангелие было среди народа, народ жил им, любил Слово Божие, читал его, исполнял заповеди.
Евангелие являлось духовным стержнем нации. Благодаря этому стержню сохранились наша вера, культура, язык, самосознание и менталитет. Наши предки были терпеливыми, мужественными, милосердными, общительными. И главное, они исполняли Закон Божий.И об этом мы говорим не голословно — об этом свидетельствуют исторические факты.
Владыка пояснил:
— В начале ХХ века в архивах были обнаружены данные по Витебской губернии 1903 года. По этой статистике, в губернии в год происходило не более одного — двух уголовных преступлений! Не более двух разводов. И ни одного суицида. Это социальный облик нашей нации. О нашем славном духовном прошлом мы можем говорить очень много. Но есть еще одно интересное доказательство того, что белорусский народ вырос на Евангелие. И дух евангельский живет в нашем народе по сей день. Приведу конкретные примеры, известные всем нам. Учебный полет двух летчиков. Отказало управление самолетом. С земли команда оставить самолет, катапультироваться. Но под самолетом — жилой массив. И белорусские летчики невероятными усилиями сумели направить падение самолета на пустырь. Летчики погибли. Вечная память рабам Божьим Андрею и Никите.
Еще пример, который потряс всю Беларусь. Мальчик-подросток, рискуя жизнью, выносит из пылающего дома своего младшего брата, сам получив тяжелые ожоги. Спасибо Александру Григорьевичу, что он уделил огромное внимание этому мальчику лично. В Евангелие говорится: нет большей той любви, если кто душу положит за други своя. И эти случаи говорят о том, что дух Евангелия, дух наших славных предков живет в нашей нации.Сказал преосвященный архиепископ Феодосий и несколько слов о вызовах современности, направленных на уничтожение нашей духовности и изменение уклада жизни белорусского народа:
— Несколько лет назад в военных словарях появился термин «ментальная война». Суть ее — уничтожение самосознания народа, изменение менталитета. И делается это не пушками и танками, а очень тонко и незаметно: через интернет, через массовую культуру, через моду постепенно разрушается древний стереотип мышления и поведения нашей нации. Изменяется моральный облик человека, образ его мышления, дела и поступки. Происходит деградация личности.
Ментальная война имеет целью массовое поражение той или иной нации и ее страны. Наш долг — сохранить народ и само государство от губительных факторов ментальной войны.Задача это нелегкая. Но у нас есть изречение наших славных предков-победителей. Один из них Суворов, он говорил: «Один десятерых не победишь, помощь Божия нужна». И еще: «Молись Богу, от него победа!»
Сергей Калинин: «Беларусь использует идею гражданской нации»
Корректное понимание природы современной белорусской государственности требует современного анализа в трех измерениях, уверен заместитель декана юридического факультета Белорусского государственного университета Сергей Калинин.В своем докладе «О природе современной белорусской государственности» он пояснил, о чем идет речь. По его словам, во-первых, Беларусь — это конкретное историческое уникальное государство. Во-вторых, Беларусь как государство — это некий определенный теоретический концепт. В-третьих, Беларусь относится к определенному виду типа государственности:
— Государство как теоретический концепт — это всегда обобщенное понятие. Но то, что мы сейчас понимаем под государством, сформировалось в Западной Европе в период Нового времени. Оно охватывает суверенную публичную власть населения и определенную территорию. То есть Беларусь, по сути, это новое европейское государство.При этом Сергей Калинин подчеркивает, что суверенность нашей страны в последнее время ставится под сомнение:
— Это и санкционное давление, и стратегия управляемого хаоса, и «цветные революции». Мы можем говорить о том, что современная Беларусь находится в комплексе вызовов, которые можно определить как войну. Если вспомнить Сунь Цзы, известного китайского стратега, война — это самое великое дело для государства, это вопрос жизни и смерти. С другой стороны, новое европейское государство рассматривает себя как государство национальное — то есть государство, которое обращается за легитимацией к народу.
Беларусь в отличие от других государств использует не этнический национализм (когда есть некий высший народ, который претендует на полную власть и готов изгнать или подчинить другие нации). Беларусь использует идею гражданской нации.Заместитель декана подчеркнул, что в настоящее время существует три типа государственности:
— Это ядро (сейчас это Запад во главе с США), периферия и полупериферия. Ядро за счет неликвидного обмена, силовых действий забирает у периферии и полупериферии практически все ресурсы. И это позволяет внешне создавать либерально-демократическую видимость управления. С другой стороны, периферия — это колония. Это жесткие коррумпированные компрадорские элиты, которые работают для того, чтобы ядру было проще забрать ресурсы с их территорий. А вот полупериферии — это определенные государства, которые за счет силы, за счет удачного управления, определенных ресурсов, качества управления могут противостоять ядру и реализовывать свои интересы.
По словам ученого, природа белорусского государства предопределена такими параметрами, как объективная реальность, исторические и современные условия формирования Беларуси, а также вызовы и угрозы, реально и потенциально ставящие Беларусь на грань уничтожения, ликвидации и десуверенизации.
— Объективная реальность, в которой мы существуем, это глобальный кризис современной мировой системы, современного капитализма. Проявления кризиса стали видны в семидесятых годах XX столетия. Однако распад Советского Союза и грабеж советского наследия позволили отодвинуть его примерно на вторую половину нулевых годов. По сути, в рамках этого кризиса ядро пытается перебросить на оставшийся мир свои проблемы, в том числе и на нас. Кризис порождает и сомнения в тех политико-правовых концепциях, которые раньше считались естественными, — правовое государство, права человека, международное право, рыночная экономика.
Фактически кризис ставит перед Беларусью определенный экзистенциальный выбор. Это либо наше будущее суверенное существование в интересах нашего народа, либо исчезновение с карты и превращение в зону трофейной экономики и дикой охоты.
На протяжении всей нашей истории Запад не признает за нашей страной способность самостоятельного выбора, уверен ученый:
— Мы должны быть либо колониями, либо следовать в форватере. В этом случае проявляется парадоксальная двойственность природы современной белорусской государственности. С одной стороны, мы миролюбивое государство, мы конституционно закрепляем отказ от военной агрессии со своей территории в отношении других государств, стремимся выступать донором региональной и мировой стабильности. Но, с другой стороны, мы объективно вынуждены вести активную государственную политику, направленную на обеспечение нашей безопасности.
Современная же белорусская государственность возникла при капитуляции СССР перед Западом в ходе холодной войны, считает Сергей Калинин:
— CCCР имел внутренние проблемы, которые можно было решать, но, по сути, СССР капитулировал. И нам было навязано мнение, что все, что было в советский период, было изначально плохо. Все советские достижения отрицались. В итоге СССР и его территория были превращены в зону определенного грабежа. В результате постсоветские государства приобрели статус «вечных учеников» — нас учили, нам навязывали определенные идеи.
Начиная с 1994 года Беларусь (это, конечно, связано с личностью нашего Главы государства) стала постепенно выходить из этого режима капитуляций, используя идеи правового государства и иные именно в своих интересах, а не в интересах закрепления своего второстепенного и колониального статуса.В этом контексте необходимо рассматривать и проведение референдумов. Одним из важнейших факторов пересмотра режима капитуляции стало наше позитивное отношение к советскому периоду истории. Беларусь отказалась от идеи виктимного этнического национализма, когда определенный этнос изгоняет другие этносы со своей территории. Второе основание для легитимации — это позитивное отношение к Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Если Европа воевала сама с собой (там было не важно, где будет власть — то ли в Берлине, то ли в Париже), то белорусский народ, как и иные народы Советского Союза, был поставлен на грань физического уничтожения.
Сергей Калинин также напомнил значимость референдума 1995 года:
— Он, во-первых, придал русскому языку равный статус с белорусским. Это выбило определенный аргумент у крайних националистов. Во-вторых, были одобрены действия по интеграции с Россией. Потому что все постсоветское пространство начало почему-то больше рваться на Запад, забывая наши единые корни и схожую историю. Кроме того, Глава государства задал вопрос, который был решен в 1996 году, о возможности для роспуска Парламента в случае, если там грубо либо систематически нарушается Конституция.
Сергей Калинин напомнил, что и на современном этапе к этим и другим вопросам государство подходит творчески:
— Мы расширили концепцию понимания разделения властей — ввели новый орган: Всебелорусское народное собрание. Это наша определенная специфика. И в течение последних двух лет мы смогли провести конституционную реформу, серьезную реформу госмеханизма, уголовного права (смогли создать механизмы защиты нашей государственности).
В заключение ученый отметил следующие сущностные характеристики современной белорусской государственности:
— Беларусь — это современное полупериферийное постсоциалистическое индустриально-аграрное государство, находящееся в Союзном государстве Беларуси и России. Беларусь исторически легитимирует себя Октябрьской революцией 1917 года, Победой СССР в Великой Отечественной войне и распадом Советского Союза. Это геополитическая катастрофа, но она дала нам наше государство, и мы должны его строить. Кроме того, Беларусь входит в систему восточнославянской цивилизации, которая основана на ценностях православия и стремлении к социальной справедливости. Мы являемся пограничным государством в Евразийском регионе.
Беларусь ставит себе целью развитие белорусского народа как уникальной исторической общности и иных народов, проживающих на ее территории, защиту прав и свобод человека, социальной справедливости в условиях глобального кризиса. Беларусь стремится к мирному существованию, успешному взаимовыгодному сотрудничеству, но способна защитить себя всеми доступными средствами.osipov@sb.by
isaenok@sb.by