Александр Манкевич на приеме у Виктора Николайкина.
Громкому соседу, о котором идет речь, 21 год. Он официально нигде не работает и с законом не в ладах. Чтобы его урезонить, минувшей осенью жильцы пятиэтажки обратились в администрацию Первомайского района Витебска. Наводить порядок, оказалось, не в компетенции районной власти. Стали просить помощи у милиции. Она, вспоминает пенсионерка Галина Иванова, на ночные вызовы, касающиеся громкой музыки, ездит не слишком охотно:
— Как‑то наряд приехал в два часа ночи. Сосед мигалку увидел и музыку выключил. Когда милиционеры в подъезд зашли — тишина! В дверь к любителю мощных децибелов постучали — не открывает. Собрались уезжать. Тогда я попросила машину отпустить, а сама их на кофе пригласила. Не успели патрульные на кухне сахар размешать, как музыка заиграла так, что чашки запрыгали по столу!
В том, что громкая музыка нарушает покой граждан и идет вразрез с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Совмина, никто не сомневается. Но в ответе на коллективное обращение жильцов дома по проспекту Черняховского, 22/3, поданное в УВД Витебского облисполкома в 2019‑м, говорится, что милиция не наделена полномочиями принудить гражданина соблюдать тишину в ночные часы. Максимум, что она может, — провести с ним разъяснительную беседу! Обязанность же вести административный процесс по статье КоАП, касающейся нарушения правил пользования жилыми помещениями, возложена на коммунальщиков. Согласно ей мастер жилищно‑эксплуатационного участка № 8 составила протоколы, а суд Первомайского района дважды оштрафовал меломана — на 127 и 765 рублей. Когда был назначен очередной суд, вспоминает житель «музыкального дома» Александр Манкевич, он и его соседи полагали, что наконец встанет вопрос о выселении любителя крепких децибелов:
— Однако сосед в суд не явился. И дело в отношении его суд закрыл! Получается, дебошира и бездельника к ответу призвать невозможно.
Галина Иванова у дверей шумного соседа.
Выслушав жалобщиков, Виктор Николайкин согласился, что существующий механизм борьбы с шумными соседями не самый быстрый и идеальный:
— Сторону, на которую жалуются, государство тоже защищает. Соседи, согласитесь, разные бывают. Вдруг кто‑то счеты с соседом сводит и хочет лишить его жилья? Рубить сплеча здесь нельзя! Но и тот факт, что милиция, считай, ушла от решения этого вопроса, я приветствовать не могу. На мой взгляд, сотрудникам ЖЭУ, которые не работают круглосуточно и реальной силой не обладают, проблему не решить. Поэтому Постоянная комиссия Палаты представителей Национального собрания по жилищной политике и строительству, председателем которой я являюсь, внесла предложение в республиканскую рабочую группу, которая трудится над изменением административного кодекса, чтобы этим вопросом занималась милиция.
Конфликт между жителями витебской пятиэтажки и соседом‑меломаном продолжается не первый год. Разбиралась милиция, дело даже дошло до суда, но проблема так и не решена.Примут ли эту точку зрения к сведению, скоро узнаем. Межведомственная экспертная группа, в которую, помимо парламентариев, вошли работники Верховного и Конституционного судов, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, ряда министерств (юстиции; внутренних дел; по налогам и сборам) и других ведомств, концепцию обновленного КоАП планировала подготовить уже весной 2020‑го.
golesnik@sb.by