Павел Леонов.
Словно магнит
Скульптурой мужчина занимается более 30 лет. Как и большинство мастеров, пришел в «ледяной» жанр не сразу. Начинал с резки по дереву и камню. И вот уже на протяжении семи лет вместе с напарником Василием Тимашовым представляет Беларусь на различных международных фестивалях ледяной скульптуры, откуда не раз возвращался с победой. Мастера признаются: лед словно магнит — дотронулся раз и не в силах от него оторваться.Василий Тимашов.
Очень много профессиональных секретов узнал у якутских мастеров на первом фестивале, признается Павел Леонов:
— Большинство подобных встреч проходит в северных регионах России неспроста. Местная погода благоволит нашему ремеслу. И там идеальный для скульптуры лед. Я поездил по разным фестивалям — от Литвы до Магадана, и везде материал разный. Где-то более хрупкий, где-то вязкий… Это, видимо, зависит от природных условий. Но могу точно сказать, что самый лучший — в Якутии!
Качественный лед — кристально чистый и практически без пузырьков — образуется только в водоемах с течением. Специальные машины выпиливают его и калибруют под нужный размер.
Творческий процесс начинается с эскиза. Тщательно продумав все детали, мастера берутся за дело. В битве за красоту в ход идет целый арсенал инструментов: электропила, стамески, ножи, резцы, шлифовальные машины и даже прибор наподобие утюга. Главное оружие — любовь. Ведь вода умеет накапливать информацию: чем больше эмоций ты вкладываешь в работу, тем более притягательной получается композиция.
— Нужно учитывать специфику льда — хрупкость, капризность. И главную особенность — прозрачность. Скульптура из этого материала кажется многограннее, чем из того же дерева. Но в этом и сложность: начинающим мастерам тяжело словить объем и линии.
Зато у льда есть большой плюс: если какая-то деталь в процессе отломилась, ее всегда можно приморозить на место с помощью пары капель воды. Главное, делать это аккуратно. Одно неловкое движение — и из-за разности температур вся композиция буквально взрывается на мелкие осколки. Профессиональный лайфхак: если нужно обеспечить незаметность швов, то подготовленную для креплений воду наносят с помощью шприца. А для выравнивания поверхностей используют нагретые алюминиевые пластины.
Дождь как огонь
Первый признанный мировой шедевр ледовой архитектуры был создан в России. В 1740 году для развлечения смертельно больной императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге построили Ледовый дом, где вся мебель, занавески, посуда и даже карты, лежащие на столах, были вырезаны изо льда. Однако широкое распространение это искусство получило уже в наше время, когда появились электроинструменты, способные значительно ускорить процесс создания недолговечных арт-объектов.Изучив портфолио мастеров, убеждаюсь, что лед — удивительный материал. Из него можно построить самый настоящий замок, сделать горку для детей, создать декоративную композицию для оформления праздничного стола, изготовить барную стойку и даже посуду, скажем, бокалы для коктейлей…
За сезон у Павла Леонова выходит около пяти скульптур. Для их создания требуется от трех дней до двух недель. Работать зачастую приходится в экстремальных условиях — при температуре 40 — 50 градусов мороза. Зато лед себя прекрасно чувствует в такой атмосфере. Самое страшное, что может случиться, — это дождь. Его боятся как огня.— Ремесло травмоопасное, — признается мастер. — Однажды дело кончилось переломом — на ногу упал блок льда. А весит он под 100 килограммов! Я воспринял это как вызов и даже в гипсе довел дело до конца, заняв третье место.
От дерева до кентавра
В ближайших планах у мастера — съездить в китайский город Харбин. Уже более 70 лет каждую зиму там строят ледяные инсталляции. На площади почти 600 тысяч квадратных метров расположились Диснейленд, небоскребы, паровоз с вагонами в натуральную величину и почти 300 скульптур, созданных специалистами со всего мира.Чтобы не растерять навыки, перерывы между фестивалями скульпторы коротают за работой. Изготовили на даче ледяного оленя и игрушечную лошадку, чем изрядно порадовали местную детвору. Вы тоже можете создать нечто похожее на своем участке. Для этого не нужны дорогие материалы и инструменты. Главное — хороший лед. Если живете рядом с водоемом, дело, считай, в шляпе. А вот вода из-под крана не подойдет. При замерзании она становится мутной из-за химических примесей. Красивую ледяную скульптуру из такого материала не сделаешь.
Павел Леонов и Василий Тимашов могут реализовать любую идею — дракона, кентавра, ладью, рождественского оленя, деревья… Одна из самых масштабных скульптур — шесть с половиной метров. Для ее создания даже возвели строительные леса. Посвящена она творчеству Пушкина. Особенно эффектно ледяные фигуры выглядят в ночное время, если в них встроена подсветка. Применяют специальные лампы, которые не нагреваются. Зачастую именно от цветового освещения зависит то, какой эффект произведет скульптура.
Хрустальные творения днем сияют в лучах солнца, а ночью переливаются разноцветными огнями. Любоваться бы этими шедеврами круглый год! Если бы не одно но: с приходом тепла они растают. Потому Павел мечтает, чтобы в Беларуси появился крытый павильон с минусовой температурой, чтобы скульпторы могли радовать посетителей круглый год.Фото из личного архива героя.