Не сгибаться под ударами судьбы: как работает необычный санаторий для детей со сколиозом

Искривления в пространстве

Обязательный медосмотр школьников некоторые из родителей воспринимают как вынужденную обязаловку. Но ортопед-травматолог Могилевской детской областной больницы Валерий Андарало уверен: такая проверка здоровья лишней не бывает. Ведь коварный и жестокий сколиоз медики чаще всего таким образом и выявляют. Врач с большим опытом работы констатирует: сегодня эту болезнь диагностируют примерно у 5—7 процентов детей. Если вовремя забить тревогу и принять меры противодействия, можно остановить ее развитие. Правда, нужно быть готовым к тому, что борьба окажется долгой и непростой.

То не ветер спину клонит

Валерий Андарало указывает на важный момент: природа появления сколиоза до сих пор неизвестна:

Валерий АНДАРАЛО: «Лечение сколиоза простым не бывает»
Фото Анастасии ФЕДОСЕНКО

— В основном это врожденные аномалии, которые передаются по наследству. Проявляются они по-разному: иногда болезнь «спит» дольше, иногда — меньше. Нередко ее течение обостряют различные нервные и эндокринные заболевания. 

Едва ли не всех мальчиков и девочек на Могилевщине с таким диагнозом он знает поименно: кроме консультаций в детской областной поликлинике, Андарало наблюдает еще и за ребятами из Могилевской санаторной школы-интерната для детей, больных сколиозом. Когда-то в числе его пациенток была и пятнадцатилетняя Мария. Фамилию ни она, ни ее мама называть не захотели. Но и скрывать пережитое не стали: вдруг их опыт кому-то да поможет? Сегодня, констатировали, их жизнь ничем особым не отличается — разве что школьнице приходится выполнять специальные упражнения да спать на чрезмерно жесткой постели. Она вынуждена была навсегда отказаться и от карьеры теннисистки. 

— Зато я занялась плаванием и даже добилась некоторых результатов, — поделилась девушка.

Но еще вчера школьница боролась не только с основным недугом, но и с последовавшей вслед за тяжелым диагнозом депрессией. 

— Все началось, когда мне было десять. Мама погладила по спине и вдруг заволновалась. Попросила наклониться, повернуться. Потом еще раз и еще. На следующий день мы уже сидели в очереди к врачу. Потом были бесконечные обследования, консультации и снова  обследования, — в итоге, рассказала Маша, ей предложили долгосрочную «путевку» в специализированный интернат.

С этого момента, призналась, мир перевернулся. Привычный ритм, родная школа, любимая комната — все осталось где-то далеко. Вместо прогулок с подругами и компьютерных игр — жесткий режим и скованное корсетом тело. К новым условиям привыкала очень тяжело. 

Жизнь на топчане

Директор санаторной школы-интерната Евгений Рудаковский признает, что история Маши не уникальна:

— Всем нелегко адаптироваться к новой жизни, особенно ученикам младших классов. Бывали случаи, когда родители сдавались, забирали ребенка. Но это не лучшее решение проблемы. Сколиоз ведь не насморк, таблетками его не вылечишь. Здесь нужно соблюдать строжайший ортопедический режим, а самостоятельно выдерживать все предписанные врачами требования не всегда реально. У нас же все подчинено одной цели: помочь ребятам справиться с болезнью. И результат есть: многим воспитанникам санатория удается остановить развитие болезни и избежать необходимости операционного вмешательства. 

Кто-то попадает в интернат на год, кто-то — на еще больший срок. По медицинским показаниям ребят сюда зачисляют с 3-го класса. В целом лечение и учеба по программе базовой школы могут продолжаться вплоть до окончания 9-го класса. Сейчас здесь завершается подготовка к новому, пятьдесят первому по счету, учебному году. Евгений Константинович уточняет:

— Санаторная школа-интернат рассчитана на 150 человек. Классы у нас отличаются от обычных: ребята в основном не сидят за партами, а лежат на специальных топчанах. 

Пока все корпуса санатория пустуют: лето воспитанники проводят дома. Хотя рекомендации медиков приходится выполнять и во время каникул. Лечение, к слову, для каждого из мальчиков и девочек — индивидуальное: видов и подвидов сколиоза столько, что общими методиками здесь никак не обойдешься. Кроме местных специалистов, методы и итоги лечения контролирует специальная комиссия под руководством кандидата наук, ведущего научного сотрудника Республиканского научно-практического центра травматологии и ортопедии Дмитрия Тесакова. Чаще всего подходы к борьбе со сколиозом — комплексные. Это специальная гимнастика, парафиновое лечение и электрофорез, массаж и плавание. Создать воспитанникам интерната все условия для лечения, учебы и максимально комфортного быта помогает не только государство, но и спонсоры. 

К 1 сентяря в интернате расширили площади библиотеки, обновили интерьер и оборудование в столовой. Пополнился новыми экспонатами музей санатория, где собраны фотографии практически всех выпусков, в том числе пятидесятилетней давности. Представлена и газета «Лесовичок», в которой дети — сами авторы и редакторы. Евгений Рудаковский напомнил: история болезней воспитанников санатория — это еще и история их жизни, нелегкой борьбы за свое здоровье. Ведь проведенные в интернате годы отмечены не только месяцами тренировок, процедур, строгого режима, но и детской дружбой, радостными открытиями и новыми знаниями. Не случайно бывшие воспитанники приезжают сюда и после завершения курса лечения и обучения. После каждой такой встречи на елке у главного корпуса появляется очередная ленточка — как память о чьем-то выздоровлении. 

Следите за осанкой

Могилевские медики, которые помогают ребятам бороться с недугом, накопили немалый опыт в деле противостояния сколиозу. Правда, точного ответа — больше или меньше осанка дает о себе знать? — по-прежнему нет. Валерий Андарало признает: все зависит от выявляемости. Ортопеды есть далеко не в каждой детской поликлинике, тем более в маленьких районах. 

— Конечно, педиатры должны проверить рельеф спины у ребенка, — заявляет врач. — И если заподозрят неладное, дать направление к более узкому специалисту. 

Но на деле так получается не всегда. Ортопедам приходилось впервые диагностировать сколиоз даже у 12—13-летних ребят, то есть на той стадии, когда это далеко не первичные проявления болезни. Тогда как первые ее признаки чаще всего появляются у пяти-шестилеток. Хотя и это общим правилом не назовешь. Потому врачи призывают и родителей более тщательно следить за осанкой своих детей. 

— Как и с любой другой болезнью, со сколиозом начинать бороться нужно как можно раньше, — констатировал Валерий Андарало. — Тогда и шансов на успех будет больше.

markova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter