Уехать на заработки в Россию, Польшу, а то и еще дальше — актуальная тема, для жителей глубинки в том числе. Кормить семью надо, но всегда ли в деревне или небольшом городке легко найти работу по душе и специальности? Поэтому многие выбирают трудоустройство за границей. Легально или нелегально — этот вопрос и становится краеугольным камнем. Сколько раз сладкие обещания иностранного работодателя оборачивались горькими слезами обманутого нанимателя. То недоплатят, то поселят в хибары, а не в обещанный отель, то вместо танцевального шоу заставят оказывать интим-услуги. Самый жуткий вариант, когда наши земляки попадают в трудовое рабство или становятся жертвами торговли людьми.
Трудовая миграция — хорошо это или плохо? Как отстоять свои права в чужой стране? Можно ли избежать печальных историй при трудоустройстве за границей? Об этом говорили участники «круглого стола» — член Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания, член Парламентского собрания Союза Беларуси и России по внешней политике Анатолий ХИЩЕНКО, заместитель начальника управления внешней трудовой миграции, беженцев и убежища Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Владимир МАРГЕВИЧ, сотрудник «горячей» линии по безопасному выезду и пребыванию за границей и противодействию торговли людьми ОО «Клуб деловых женщин» Валентина ПУХТЕЕВА, руководитель инфолинии по безопасному выезду за границу Программы «Ла Страда» МОО «Гендерные перспективы» Анна СКОРАЯ.
«СГ»: — Белорусы уезжают на заработки за границу. Шесть тысяч человек в 2015 году и столько же — за первое полугодие 2018-го. Тенденция настораживает?
В. МАРГЕВИЧ: — Это связано с тем, что выросло число юрлиц и ИП, у которых есть лицензия на трудоустройство за границей. Если с 2013-го по 2015 год МВД выдавало по 10—15 лицензий в год, то с середины 2016-го число соискателей резко подскочило. Только за шесть месяцев этого года документы подали 79 юрлиц, 43 из них уже получили право трудоустраивать наших граждан за пределами страны. Сегодня в Беларуси 217 лицензиатов.
В. ПУХТЕЕВА: — Еще вчера на сайте МВД было размещено 216.
«СГ»: — Для небольшой страны не слишком ли много фирм по трудоустройству за границей?
В. МАРГЕВИЧ: — Не думаю. По закону ехать на работу за пределы можно самостоятельно или через лицензиата. Мы рекомендуем второй вариант. Юрлицо не просто отправит работника и забудет о нем, а несет ответственность весь период его пребывания за границей. Во-первых, информирует подразделение по гражданству и миграции об отправке и прибытии белоруса. Во-вторых, выступает арбитром между иностранным нанимателем и работником. Возникают вопросы с жильем, питанием, условиями работы, оплатой — наш гражданин звонит лицензиату, тот все улаживает.
«СГ»: — Просматривала список лицензиатов, там есть выделенные курсивом и красным цветом. Что это значит?
В. МАРГЕВИЧ: — Курсивом выделены те, кто имеет лицензию, но временно не работает по собственному желанию. Красным — те, у кого приостановлено действие лицензии судом за нарушения. Основанием служили жалобы клиентов.
«СГ»: — Но содействие лицензиата стоит денег. В одной фирме мне подыскали работу няней аж в США, за услуги попросили 400 евро.
В. МАРГЕВИЧ: — Судить о расценках сложно. Многие фирмы, ИП требуют оплату и прописывают суммы в договоре. Кто-то включает сюда стоимость визы, авиабилетов и прочее, кто-то нет. Но примерно каждый пятый лицензиат не берет денег с соискателя — эти расходы покрывает иностранная сторона.
В. ПУХТЕЕВА: — 15 лет работаю на «горячей» линиии, всем абонентам советую выезжать через лицензиатов. Какой плюс? Ты еще в Беларуси читаешь трудовой договор, знаешь совершенно точно, куда едешь, чем будешь заниматься, какие условия труда и оплаты тебя ждут. Все детали пазла сложены в единую картину. Второй вариант — белорус выезжает сам по себе. Ему обещают прекрасные условия проживания, питание, заоблачную зарплату. Абонент звонит: какой риск? Отвечаем: 50 на 50, лотерея. Когда наниматель красиво говорит, но слова не оформлены в трудовой договор, как правило, это обман и нелегальное трудоустройство, все обещания оказываются пустыми. И выход один — возвращаться на родину и искать другого работодателя. Не надеяться, что все вдруг станет хорошо и вы получите, трудясь нелегально, обещанные деньги. Обычно это работа за еду и на благо иностранного нанимателя.
А. СКОРАЯ: — Россия и Польша — самые популярные направления у белорусов для работы. В прошлом году мы приняли более 5 тысяч звонков, 38 процентов касались трудоустройства. При этом число попавших в трудные ситуации за границей растет. Из последнего: человек заболел, не может выходить на работу. Наниматель все больше и больше урезал зарплату. А потом и вовсе порвал трудовой контракт на глазах.
Часто в договоре иностранный наниматель указывает сумму до вычета налогов, и по факту на руки человек получит куда меньше. Обязательно оговорите и пропишите в договоре страховку на период работы, оплату больничных листов. Письменно договоритесь с нанимателем, на чьи средства — дорога до работы, проживание и питание. Часто эти расходы по умолчанию входят в сумму, прописанную в договоре. И когда работник спрашивает, почему на руки дали смешные деньги, ему отвечают: а кто должен платить за твое питание и жилье?
«СГ»: — В студенческие годы летом сама была трудовым мигрантом и не понаслышке знаю, насколько ты незащищен в чужой стране. Имеет ли смысл куда-то жаловаться?
А. СКОРАЯ: — Безусловно, имеет. В конце прошлого года на нашей «горячей» линии появилась новая услуга. Мы помогаем трудящимся в Польше и Российской Федерации мигрантам, чьи права нарушили, составлять жалобы. Тесно работаем с абонентом, выясняем обстоятельства и помогаем составить текст. Абонент переходит на сайт прокуратуры или трудовой инспекции и с помощью онлайн-формы вставляет текст жалобы, прикладывает документы и отправляет на рассмотрение. Не всегда спор разрешается в пользу работника, не во всех случаях удается добиться правды и выплаты заработанных денег. Но мы уверены: крайне важно обращаться. Так делаем видимым то число кризисных ситуаций, обманные схемы вербовщиков и недобросовестных нанимателей, когда нарушаются права трудящихся мигрантов.
В. МАРГЕВИЧ: — В Департаменте по гражданству и миграции тоже есть «горячая» линия. За шесть месяцев этого года позвонило более 700 человек. Многие мигранты, оказавшись в трудной ситуации, спешат на родину. Но здесь отстоять свои права сложно. Проблему нужно решать там, на месте трудоустройства. Подключать трудовую инспекцию, полицию, прокуратуру, наше посольство в Польше также окажет при необходимости содействие. А уехал домой — наниматель уничтожил документы, и дело с концами. Доказать тот факт, что вы работали и вас обидели, сложно.
В. ПУХТЕЕВА: — Вчера на «горячую» линию обратился мужчина с жалобой на работодателя, он вернулся из России в 2017 году. Впахивал нелегально три месяца, деньги получил только за первый. За второй и третий месяцы обещали выслать почтовым переводом — мол, временные трудности. Денег не дождался. Но время ушло! Обращаться в прокуратуру в Беларуси смысла нет, потому что нарушение было на территории другой страны. Другое дело, если бы он обратился в России. А так…
В. МАРГЕВИЧ: — Выезжая в Польшу на работу, надо быть настороже — польские наниматели грешат тем, что белорусам уже на месте предлагают перезаключить трудовой договор на договор поручения или подряда. Что это значит? Оплата будет меньше, условия работы, проживания — хуже. Но иногда белорусы, не вчитываясь — тем более документ на польском языке, — ставят подпись. А потом даже трудовая инспекция не может отстоять права наших граждан.
В. ПУХТЕЕВА: — Если наниматель предлагает перезаключить договор, уже тревожный звоночек. Перед выездом в этом направлении не поленитесь изучить польский сайт Министерства семьи, труда и социальной политики Польши — там есть перевод на русский язык. Трудовой договор предусматривает одну зарплату, договор поручения или подряда — другую, более низкую. Вчера на «горячую» линию обратился мужчина. Уезжал в Германию на работу, 50 минут въедливо узнавал все тонкости. Такой звонок — бальзам на душу. А когда человеку объясняешь, что он рискует, выезжая нелегально, а он все равно едет, чувствуешь опустошение.
В. МАРГЕВИЧ: — Кстати, польские СМИ пишут, что трудовые мигранты из Беларуси требовательные. И процент заключения трудовых договоров с нашими соотечественниками самый высокий среди мигрантов из других стран СНГ. Так что информационные усилия не напрасны.
А. ХИЩЕНКО: — Белорусы как ехали на работу за границу, так и будут ехать. Нужно предлагать им цивилизованные пути трудоустройства. Например, белорусским лицензиатам открывать филиалы за рубежом и на месте искать вакансии и предлагать соотечественникам.
В нашей беседе превалирует негатив к трудовой миграции. Но она была всегда. Вспомните, сколько, можно тоже сказать, трудовых мигрантов прославили Беларусь за ее пределами — Тадеуш Костюшко, Игнат Домейко, Марк Шагал… Хорошо это или плохо? По-моему, плюсы есть. Наши земляки везут валюту в страну — это раз. И повышают квалификацию — это два, привозят опыт, технологии на родину.
Западной Европе всегда не хватало рабочих рук. И когда страны Восточной Европы стали вступать в ЕС, поляки, литовцы, латыши хлынули туда, где заработок выше. У соседей стали открываться вакансии. Приглашают наших работников — высокообразованных, с более высокой квалификацией, чем другие мигранты.
Я часто бываю в РФ. В Брянске на Парламентском собрании губернатор хвастался, что белорусы приезжают к ним семьями. Санкции подстегнули укреплять производство, сельское хозяйство. В приграничных районах пашут, сеют. Даже руководят, имея хорошую зарплату и возможность вести свой бизнес.
У нас относительно невысокая безработица, но о создании рабочих мест нужно заботиться. В Китае подход такой: правительство и местная власть думают, как под группу людей создать рабочие места. А у нас? Ждем инвестора, пришел — слава Богу. Открывается производство, создаются рабочие места, а подходящих специалистов в регионе нет. Вот и выезжают. Нужно перенимать опыт других стран, чтобы и к нам приезжали. Россия дает упрощенную регистрацию, получение вида на жительство, гражданства. Нам тоже нужно готовить законодательную базу.
«СГ»: — А в Беларусь как привлечь не столько рабочие руки, сколько мозги?
В. МАРГЕВИЧ: — Вы правильно сказали, нам нужны мозги – низкоквалифицированной силы хватает. За полгода 2018-го в Беларусь приехало около 8 тысяч украинцев, китайцев, россиян. Едут, чтобы реализовывать инвестпроекты, едут рабочие, специалисты сельского хозяйства, сферы обслуживания. А вот высококвалифицированные специалисты — увы! В середине 2016 года приняли новый закон, ввели понятие «высококвалифицированный специалист». Там три критерия — образование, стаж работы 5 лет и самый основной — уровень заработной платы (чуть более 3 тысяч рублей). Заявок, которые размещают работодатели в банке вакансий Минтруда и соцзащиты, на таких специалистов много. Но в 2017 году в территориальные подразделения обратились и получили разрешения на работу всего 10 иностранцев.
А. ХИЩЕНКО: — Недавно в Бресте на Парламентском собрании России и Беларуси обсуждали сближение законодательств двух стран в области равных прав граждан. Барьеры в цивилизованном трудоустройстве сняты. Наши граждане имеют одинаковые права в оплате труда, в режиме рабочего времени, технике безопасности, времени отдыха. Между Россией и Беларусью признается трудовой стаж, пенсионное обеспечение соответствует.
«СГ»: — Как понять, что ты стал жертвой торговли людьми?
В. ПУХТЕЕВА: — Если мы говорим о торговле людьми с целью трудовой эксплуатации — это изъятие паспорта, принуждение жертвы к работе не по своей воле, угрозы, психологическое и физическое насилие, ограничение свободы. Такое бывает редко. Чаще сталкиваемся с нелегальным трудоустройством. Допустим, белорус работает в России по 16 часов в сутки, ему не платят, но документы при нем, и он в любую секунду может уйти. Пару лет назад помогали вернуться 23 жителям Брестской области из трудовой эксплуатации во Владимирской области. В практике были тяжелые случаи, когда белорусы уезжали на работу в Россию, а им подливали снотворное в воду, и просыпались уже в Дагестане. Работали на кирпичном заводе, как каторжные, не зная, где они. А потом их выбрасывали на обочину. Всего же за 15 лет работы в тесном контакте с МВД мы вернули на родину 121 человека из трудового рабства.
А. ХИЩЕНКО: — Слухи о таких негативных примерах быстро распространяются, и в России такое все реже и реже встречается.
В. МАРГЕВИЧ: — Иногда адрес работодателя подсказывает знакомый. Казалось бы, зачем сомневаться? На деле он получает процент от привоза товарища. А по закону вербовать на работу за границей могут только лицензиаты.
А. СКОРАЯ: — Но как доказать факт вербовки? Это общение двух знакомых, а за вербовку платит иностранец, это и мешает привлечь к ответственности. Мы много говорим о европейском направлении, туда в основном едут мужчины. По статистике нашей инфолинии, среди женщин популярны Китай, Турция, Эмираты. Абонентки высылают договоры потенциальных работодателей, чтобы мы убедились, что все в порядке. Что мы видим? Несуществующие профессии, заоблачные суммы за неквалифицированную работу. Например, 20 минут работы в день русалкой и — 2 тысячи долларов в месяц. Едут танцовщицами, моделями, им обещают один 20-минутный выход на сцену в день, остальное время свободно. А на деле работают много, да еще по ночам, передвигаться можно по ограниченной территории, нередко речь идет об интим-услугах. И девушки не в силах постоять за себя — их паспорта под предлогом безопасности забирают «наниматели».
В. ПУХТЕЕВА: — Причем трафикеры очень часто предлагают выехать в спешном порядке. Девушка, обратившаяся на «горячую» линию, направлялась работать в Турцию аниматором, обещали 2000 долларов в месяц. Консультация длилась 40 минут, и за время нашего общения работодатель девушке на мобильный телефон трижды написал: «Ты выезжаешь? Я тебя жду! Ты решилась?» Позже выяснилось, что он активно вербовал также ее подругу через соцсети. Всегда говорю: остановитесь и подумайте, к чему такая спешка? Зачем, услышав от вербовщика, что выезжать на работу необходимо завтра, нужно бросаться в омут, не узнав все нюансы трудоустройства?
А. СКОРАЯ: — Часто девушек кормят сладкими обещаниями поменять туристическую визу на рабочую. Это плохо заканчивается. Напомню, изменить туристическую визу на рабочую в иностранном государстве невозможно. Перед выездом за границу нужно иметь копии всех документов (паспорта, трудового договора) и хранить их в потайном месте. Эти копии оставлять дома и сканы выслать себе на электронную почту, чтобы в любой точке земли можно было ими воспользоваться. Обязательно говорите близким, знакомым, куда едете и зачем. У нас как? Боятся сглазить уникальную возможность заработать много денег — вдруг кто-то опередит! И тем самым лишают себя шансов на помощь близких.
В. ПУХТЕЕВА: — Перед выездом позвоните на «горячую» линию, узнайте правила трудоустройства иностранцев в этой стране. За 15 лет работы мы приняли более 40 тысяч звонков. Туристическая или гостевая виза не дает права работать. В случае, если будете работать нелегально, не сможете получить достойную оплату, медпомощь или уйти на больничный. Вы станете полностью зависимы от вашего работодателя. До выезда оформите медицинскую страховку, обсудите со своими друзьями и семьей о том, когда и каким образом вы дадите им знать о своих делах. Договоритесь о кодовой фразе с близкими. Например, «Как здоровье моей бабушки Марии?», хотя бабушку зовут Наталья. И родственники поймут, что с вами беда и нужно обращаться в милицию. Главное, чтобы они этой кодовой фразы не испугались, спокойно отреагировали. Потому что разговор, как правило, контролируют опытные трафикеры. Обязательно возьмите определенную сумму денег, хотя бы на транспортные расходы для возможного возвращения домой.
ostapchuk@sb.by
Единый «горячий» телефон ОО «Клуб деловых женщин» и МОО «Гендерные перспективы» — 113 (с городского телефона).
Телефон «горячей» линии Департамента по гражданству и миграции МВД — +375-17-218-52-64.
Трудовая миграция. Как отстоять свои права в чужой стране?
Ищете работу за границей? Не останьтесь у разбитого корыта
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Александр КУЛЕВСКИЙ