– Согласно первой статье Конституции нашей страны Республика Беларусь – правовое государство. Это означает, что деятельность государства, всех его органов и должностных лиц, организаций независимо от формы собственности и самих граждан подчиняется нормам права. При этом и нормотворческая деятельность, и законотворческая в частности тоже подчиняется своим правилам, то есть строится на основе норм права, – отметил заместитель председателя.
По его словам, здесь можно выделить три составляющих.
Первое – это вид нормативного правового акта и его место в системе актов законодательства.
– Иерархия и виды актов законодательства в нашей стране строятся на основе Конституции и Закона «О нормативных правовых актах». Основной Закон закрепляет, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с ней. В общей структуре нормативных правовых актов закон выделяет их особую часть, которая обладает большей юридической силой по отношению к иным актам законодательства. Это законодательные акты, к которым относятся Конституция Республики Беларусь, законы и указы Президента. При этом следует обратить внимание, что обновленная Конституция не наделяет главу государства правом издания декретов, имеющих силу закона. Однако ею определено, что декреты, изданные до вступления в силу изменений и дополнений Конституции, применяются до признания их утратившими силу законами и их нормы имеют приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов, – заявил Вадим Ипатов.Выделение законодательных актов из общей массы нормативных правовых актов обусловлено не только их юридической силой, но и тем, что право на их издание или принятие вытекает непосредственно из Конституции, подчеркнул заместитель председателя:
– В целом обновление норм Конституции, ставшее итогом состоявшегося 27 февраля 2022 года республиканского референдума, внесло значимые изменения в структуру и иерархию правовых актов, существенно повысив роль законов и актов представительных органов в целом. Особое место в национальной правовой системе теперь отводится актам Всебелорусского народного собрания – высшего представительного органа народовластия. Решения ВНС являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
Второе – порядок подготовки, принятия и издания нормативных правовых актов.
– Общие требования, если говорить о принимаемых Парламентом законах, закреплены непосредственно в Конституции и детализированы в ряде законов и регламентах палат Национального собрания, – заявил Вадим Ипатов.Третье – требования к сущностному содержанию акта, ведь законотворчество – это своеобразное социальное планирование, в ходе которого моделируются общеобязательные правила поведения.
– И эти правила должны максимально отвечать объективно складывающимся общественным отношениям, интересам и потребностям государства, общества и личности. И безусловным ориентиром для законодателя здесь является реализация в принимаемых законах положений Конституции, в которых закреплены фундамент идеологии белорусского государства, ключевые исторические, духовные, культурные ценности нашего народа, его взгляд на современное состояние страны, ее прошлое и будущее, – констатировал заместитель председателя.Также, по его словам, еще одним значимым источником для законотворчества станет реализация важнейших решений Всебелорусского народного собрания, к компетенции которого Конституция отнесла утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, Военной доктрины, Концепции национальной безопасности.