Непростая ситуация, сложившаяся в сфере международных отношений, диктует необходимость выстраивания новой системы приоритетов. В частности, одним из основных перспективных направлений дальнейшего развития сегодня представляется максимальное использование потенциала Союзного государства Беларуси и России. Расширение и укрепление многопланового двустороннего сотрудничества позволит создать уникальное пространство, своеобразную зону взаимоподдержки, на территории которой главенствующую роль будут играть государственные интересы наших стран и, как следствие, интересы наших деловых кругов и рядовых граждан.
Амбициозный проект по освоению принципиально новой практики социального инвестирования в рамках интеграционных процессов Беларуси и России стартовал на днях в Гродно. Речь идет о создании системы межрегионального партнерства, особенность которого состоит в том, что объекты для вложения бюджетных средств обеих стран и Союзного государства будут определяться не на высоком административном уровне, а на местах: по инициативе органов местного управления и представителей гражданского общества. Новый подход предполагает создание фонда, который станет осуществлять финансирование конкретных программ на грантовой основе.
Уникальность данной методики в том, что средства выделяются сразу на реализацию двух примерно аналогичных инициатив на территории России и Беларуси. Причем только в том случае, если участники из обеих стран смогут вместе доказать состоятельность своих предложений. Таким образом, произойдет не только укрепление экономических связей, но и одновременно будет решаться вопрос повышения уровня и качества жизни в регионах, а также укрепляться культурные и гуманитарные связи между людьми и организациями наших стран.
Планируется, что программа будет осуществляться по нескольким приоритетным направлениям. Одно из них — сохранение и продвижение культурно-исторического наследия. Существуют разные возможности достижения этих целей — от работ по реконструкции различных исторических объектов до организации научных конференций. Следующее направление — развитие инфраструктуры. Оно может включать в себя прокладку дорог, установку освещения, парковок и так далее. Развитие молодежных инициатив предполагает финансирование реализации интересных идей. Кроме того, предусматривается уделить внимание обмену опытом муниципального управления и содействию двустороннему туризму.
Первыми в программу взаимодействия включились Гродненская и Калининградская области. Новый подход в сотрудничестве уже получил одобрение местных властей. После создания базовой программы она будет предложена для рассмотрения руководству обеих стран. Безусловно, основная цель данного трансграничного сотрудничества должна быть направлена не столько на создание альтернативы деятельности органов государственной власти, сколько на вовлечение общественности в совместное решение региональных задач, финансовую поддержку энергии созидания и укрепления добрососедских отношений.
В настоящее время проводится серьезная подготовительная работа, направленная на создание пакета программной документации, нормы которой будут в равной мере соответствовать интересам обеих стран. На законодательном уровне должна быть заложена симметрия использования открывающихся возможностей. Именно в правовом равенстве заключается основное отличие подходов в организации трансграничного сотрудничества Беларуси и России от опыта реализации аналогичных программ с Евросоюзом, который принимал в них участие исключительно на своих условиях. Новый подход к сотрудничеству с нашим основным восточным соседом станет очередным шагом к выстраиванию четкой системы приоритетов экономического и гуманитарного партнерства.
Владимир ЗАЛОМАЙ, руководитель Гродненского отделения Белорусского института стратегических исследований