За последние десять лет число детских домов и интернатов для сирот сократилось более чем вдвое

Интернат закрыт. Дети ушли в семью

Ребенок, как губка, впитывает все, что видит вокруг, копирует поведение взрослых. И если в детстве перед глазами не было примера здоровых отношений между родителями и полноценной семьи, создать потом собственную и сохранить ее будет очень сложно. Именно поэтому сеть интернатских учреждений для детей-сирот в нашей стране постепенно сокращается, а ребят устраивают в замещающие семьи. 

Государственная детская деревня — один из вариантов подобного жизнеустройства. Корреспондент «Р» узнала, почему сиротам здесь лучше, чем в интернате.

Полтора десятка благоустроенных коттеджей в поселке Опытный — одна из территорий детской деревни «Истоки».

Большая семья

Сегодня в стране две государственные детские деревни: в Минском районе и городе Кобрине, а также детский городок в Минске. Ту, что под Минском, с нежным названием «Истоки», создали чуть более 10 лет назад по инициативе Президента. Вначале она размещалась в девяти коттеджах в Ждановичах, позже расширила свою территорию в поселке Опытный. Сегодня «Истоки» — это 23 благоустроенных коттеджа со своим придомовыми территориями, где воспитываются 102 ребенка от 3 лет. 

— Особенность государственной детской деревни в том, что здесь создана модель большой полноценной семьи, — рассказывает директор детской деревни «Истоки» Илья Жилич. — В каждом из домов живут родители-воспитатели — мама и папа — и до десяти детей. Причем дети как родные, так и приемные. Официально такую семью называют воспитательной группой. У некоторых есть своя специализация, например, для детей с нарушениями слуха.

Половина здешних воспитателей имеет опыт приемного родительства, и примерно столько же — опыт воспитания собственных детей. Бездетным и одиноким трудоустроиться сюда не получится. Правда, в «Истоках» есть две семьи, где воспитанием занимаются только мамы: их мужья умерли, когда супруги уже здесь работали. Зарождаются в «Истоках» и династии родителей-воспитателей. Например, Наталья Каптюх пришла сюда с мужем 10 лет назад, а недавно сюда устроилась на работу и ее дочь Марина Ельяшевич с супругом. 

В воспитательной группе профессиональной мамы Виктории Кузьминой трое кровных и четверо приемных детей.

Кровные и близкие

Как правило, своих родителей-воспитателей дети называют мамой и папой. Обращаются «тетя» или по имени-отчеству только те, кого направили сюда уже подростком. Чем младше ребенок, тем быстрее формируется психологическая связь между взрослыми и ребятами. Иногда она настолько сильная, что они уже потом не хотят расставаться. Например, одна из профессиональных мам удочерила двух своих воспитанниц. И это не единственный случай документального оформления родства.

— Разделение на биологических и приемных детей у нас порой весьма условное, — констатирует директор. — И чем раньше ребенок попадает в детскую деревню, тем быстрее он сближается со взрослыми и детьми. Замечаем: дети, которые долго живут вместе, становятся похожими друг на друга даже внешне. 

Вот, например, Катю устроили в одну из воспитательных групп, когда ей было чуть больше двух лет. Она росла с биологической дочерью Ольги и Сергея Бандаревичей Викой, и девочки здорово подружились. Сегодня они вместе ходят в 8-й класс и от незнакомых людей часто слышат: «Сразу видно, что сестры!» 

Биологические и приемные дети всегда вместе, разве что порознь проводят летние каникулы. Если первые уезжают отдыхать вместе с родителями, которые на это время оформляют трудовой отпуск, то вторые уезжают на оздоровление, в детские лагеря или санатории. 

Одно из преимуществ детской деревни — возможность для каждой семьи по своему усмотрению обустроить быт. Одной нравится настоящая деревенская жизнь, поэтому у дома разбили грядки: выращивают картофель и зелень к своему столу, высадили декоративные кустарники. Другие завели кота, собаку, рыбок, хомячка. У кого-то есть даже целый живой уголок. Словом, все, как в обычной семье. Отличие только в собственности: прекрасный коттедж со всеми удобствами и имуществом принадлежит государству. За госсчет покрываются все расходы по содержанию дома, коммунальные платежи.

На ужин сегодня будут котлеты.

О старожилах и беглецах

Отличаются ли дети из интернатов и жители детской деревни? Илья Жилич считает, что да. Эта разница особенно заметна в первое время пребывания здесь новичков. Настороженные, пугливые, они всегда обо всем спрашивают разрешения. Интересуются, можно ли взять печеньку, конфетку или яблоко, которые стоят в вазочке на столе. Поначалу вкуснятину спрячут в укромное местечко, чтобы никто не отнял. Для интернатовского ребенка удивительно, что на кухне в любое время можно заглянуть в холодильник и чем-нибудь полакомиться. Удивительно для детей и то, что у них появляется своя территория и вещи, а главное — рядом всегда двое взрослых, готовых помочь. Ему лично, а не целому классу, как в интернате! Проживая в приемной семье, где все заботятся друг о друге, новички постепенно расстаются со своими прежними привычками.

Самое сложное наследие прошлого, которое можно преодолеть, — страсть к побегам. Страдают этой «болезнью» не только выходцы из интернатов, но и те, кто пришел сюда из опекунских семей. 

Диму направили в «Истоки» в 13 лет. Его родителей лишили родительских прав. Дедушка решил оформить над ним опекунство. Своя, мол, кровь, будет расти под присмотром. Но когда наступил подростковый возраст, у Димы начались проблемы с законом. Заплатив пару штрафов, опекун отказался от его воспитания. Не успел Дима в «Истоках» со всеми как следует познакомиться, как, прихватив с собой двух воспитанников, которые давно живут в детской деревне и такими поступками раньше не грешили, повел всех в «поход» — решил показать, где жил раньше. Милиции понадобилось несколько часов, чтобы найти путешественников… в доме у дедушки. Тот работал в ночную смену, а беглецы его даже не предупредили о своем появлении. В другой раз этот же мальчишка набедокурил в летнем лагере и, чтобы уйти от ответственности, снова убежал. И снова в родную деревню, к прежним друзьям. 

— Если мальчишка привык гулять до трех часов ночи, для него день, расписанный по часам, — ломка и пытка. Время, когда из него можно вылепить нормального гражданина, упущено, — констатируют педагоги. — Хотелось бы, чтобы опекуны, которые берут к себе ребенка, отдавали себе отчет, что за поведение подопечного придется нести ответственность, в том числе и материальную. И хватит ли у них сил и возможностей, чтобы не опустить руки при неудаче.

И все же средство, которое помогает переориентировать поведение подростка, есть. Как правило, таких детей в детской деревне стараются загрузить по максимуму интересными спортивными секциями и кружками. Тот же Дима-беглец играет на аккордеоне, ходит в бассейн, вместе с семьей посещает в школе «папа-зал». И недавно признался, что решил больше не сбегать.

Максим Хмелевский (слева) пришел в детскую деревню из Борисовского дома ребенка, Саша Жилинский попал сюда сразу после того, как мать лишили родительских прав.

Уроки жизни и экономики

Что происходит с теми воспитанниками детской деревни, которые после школы поступают учиться? 

— Это зависит от того, куда ребята поступили и на каких условиях, — объясняет директор детской деревни. — По законодательству дети могут находиться в детской деревне до 18 лет. Поэтому, если в колледж зачислили на условиях гособеспечения, им выделяют общежитие и выпускник покидает детскую деревню. Но есть и те, кто выражает желание остаться. 

Сейчас в детской деревне «Истоки» внедряется модель постинтернатной адаптации. В скором времени один из жилых домов отведут под этот проект: оборудуют мебелью, кухонной посудой, бытовой техникой и там будут проживать 9 детей-сирот, которые поступили в столичные вузы или ссузы. Но уже без родителей-воспитателей. Такая своеобразная молодежная коммуна.

— Мы трепетно относимся к каждому нашему выпускнику, — объясняет директор. — Ведь в обычной семье связь с домом и родителями сохраняется всегда, а наши выпускники оказываются одни и переживают кризис перехода в самостоятельную жизнь. К тому же нам было бы интересно отследить результаты своих усилий. Например, увидеть, как бывшие воспитанники устраивают свой быт, распоряжаются свободным временем, как на практике используют навыки распределения денежных средств. 

Сейчас у каждого юного жителя детской деревни есть свои карманные деньги. Их сумма для детской деревни законодательством не определена, но здесь исходят из регламента для интернатов — не ниже 11 рублей в месяц. Кто-то из ребят с первых дней откладывает в свою копилку. А кто-то спешит сразу потратить их в первом магазине на вкусности. 

Бюджет семьи формируется из расчета, что на каждого воспитанника детской деревни государство выделяет 279 рублей в месяц. Родители питаются вместе с детьми, поэтому пополняют общую сумму частью своей зарплаты. А уж сколько, на кого и на какие цели потратить средства, решается на семейных советах с учетом мнения детей. 

Есть в смете расходов и оплата объединений по интересам на платной основе, покупка лекарств и занятия с репетитором. Каждый месяц родители-воспитатели делают отчет о потраченных средствах. Директор признается, что потребности семьи не всегда соответствуют возможностям, но замечает: а много ли обычных семей могут этим похвастаться? Кроме того, детская деревня сотрудничает с благотворительными организациями — помогают финансами, организуют оздоровление за рубежом…

Свое гнездо

За время своего существования детская деревня «Истоки» подготовила к взрослой жизни 190 детей. Многие выпускники часто приезжают сюда в гости, на праздники. И это, по мнению педагогов, отличный показатель того, что детская деревня становится для сирот местом, куда они приходят снова и снова, чтобы получить поддержку. Рассказывают педагогам: пытаются общаться с биологическими родителями, кровными родственниками, но в душе как отрезало — даже не о чем поговорить.

Стоит ли удивляться, что в группе Ольги и Сергея Бондаревичей во время праздников не хватает мест, чтобы усадить всех гостей за стол? Скучают по «маме» и «папе» бывшие воспитанники. Диана Пантелеева закончила медколледж, работает в Минске фельдшером. Дима Равина тоже работает — администратор в магазине, а его сестра Инга вышла замуж, родила детей. 

К сожалению, отмечает директор, не у всех успешно решается вопрос с жильем. Кому-то от предприятия выделяют общежитие, кто-то стоит на очереди на получение социального жилья. Некоторым предлагают строиться, но использовать эту возможность не всем по плечу из-за отсутствия стартового капитала. 

КСТАТИ

В 2019 году закрыты 2 детских дома — в Брестской области и Минске, а также Ошмянская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Гродненской области. С 1 января прекратил функционировать Ждановичский детский дом в Минской области.

ЦИФРЫ

— Сейчас в стране проживают 19 434 детей-сирот. При этом только 18,4 процента из них — сироты биологические, все остальные — социальные, т.е. при живых родителях…

КОМПЕТЕНТНО

Елена СИМАКОВА, главный специалист главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования:

— В целом сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом становится меньше. В 2015 году их было 21 200, а пятью годами раньше — 25 350. Это, безусловно, позитивная тенденция и результат профилактической межведомственной работы по сохранению семьи для каждого ребенка.

Сегодня в Беларуси 13 детских домов и две школы-интерната для детей-сирот — это более чем в два раза меньше, чем десять лет назад. А всего в стране 86 детских интернатных учреждений, в том числе вспомогательных и специализированных в системе Минтруда и Минздрава. В них находятся и дети, у которых есть родители. 

В текущем году утвержден План межведомственных мероприятий по комплексной деинституционализации детей и молодежи на 2020—2023 годы, который предусматривает дальнейшее сокращение сети детских интернатных учреждений на 20 процентов. Планируется также ежегодное снижение на 5 процентов числа детей, направленных в дома ребенка. 

kozlovskaya@sb.by

Фото Елены СОКОЛ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter