Подведем промежуточную черту
— Алексей Игоревич, в первом полугодии годовой прирост инфляции составил 2,9 процента — это исторический минимум. С начала же 2023-го — 3 процента. Мы помним о поставленной задаче удержать инфляцию в пределах 7—8 процентов по итогам года — запаса хватит?![](/upload/iblock/17a/ne0tws9aojqu8zw164mtc7itxscbvhxm.jpg)
При этом у МАРТ, помимо действующей системы регулирования цен, есть большой арсенал инструментов по сдерживанию инфляционных процессов. Например, разработана и реализуется Антиинфляционная программа на 2021—2023 годы, комплексы мер по защите внутреннего рынка, а также импортозамещению. Разработан и действует механизм работы по включению товаров в перечни параллельного импорта, в высокой стадии готовности проект совместной с КГК Программы по стабилизации цен и потребительского рынка на 2023-й. Напомню, в прошлом году она состояла из четырех блоков, касавшихся насыщения внутреннего рынка, экономического и тарифного регулирования, совершенствования методологии ценообразования и контрольной деятельности. Из 41 мероприятия аналогичной по целям программы выполнены 38 пунктов — мероприятия, включенные в нее, показали свою эффективность.
Кроме того, министерством используются инструменты антимонопольного регулирования. В частности, на постоянной основе проводятся анализы рынков по выявлению фактов злоупотребления доминирующим положением, установлению монопольно высоких и низких цен на рынке. Ведется госреестр доминантов и естественных монополий. Справедливая рыночная цена формируется и регламентирована также законодательством о государственных закупках. Активно применяется механизм защиты прав потребителей. При этом и другие государственные органы-регуляторы сдерживают цены по своим отраслям экономики, проводят работу по максимальному насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами. А Национальным банком для поддержания ценовой стабильности осуществляется эффективная денежно-кредитная политика. Вернулись с Минздравом к референтному ценообразованию — регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты. Определен перечень, состоящий из 37 международных непатентованных наименований, предельные отпускные цены на которые подлежат регистрации в срок до 1 декабря 2023 года. Похожий прошлый опыт позволил сформировать справедливые цены на популярные и редкие препараты, уменьшив их по многим позициям.
Пристально следим за ситуацией в сельском хозяйстве, ведь результаты уборочной найдут отражение в ситуации на потребительском рынке, дошлифовываем подходы к формированию стабфондов, чтобы обеспечить внутренний рынок в необходимом количестве по приемлемым ценам «борщевым набором» и яблоками и прогнозировать их вклад в рост цен. В частности, видим, что объемы закладки будут скорректированы примерно на 15 процентов, до 122 тысяч тонн, а система выборки немного изменена.
Своего должно быть больше
— Если подвести черту, получается, что инструментов хватает. Тем не менее некоторые совершенствования по ходу вносятся…— Совершенно верно, это динамичный процесс. Взять, например, постановление № 713 — уже есть три его редакции. В последней выравнены условия реализации отечественных и импортных товаров в розничной торговле. Далее в развитие последних изменений мы в своем постановлении прописали случаи и порядок предоставления стимулирующих выплат торговле. На площадке МАРТ во время заседаний экспертной группы по выработке альтернативного механизма справедливого ценообразования и оценки эффективности действующей системы и выработки предложений по ее совершенствованию прошли встречи с ретейлерами и производителями, на которых мы рассмотрели эффективность принятых мер, обсудили, что еще можно доработать, чтобы все участники процесса были в выигрыше.
Напомню, ряд пунктов последних изменений системы регулирования цен направлен на способствование продвижению сделанного в стране — это было первоочередной целью корректировок. В принципе, это уже постепенно реализуется: нам удалось переломить многолетний тренд падения доли продаж товаров отечественного производства. Это свидетельствует об увеличении спроса покупателей на белорусскую продукцию и ее конкурентоспособности с импортными аналогами. Так, по итогам 2022-го по отношению к 2021 году отмечается рост доли продаж белорусских товаров в розничном товарообороте организаций торговли республики на 1,7 процентного пункта, до 60,9 процента. В том числе продовольственных товаров — на 0,2 процентного пункта, до 76,8 процента, непродовольственных товаров — на 2,4 процентного пункта, до 42,9 процента. Положительная тенденция роста доли продаж товаров отечественного производства продолжилась и в первом квартале 2023-го. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы видим рост в целом на 2,3 процентного пункта и на 0,8 и на 2,7 процентного пункта по продовольственной и непродовольственной группам соответственно. Росту продаж поспособствовало в том числе введение санкций со стороны недружественных стран. Это подтолкнуло наших производителей активизировать выпуск более широкого ассортимента собственной импортозамещающей продукции, а торговле — охотнее обращать внимание на нее.
![](/upload/iblock/7fd/2rlc9b360bzott11st4702jrf7vn28uc.jpg)
Для обеспечения продовольственной независимости и экономической безопасности страны, доступности жизненно необходимых продуктов питания всем категориям населения в полном объеме и недопущения роста цен на социально значимые товары МАРТ разработаны Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности и поддержанию ценовой стабильности. В указанном документе рекомендовано с учетом международной практики популяризации национальных товаров обеспечить размещение и выкладку товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах, обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства специальной вывеской или надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или аналогичными средствами. Чтобы закрепить эти нормы, разрабатываем документ, который закрепит расположение наших товаров в зоне доступности и видимости — он находится на согласовании с госорганами. Надеюсь, проводимая работа позволит сохранить и увеличить наметившуюся тенденцию роста продаж белорусских товаров.
— Однако есть товары, импорт которых ощутим потребителем: для решения этого вопроса Совмин постановлением № 365 утвердил положение о формировании перечней существенно важных для внутреннего рынка товаров для ввоза в страну без согласия производителей из недружественных стран. Заработал документ с 6 июня. По сути, речь идет о параллельном импорте. МАРТ отвечает за ведение этих перечней — на ваш взгляд, какие позиции появятся в нем в числе первых? Что это даст экономике и потребителям?
— Механизм параллельного импорта направлен на создание условий для повышения внутренней устойчивости экономики, а также предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных и иных товаров. Постановление № 365 предусматривает алгоритм работы по включению товаров или групп товаров в перечни параллельного импорта. Согласно документу МАРТ предоставлено право на определение перечней таких товаров путем обобщения поступающих от уполномоченных органов и организаций предварительных перечней. Система эта для нас новая, предложения собираем. Рассчитываем, что с первоначальным списком определимся в ближайшие месяцы — предложения уже поступают. Примечательно, что в перечни могут быть включены как потребительские товары, так и сырье, материалы и комплектующие для производства готовой продукции. Полагаю, из числа потребительских товаров в список в первую очередь могут попасть товары так называемого критического импорта — не выпускаемые в стране.
Ювелирно — к механизму действующему и будущему
— Расскажите подробнее о созданной при МАРТ рабочей группе: насколько широк ее состав, как часто проходят заседания? Просматривается ли уже понимание новой системы ценового регулирования?— Состав рабочей группы охватывает всех участников цепи товародвижения — производителей, импортеров, субъектов оптовой и розничной торговли как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Заседания экспертной рабочей группы проводятся по мере необходимости, иногда такие встречи бывают и несколько раз в неделю. Отмечу, что заседания проходят в открытом формате. На них приглашаются инициаторы вносимых предложений, представители заинтересованных государственных органов, чтобы максимально всесторонне подойти к обсуждению и анализу поступающих идей. Первый результат такой комплексной работы — постановление Правительства № 713 (3).
Вместе с тем, помимо решения проблемных вопросов применения норм постановления № 713, основная задача рабочей группы — выработка стратегических предложений по выстраиванию долгосрочной системы справедливого ценообразования и недопущению злоупотреблений. В первую очередь по отношению к покупателям. И здесь мы находимся в стадии проработки действенного механизма. Это процесс небыстрый и нелегкий, ведь необходимо учесть позиции всех сторон, максимально просчитать эффект воздействия на потребительский рынок и экономику, чтобы не навредить, ювелирно подойти к каждому слову, чтобы система была понятной и справедливой… Отработанные предложения предстоит согласовать с Правительством, Комитетом госконтроля, а также с Советом Республики Национального собрания, как это сейчас происходит при корректировке постановления № 713. Но для себя ставим срок — разработать новые подходы к концу года. Настраиваем бизнес: как было, уже не будет, продолжаем действовать в рамках постановления № 713. Будет веская необходимость корректировки, например, чтобы не допустить угрозы финустойчивости участников процесса, — оперативно откорректируем. Торговлю и производителей мы рассматриваем как два крыла птицы — потребительского рынка, которая не может плавно лететь, если одно плохо работает, стараемся учитывать мнения всех сторон.
![](/upload/iblock/d16/wfpcpzoini7ar7j3grq27twmer6pzuw4.jpg)
Лучшее предупреждение — объяснение
— Все ли понятно бизнесу в части применения норм действующей системы регулирования цен? Какие предложения звучат с их стороны?
— Давайте порассуждаем, опираясь сперва на цифры. За период с 19 октября по 31 декабря прошлого года в МАРТ поступило 11 135 обращений граждан и юрлиц по вопросам разъяснения постановления № 713. Из них 3958 вопросов поступило посредством гугл-формы, размещенной на нашем сайте МАРТ, 830 вопросов — на горячую линию ведомства. Прекратили они работу в конце 2022-го на фоне сокращения числа вопросов.
С начала текущего года по середину июня мы получили уже 2135 обращений. Лишь в 3,5 процента речь касалась внесения предложений по изменению или дополнению постановления № 713. В большинстве случаев просили еще раз разъяснить, какие товары относятся к регулируемым, как формируются цены и надбавки, оформляются ТТН, выплачиваются бонусы.
![](/upload/iblock/1c4/ppat54qm1bex90uimru9j1am0o0dcd0h.jpg)
— А как бизнес выполняет законодательство о ценообразовании?
— Мы видим, что число нарушений снижается, особенно у крупных сетей, где процессы автоматизированы. Больше замечаний к небольшим торговым объектам, где есть риск человеческой невнимательности. Тем не менее за истекший период 2023-го установлено около 450 фактов нарушений законодательства о ценах и ценообразовании, проведено 11 проверок, направлено более 80 предписаний об устранении нарушений. Ситуация позволяет нам реже выходить в объекты — так, число проверок сократилось на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что касается самих нарушений, то чаще всего не соблюдается установленный порядок формирования цен, а также превышение предельных цен, торговых надбавок при формировании розничных цен на потребительские товары, преимущественно на отдельные группы продовольственных товаров. За это в отношении субъектов хозяйствования и его должностных лиц составлялись протоколы об административных правонарушениях. По рассмотренным административным делам штрафные санкции превысили 700 тысяч рублей и применены в отношении более чем 200 виновных лиц. При этом мы не стремимся наказать рублем — нацелены на разъяснительную и предупредительную работу, стремимся приучить бизнес к социальной ответственности, потому что в конечном счете все мы потребители и хотим видеть привычный ассортимент товаров по справедливым ценам. Сейчас нам это удается. Считаю, это и должно быть во главе угла при принятии решений в торговой цепочке на любом уровне.
druk@sb.by