Имитация землетрясения и урагана, эвакуация из задымленного лабиринта: посмотрели, как работает образовательный центр безопасности МЧС в Минске

Интерактив лучше скучной теории

В конце января в Минске открылся уникальный образовательный центр безопасности МЧС. Это трехэтажное отдельно стоящее здание общей площадью 12 000 квадратных метров. В центре обустроено 30 интерактивных площадок. Здесь обучают серьезным правилам жизни в игровой форме. Корреспондент «Р» прошла сквозь огонь, ветер, землетрясения и прочно усвоила, как действовать в чрезвычайных ситуациях.

В электропоезде в натуральную величину знакомые правила воспринимаются иначе.

Поезд в здании

Старт — атриум центра. Это огромный округлый холл: здесь желающие начинают свое обучение. Сейчас специалисты центра проводят занятия преимущественно с учениками столичных школ. Сегодня повысить свои знания по безопасности выпал черед восьмому классу 30-й средней школы Минска. На одну группу в среднем отводят полтора-два часа обучения в центре. Оптимальное количество участников — 25 человек.

Бурные эмоции у ребят вызвал тренажер «Имитация землетрясения».

Новый центр заинтересовал ребят практически с первой площадки. Первое «вау» от удивленных учеников услышала в… вагоне поезда. Здесь старший инспектор образовательного центра безопасности МЧС Иван Вайтович провел инструктаж, как вести себя в транспорте и на объектах инфраструктуры. В электропоезде в натуральную величину знакомые правила воспринимаются иначе. Запоминаются быстрее и связываются в голове с образами, которые видишь перед глазами. Припарковался электрический «зверь» на рельсах в одной из комнат центра. На полу перрона — обозначающая опасную зону (край платформы) линия. Пересекаешь — раздается звуковой сигнал. Мол, это зона под запретом, вернитесь на безопасное расстояние.

— Сейчас мы обсудим правила поведения в автобусе. Прошу вас пристегнуться и обратить внимание на экран, — обращается к школьникам Иван Вайтович.

На тренажере моделируют сильный ураган.

После анимационного ролика нас на креслах слегка встряхивает. Демонстрируют: ремень безопасности убережет от падения. Урок усвоен. Тем временем мы летим в самолете. Свет выключается. Аварийная посадка. Выходим (а точнее, скатываемся) из воздушного судна по эвакуационному трапу.

— Ого! — впечатляет антураж восьмиклассницу.

Бешеная встряска

Бурные эмоции у ребят вызвал тренажер «Имитация землетрясения». По названию понимаем: сейчас будет трясти. В отдельную стеклянную комнату (она оборудована на платформе) приглашают четырех человек. Первый раз моделируют землетрясение в четыре балла, второй — в восемь. Ребята не скрывают эмоций, из комнаты слышу: «Ничего себе!», «А в девять баллов можно?»

Внимание уделяют и актуальной теме — устройству БелАЭС.

Кстати, занятия проводят практически по всем направлениям: правила поведения на дороге, безопасность в банке, как вести себя под завалами и на льду, что делать, если слышишь сигнал гражданской обороны, как обустроено защитное сооружение, как правильно вызвать спасателей, в чем преимущества умного дома, какие опасности скрывает квартира и даже почему важно сортировать мусор.

Судя по реакции, самым захватывающим для ребят стал лабиринт по задымленному помещению. Сначала — теория. Рассказывают о правилах эвакуации. Предупреждают: важно не потерять друг друга в насыщенной дымовой завесе. Дети кивают. Открывается дверь: в помещении темно, много дыма, слышатся крики и другие звуки.



— Левой рукой прикрываем рот, правую кладем на плечо впереди идущему, — проводит краткий инструктаж Иван Вайтович.

Движение начинается. Ориентироваться в помещении практически нереально — помогают лишь светящиеся знаки выхода на стенах. Вдруг перестаем идти: цепочка разорвалась, мы потерялись. В реальной жизни можем погибнуть. Здесь, на тренажере, нас направляют инспекторы. Выводят из задымленного помещения. На выходе встречают уже спасшиеся. Аплодируют.


Вклад в будущее

После двух часов путешествия по центру Иван Вайтович прощается с детьми. Те благодарят, было интересно. Что же понравилось больше всего и удалось ли вынести что-то новое?



— Результат от интерактивных занятий намного выше, чем от скучной теории, — начинает Вика. — Больше всего запомнился горящий дом.

Своими впечатлениями поделилась и Аня — одна из четырех обучающихся на тренажере «Имитация землетрясения»:

— Было страшно только в первые минуты, когда включили землетрясение. А потом сосредоточилась на своих ощущениях. Если столкнусь с реальной стихией, кажется, не буду паниковать.



Возрастных ограничений для обучения в центре практически нет. Интересно и полезно будет как первоклашкам, так и их родителям, бабушкам и дедушкам. Для столичных школьников расписание занятий в центре распланировано до начала июня. Одновременно обучение правилам безопасности могут проходить несколько групп. Каждую курирует свой инспектор.

— Сейчас в центре работает шесть сотрудников, которые проводят занятия. За неполную рабочую неделю они обучили около 400 человек. Это не только дети, но директора школ, учителя. Знакомим их с центром, напоминаем правила безопасности. Ведь в случае ЧП они несут ответственность за безопасность учеников, — дает небольшую справку официальный представитель университета гражданской защиты Андрей Садовский.



В регионах действуют восемь территориальных центров безопасности— в Гомеле, Витебске, Барани, Лиде, Столине, Могилеве, Борисове, Новополоцке. За пять лет обучение в них прошли 226 713 человек, из них 190 852 — дети. Столичный стал девятым. Аналогов центров безопасности в странах СНГ нет. В целом по Беларуси за пять лет количество погибших людей снизилось в 1,2 раза, из них детей — в шесть раз.

— Планируем и дальше развивать наш центр. Уже есть идеи для новых локаций, — поделился планами Андрей Садовский.


tychko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter