Стратегические приоритеты
Экономисты и политологи сходятся во мнении, что на современном этапе ключевым импульсом развития интеграции Беларуси и России послужило принятие в 2021-м декрета Высшего государственного Совета, который утвердил основные направления работы до 2023 года, и 28 союзных программ. Это беспрецедентный по глубине пакет документов, в первую очередь отраслевого взаимодействия, охвативший практически все сферы с акцентом на экономическую составляющую. Задача — построить объединенные рынки, выработать унифицированные либо гармонизированные правила в зависимости от союзной программы. А события начала прошлого года доказали правильность и своевременность принятых главами государств решений.— Модельный характер взаимодействия Беларуси и России оказывает существенное влияние на оценку результатов, — отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Дмитрий Голубничий. — Интеграция в рамках Союзного государства, которая сегодня приобрела платформу в виде 28 союзных программ, зачастую рассматривается как точка в завершении интеграции. Вместе с тем это амбициозная программа по сопряжению асимметричных экономик. Союзными программами охвачены практически все отрасли экономики, что предполагает поэтапную реализацию намеченных целей прежде всего в сфере законодательства двух стран. Поэтому на текущем этапе граждане Беларуси и России пользуются в большей степени теми бонусами, которые были достигнуты ранее.
Эксперты уверены: в текущих условиях более важны оперативные, тактические форматы интеграционного взаимодействия, прежде всего в сфере импортозамещения. Такие проекты всегда требуют более динамичного согласования, которое формируется с учетом страновых возможностей, а также региональной и мировой конъюнктуры. Имея союзные программы в основании, реальный эффект может концентрироваться вокруг такого рода проектов, как промышленная кооперация, логистическая инфраструктура, развитие высоких технологий.
— Особым направлением выступает межрегиональное взаимодействие, — уверен аналитик. — Оно имеет ключевую роль для белорусско-российских отношений, главным индикатором чего являются около десяти встреч Президента с главами субъектов Российской Федерации в прошлом году. Заметным преимуществом данного формата является наличие возможностей выявить новые точки роста белорусско-российских отношений в региональном разрезе.
Финансовая сторона вопроса
В прошлом году произошла серьезная перестройка всей системы финансовых отношений в Союзном государстве. Беларусь и Россия перешли на взаиморасчеты в национальных валютах, чтобы не зависеть от колебаний доллара и евро, спекуляций на валютных рынках, а также от возможных новых санкций. Расчеты в национальных валютах России и Беларуси в 2022-м превысили 80 процентов во взаимной торговле, в том числе благодаря начавшейся реализации 28 союзных программ, напоминает аналитик БИСИ Ольга Лазоркина:— Одновременно с этим принципиальным является вопрос обеспечения стабильности функционирования финансовой системы Союзного государства. Беларусь и Россия испытывают влияние внешних факторов, особенно незаконных ограничительных мер. Причем если задачей прошлого года была адаптация финансовых механизмов к новым условиям торговли, то сегодня необходимо выходить на уровень стратегического обеспечения безопасности финансовой системы. Независимость от системы расчетов западного блока перестает быть просто задачей, это новая реальность, которая не нуждается в подробных разъяснениях. Тем более когда все увидели, что экономика стала заложницей геополитики и амбиций отдельных стран. Расширение торговли и инвестиций без ограничений со стороны недобросовестных партнеров является выгодной всем государствам.
Новый импульс
Эксперт подчеркивает, что белорусско-российская интеграция — это процесс, который развивается в своей логике, ему необходимо обеспечить динамичность, но без подстегиваний. Прошлый год показал, что Союзное государство готово оперативно реагировать на жесткие экономические условия. Безотлагательные решения по программам импортозамещения являются значимым достижением. На очереди масштабное переформатирование торговой логистики. Важно, что расширяется и сеть дипломатических представительств двух стран.— Недавнее открытие генерального консульства России в Гродно — это логичный шаг в рамках растущей интеграции регионов, — продолжает Ольга Лазоркина. — Данная практика апробирована десятилетиями и во многих странах показала успешные результаты. Мы привыкли к тому, что только встречи на высшем уровне являются импульсом к расширению взаимодействия. Однако необходима ежедневная кропотливая работа на местах, сегодня востребованной становится оперативность в принятии решений. Консульства, согласно международному законодательству, имеют право на установление широкого круга контактов с местными властями, бизнесом, научными кругами. Кроме того, крайне важно понимание специфики законодательства страны и, что не менее важно, менталитета. Несмотря на то что белорусы и русские очень тесно общаются, особенности остаются за скобками. С учетом того, что в дальних регионах России понимание Беларуси на повседневном уровне не может быть на высоком уровне, работа консульства имеет существенное значение.
Напомним, первый консульский прием граждан в генконсульстве Российской Федерации в Гродно состоялся 9 января. Беларусь также занимается развитием своей инфраструктуры в России. Уже есть договоренность об открытии генерального консульства в Санкт-Петербурге, в планах — Ростов-на-Дону и Екатеринбург.