Иностранный язык: плохо учим или плохо преподают?

Для чего человеку нужен иностранный язык?

Для чего человеку нужен иностранный язык? Сегодня уже никто не сомневается: знание оного позволяет, во-первых, не бросать трубку, когда вам вдруг звонят из иностранной фирмы, чтобы предложить сотрудничество; во-вторых, не тушеваться на переговорах; и, наконец, не перелистывать судорожно словарь во время подписания важного делового соглашения. Так почему же многие молодые специалисты вынуждены констатировать: их иностранного хватит разве только для того, чтобы спросить: «Как дела?»
Значит ли это, что в Беларуси школьники и студенты не хотят учить язык, а учителя не умеют их заинтересовать? Отнюдь. Другое дело, что в большинстве своем преподавание иностранного языка сводится, как правило, к зазубриванию тем или штудированию грамматики. Особенно заметно это стало после введения централизованного тестирования.

Абитуриенты попросту забросили произношение, сосредоточившись на написании. Впрочем, и теперь, и раньше преподавание зависело от многих факторов: от учителей, конкретных школ, от способностей самих учеников. К примеру, выпускники одних учебных заведений могли свободно изъясняться, оправившись за рубеж. А другие получали пятерки только за то, что приходили на урок (если же был словарик – это уже семерка, а если что-то пытаешься ответить, то и девятка). Это, конечно, шутка. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.

Устный экзамен в школах

Новые экономические условия требуют новых подходов. Недаром изучение иностранных языков стало одной из центральных тем, которые обсуждали Президент Александр Лукашенко и министр образования Александр Радьков на встрече в августе. Глава государства поставил задачу вывести изучение этого предмета школьной и вузовской программы на качественно новый уровень.
Первые шаги Министерство образования предпринимало и раньше. Давно обсуждается вопрос о введении обязательного устного экзамена по иностранным языкам за курс средней школы. По всей видимости, это будет сделано уже через три года.
«Мы сейчас анализируем ситуацию по изучению иностранных языков в средней школе, - рассказывает Александр Радьков. - Необходимо настроить, мотивировать школьников на их изучение. В министерстве есть наработки, которые позволят выпускникам школ через три года сдать экзамен на владение иностранным разговорным языком. Ранее это испытание вводить не следует: на нынешних выпускниках школ и так лежит очень серьезная нагрузка, а вот тем, кто через год-два закончит базовую школу и захочет получить общее среднее образование, вполне по силам освоить разговорный иностранный язык».
Пока же приходится решать более прозаические задачи. Как признаются сами учителя, не всегда хватает учебных пособий, некоторым и вовсе приходится делать ксерокопии обучающих материалов. У родителей же больше вопросов возникает с факультативами: к примеру, как заставить ребенка идти на подобное занятие, если тот уверен, что факультатив – только по желанию?

На каникулы в Англию?

Сейчас идет разработка методики, которая позволит быстро и без проблем усвоить иностранную речь. Возможно, увеличится количество часов на преподавание языка, ведь на факультативе сложно добрать весь объем знаний. Нелишним было бы отправлять учителей на стажировку в страну – родину языка (а то как у нас получается: преподаватели по многу лет «ставят произношение» школьникам, а сами толком и не общались с носителями языка). Или приглашать в школы преподавателей из-за границы, чтобы у ребят была возможность просто поговорить с теми, кто впитал английский, немецкий, французский, испанский с молоком матери. Только в таком случае нашим школьникам и студентам не придется пользоваться услугами разного рода курсов, за которые они платят сейчас немалые деньги. А если уж совсем подойти к делу творчески, то, может, стоит попробовать начинать все с детского сада?

На третьем курсе – «гудбай инглиш»?

Взяться за иностранный в школе – полумера. Вузовские пробелы в обучении также чреваты языковой безграмотностью. Вы никогда не задумывались над тем, почему менеджеры, руководители компаний – молодые специалисты, несколько лет назад окончившие вузы, часто «по-иностранному» - что называется, ни бе ни ме? Да потому, что преподавание языков в неспециализированных высших учебных заведениях в основном ведется на первом, втором, иногда третьем курсах. Потом студенты их успешно забывают, а когда приходит время распределения, молодые специалисты с трудом могут связать несколько слов. Как вариант: школьники, штудировавшие английский при поступлении в вуз или ссуз, начинают изучать немецкий или французский. На выходе – ни одного прилично выученного языка.
И проблема не в том, что парни и девушки не хотят учить английский, немецкий, французский, испанский
(а также китайский, арабский, на которые в последнее время вырос спрос). Наоборот, свободно разговаривать на заморском языке сегодня модно, поэтому студентов, желающих его выучить, много как никогда. Так почему же белорусская молодежь все-таки не может свободно заговорить на популярном иностранном? По всей видимости, дело в методике преподавания. Чем занимаются мученики науки на занятиях по английскому? В институте журналистики, например, зубрят топики (темы) о развитии журналистики в Великобритании и США, структуре ООН и т.д. Небольшое отступление от текста - и студент теряется. Из этого можно сделать вывод: специалист покидает стены альма-матер не подготовленным по иностранному, потому как его не научили мыслить и изъясняться на неродном языке. Так, через несколько лет после окончания университета мы вспоминаем лишь фразы из зазубренных топиков, которые уже не можем перевести.  

Вместо топиков — разговорный

Отчего еще зависит уровень усвоения учебного материала? Конечно же, от преподавателя и его подготовки. К сожалению, лекторы вузов, так же как и школьные учителя, нечасто имеют возможность повышать свою квалификацию за границей, общаясь с носителями языка. И пока знаний иностранного языка, получаемых в учебных заведениях, будет недостаточно, до тех пор будут пользоваться популярностью различные языковые курсы. Как призналась студентка-первокурсница Белгосуниверситета Екатерина Самойлова, она поступила на престижный факультет вуза после специализированной языковой гимназии. Но теперь уровень ее языковой подготовки сильно падает, потому как преподаватель должен ориентироваться в первую очередь на «среднего студента». Выход нашелся один – девушка пошла на курсы языковой подготовки.
Здесь клиентов за последнее время значительно прибавилось. Директор престижного столичного языкового центра Ирина Парфенова рассказала, что в процессе обучения они делают ставку на практику. Приглашают иностранных преподавателей, да и просто людей, знающих языки, чтобы те «по душам» поговорили с курсантами.
Так почему же в университетах до сих пор учат не говорить по-английски, а зазубривать иностранные топики?

В БГУИРе лекции читают на английском

Впрочем, в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники на специальности «сети телекоммуникаций» уже начали преподавание на английском языке.
«В сентябре был сделан первый набор для обучения на иностранном языке, - рассказала проректор по учебной работе БГУИРа Елена Живицкая. - Вуз разработал электронные учебные пособия на английском языке, издал их печатные версии, чтобы студенты могли готовиться и сдавать зачеты».
Правда, пока на «языке коммуникаций» в университете обучают лишь группу студентов-иностранцев. Но уже в следующем году руководство планирует набрать группу белорусских ребят.
По всей видимости, специальность, преподавание на которой ведут на иностранном языке, будет пользоваться спросом у белорусских студентов: они не только получат престижную специальность, но и в совершенстве овладеют международным языком.
Кстати, излагают учебный материал «англоязычным» студентам преподаватели, которые успели поработать в зарубежных вузах или пройти в них стажировку.  

От редакции. Действительно ли иностранный – самый сложный школьный предмет? Хватает ли вам знаний, полученных в школе или вузе? С какими проблемами сталкиваются нынешние школьники и студенты? Чем могут помочь своему ребенку в процессе обучения родители? Приглашаем к обсуждению темы на нашем сайте www.zn.by.

Наталья УРЯДОВА, Ольга ДУБРОВСКАЯ, фото Антона ТУМАРА, «ЗН»


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter