Будний день, вечерний час пик, на улице проливной дождь. Мы с фотографом устраиваемся на заднем сиденье комфортабельного «Фольксваген Поло». За рулем – способная курсантка Юлия, которая откатала 18 двухчасовых занятий из 25. На переднем пассажирском сиденье Павел – человек-спокойствие.
– Юля, выезжай с автодрома и держи курс на Семашко. Прокатимся по маршруту, по которому будешь сдавать, – командует инструктор.
Ученица выжала сцепление, включила первую передачу и аккуратно тронулась. Все получилось настолько плавно, что показалось, будто за рулем не стажер, а опытный водитель. Павел рассказывает:
– Юлия – одна из лучших курсанток: хотя и делает ошибки, но быстро их исправляет, не обижается на критику. Уверен, она будет хорошим водителем. Как правило, достаточно пяти занятий, чтобы определить, будет из ученика толк или нет. Например, у меня есть ученица, которая вот уже год ходит сдавать экзамен в ГАИ: то теорию завалит, то практику. А недавно она призналась: «Знаете, Павел Сергеевич, наверное, автомобили – это все же не мой конек». В ответ улыбнулся и подумал, что понял это еще полтора года назад.
Перед занятием – инструктаж
За время двухчасовой поездки Павел не один раз повторит, что автомобиль – не для всех и, прежде чем записаться в автошколу, не лишним будет реально оценить свои возможности: скорость реакции, умение быстро принимать решения.
Нашу беседу прерывает резкое торможение: моя сумочка падает с коленей на пол. Чтобы избежать столкновения с автобусом, остановившимся в правой полосе, инструктор нажал на дублирующую педаль. В зеркале заднего вида вижу Юлины испуганные глаза: оказалось, что, двигаясь в крайней правой полосе, она не заметила автобусной остановки и не ожидала, что желтая «гармошка» может остановиться в этом месте. Чтобы выбраться из ловушки, курсантке приходится долго «моргать» левым поворотником и перестраиваться левее в потоке машин. Автомобилисты не хотят пропускать «учебку»: кажется, они даже ускоряются, замечая, что перед ними на полосу хочет выехать автомобиль со значком «У». Наконец Юля справляется с квестом, чем радует Павла:
– За эти пять лет, что работаю в автошколе, всякого насмотрелся. Иногда даже приходилось черным маркером подписывать курсантам руки: где – левая, а где – правая. Самая тяжелая категория учеников – молодые люди до 23 лет. Они приходят не за умением управлять транспортным средством, а за корочкой, которая когда-нибудь пригодится. В эту же категорию можно отнести и возрастных претендентов на удостоверение. Как-то у меня занимался 64-летний ученик, который сдал лишь с пятой попытки. А вот рекордсмен автошколы – дедушка 79 лет.
Когда курсант освоил площадку, он может выезжать в город
– Я выбирала автошколу около года, – осмелев, подключается к разговору Юлия, – читала отзывы в интернете, обращала внимание на рейтинги школ по сдаче в ГАИ с первого раза.
– У нас этот показатель достаточно высок – 60–70 процентов, но мог бы быть и выше, – обращает внимание инструктор. – Во-первых, сам экзамен – сложный. А во-вторых, многие оказываются к нему психологически не готовы: курсанты часто допускают ошибки по невнимательности, очень волнуются, пьют успокоительные препараты накануне экзамена, а потом так расслабляются, что не могут собрать мысли в кучу.
В отношении сложности экзамена Павел не голословен. В 2008 году он получил права в американском штате Чикаго, потратив на это 15 минут. Вначале сдал теоретический экзамен, состоящий из вопросов типа: «Вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. Можно ли вам садиться за руль?» После «мозгового штурма» показал свои практические навыки – проехал метров 300 по парковке на автомобиле с автоматической коробкой передач, после чего получил удостоверение на право вождения машины.
– Я бы не рискнул такого человека называть водителем, – рассуждает Павел. – Признаться, и у нас в стране, если вижу автомобиль с наклейкой «70» на заднем стекле, держусь от него подальше: знаю, что водителя не учили ночному вождению, он понятия не имеет о торможении двигателем и не умеет грамотно вести себя при заносах. Основа нынешней учебной программы – еще со времен СССР. Конечно, периодически в нее вносят изменения, например, добавили больше часов по теоретическому предмету «Основы управления транспортными средствами», ввели дополнительные 10 часов по вождению автомобиля, но этого явно мало.
Уравновешенный инструктор, который может спокойно объяснить, как и что нужно делать, – это очень важно
...По стеклам машины стучат капли дождя: разметка растекается в лужах, дворники не успевают очищать лобовое стекло от капель – условия для обучения максимально некомфортные. Зато, как утверждает инструктор, самые лучшие, чтобы научить курсанта, который в будущем сможет гордо называть себя «водитель», а не «водятел»:
– Всем, кто действительно хочет освоить вождение, рекомендую записываться в автошколу зимой: из-за того что световой день короткий, уроки проходят в темное время суток. Слякоть, снег и гололед под колесами учат правильно рассчитывать тормозной путь. У того, кто отучился летом и впервые сядет за руль зимой, риск попасть в аварию заметно возрастает.
odubrovsk@sb.by