Информационный укол: как клипируют мышление

Реальность клипового мышления уже наступила: очень большое количество людей разучилось думать и поглощает информацию, даже не пытаясь давать критическую оценку

Отцы всегда ворчали, что, мол, молодежь нынче глупая пошла. Впрочем, в свое время их отцы говорили то же самое… Так эта эстафета и передавалась через поколения, дети взрослели и упрекали в глупости уже своих детей. Все привыкли и назвали это явление конфликтом поколений. И как-то за привычным течением жизни мы пропустили момент, когда дети, скажем так, начали взрослеть несколько медленнее, а то и вовсе прекратили. Не физически, нет, умственно и морально. Слышали о таком явлении, как клиповое мышление? Это когда человек может воспринимать информацию только фрагментарно, да и то если она снабжена достаточно сильными раздражителями. Людям с клиповым мышлением очень сложно читать большие тексты, особенно книги, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы. Постепенно пропадает возможность анализировать информацию и делать из нее глубокие выводы. Мало того, человек становится предельно подвержен манипуляциям, потому что руководствоваться начинает в основном эмоциями. Происходит постепенная дегенерация мышления. Так как мы дошли до того, что подобное явление стало массовым?


Предпосылки и первые информационные уколы

Вообще, клиповое мышление для маленьких детей — норма, но при правильном развитии мышление начинает усложняться, и дети постепенно приучаются работать с большими объемами информации.
Начальная система образования заточена именно под преобразование клипового мышления в системное. И раньше все работало правильно, но мы сами примерно с конца 1990-х годов начали создавать условия, позволяющие взрослым людям переходить от критического мышления к клиповому и вполне комфортно себя чувствовать.
Да и проще с клиповым мышлением с биологической точки зрения. Как минимум мозг не перегружается, разбивая информационный поток на не связанные между собой фрагменты. Только вот тупеть начинаешь и по этой же причине не можешь этого осознать…

Считается, что начало процессов, дающих возможность переходить на клиповое мышление, было положено в 1990-х годах, когда в телеэфире стало появляться большое количество рекламных врезок, разбивающих эфир. Перед рекламодателями стояла задача впихнуть в минимальный объем времени максимальное количество информации, желательно с сильным эмоциональным зарядом.
А такие информационные уколы очень расслабляют мозг, он начинает привыкать, что информацию можно получить очень быстро, да еще и с эмоциями. И выводы делать не надо, они ведь в рекламе уже готовыми подаются.
А чуть позже, с развитием интернета, проблема только усугубилась. Информация начала подаваться максимально сжато, просто для привлечения пользователей. Человек, попав на некий ресурс, должен максимально быстро получить информацию с готовыми выводами, успеть заметить рекламу и пойти дальше. Сами посмотрите, насколько больше стало именно клипового контента: шоты, сториз — все рассчитывается на несколько секунд взаимодействия. А наш мозг на самом деле предельно пластичен, он очень быстро приспосабливается к изменяющимся условиям, человек даже не замечает, как это происходит.
Вот мы и подошли к главному маркеру, обозначающему клиповость нашей эпохи и порождающему «людей экрана»…

TikTok: в погоне за лидерством

Эта социальная сеть была запущена в Китае в 2016 году, а в 2018‑м уже вышла на международный рынок. И моментально стала одной из самых популярных соцсетей. Дело в том, что TikTok просто идеально попал на запрос молодежи, он изначально рассчитан именно на клиповый контент. По сути, предполагается обмен клипами, максимально сжатыми, яркими, эмоциональными, а иногда даже информативными (несущими некий посыл).

Это было именно то, чего и хотела молодежь: еще короче, еще ярче, еще эмоциональнее. Безобидные поначалу ролики привлекли огромную аудиторию, и естественно, пользователи начали задумываться, как бы это им выделиться на фоне основной массы. Причем в задачу вовлеклись уже не только дети, но и люди чуть постарше. И вот эта с позволения сказать «конкуренция» породила моду на так называемые челленджи, к ним мы вернемся чуть позже.
И если до 2019 года рост популярности TikTok был очень высоким, то во время вспышки коронавируса он стал просто взрывным.
Оно и понятно, люди сидели дома, им хотелось чего-то яркого и быстрого. Этой соцсети, достаточно справедливо называемой местом для деградации, удалось покорить еще и взрослую аудиторию. Тут как раз та самая клиповость сказалась: зерна упали на благодатную почву, обильно сдобренную предыдущими десятилетиями сжатия информации. И вот уже после этого взлета TikTok действительно стал одной из популярнейших мировых соцсетей. А где популярность, там и деньги…
Возможность продвигать свою рекламу через популярных блогеров не упустит никто и никогда, а чем популярнее платформа, тем больше можно набрать пользователей и тем дороже будет стоить реклама.
Просто для примера: 19‑летняя американка Эддисон Рэй Истерлинг за год получила 5 миллионов долларов. Естественно, многим захотелось прославиться и повторить историю успеха… Но, как я уже говорил чуть выше, людям с клиповым мышлением аналитика недоступна, и банально разделить количество прославившихся на количество пользователей для оценки своих шансов они, к сожалению, не в состоянии. Однако участие в гонке за лидером принимают самое деятельное. И вот тут мы возвращаемся к тем самым челленджам.

Опасные лифты

Лифтом на вершину популярности могут стать так называемые челленджи. Это когда люди начинают массово повторять за кем-то уже реализованную в клипе идею. Популярные челленджи набирают много просмотров, и люди с удовольствием включаются в процесс, в том числе те пользователи, о которых я говорил выше (взрослые внешне, но с клиповым мышлением).
Развлечения эти далеко не всегда безопасные и безобидные. Ну а что поделаешь, конкуренция. Приходится добавлять остроты и драматизма, иначе «пипл не схавает». На общем фоне есть такие, которые смогли выделиться действительно ярко, причем как глупо, так и опасно, а иногда даже летально.
К примеру, можно попросить знакомого подпрыгнуть и в момент прыжка ударить его по ногам, а потом выложить ролик, как он забавно упал. Очень популярные ролики получаются. Правда, несколько человек уже погибли во время подобных съемок, но кого такие мелочи остановят. Или вот еще замечательный пример: надо заснять, как ослабляешь колесные болты на автомобиле, а потом понаблюдать за аварией. На одной из оживленных трасс из-за этого челленджа уже произошла авария с участием трех машин.

Впрочем, встречаются и откровенно идиотские забавы, вредящие только участникам. К примеру, построить лестницу из ящиков и взобраться по ней — люди с удовольствием смотрят на упавших… Еще очень интересно было, когда вроде как взрослые человеки проверяли, есть ли на тестикулах вкусовые рецепторы. Проверяли естественным путем: опускали их в соус и пытались почувствовать вкус, некоторые даже чувствовали.

Впрочем, вкусовые рецепторы там действительно есть, только вот они не соединены со вкусовым центром головного мозга. Но если люди занимаются подобными вещами, можно предположить, что у них мозг к телу как-то нестандартно подключен, так что, может, и почувствовали вкус тестикулами. Главное, что не убили никого. Впрочем, бывают там и пикантные моменты. Не так давно был челлендж, когда обнаженные девушки и женщины демонстрировали волнительные силуэты своих тел через красный фильтр, ну, чтоб был виден только силуэт, весь такой томный и загадочный… А потом оказалось, что этот фильтр с видео можно запросто убрать, очень неудобно получилось…

Новая реальность

Для чего я так на этом всем делаю акцент? Показать, что реальность клипового мышления уже наступила: очень большое количество людей разучилось думать и живет только эмоциями, поглощая заранее пережеванную информацию, даже не пытаясь проводить какой-то самостоятельный анализ и давать критическую оценку собственным действиям.
И ладно бы эта армия дегенератов (в научном смысле) просто развлекала сама себя, но они ведь еще и радостно впитывают любые, даже самые безумные идеи, лишь бы те были достаточно эмоционально заряжены.
Даже, за примерами далеко ходить не надо, не к ночи помянутый Виктор Бабарико незадолго до своего задержания зарегистрировался в TikTok и выложил очень эмоциональный ролик со сложенными сердечком руками на фоне новой Tesla… Стильно, модно, молодежно.

И вот встает резонный вопрос: что делать с этим клипированием массового сознания? Как вообще этот процесс остановить и самому не стать его жертвой? А то ведь так через несколько поколений и читать разучимся всем человечеством. Да и направлять таких людей в нужную сторону очень уж удобно.
Только не подумайте, что я в чем-то виню саму социальную сеть, проблема не в ней. Проблема в людях. TikTok был создан как раз для подростков и замечательно попал в свою целевую аудиторию. Предполагалось, что дети, взрослея, будут оттуда уходить во взрослые сети, а не взрослые, деградируя, переползать к детям.
Но так получилось, что взрослые захотели быть попроще. А еще и детям пример показали, что можно в общем-то не развиваться. Работать надо с людьми, а не с социальными сетями. Так как не попасть в этот водоворот деградации и не заразиться клиповым мышлением?

Начать надо с себя. Если вам в любой непонятной ситуации кажется, что вы все сразу понимаете и вам даже не надо думать, чтобы разобраться в происходящем, значит, вы уже в группе риска. Старайтесь читать побольше книг, которые, как известно, несут разумное, доброе и вечное. После просмотра фильма попробуйте сами для себя изложить основные мысли, которые этот фильм несет. Иногда устраивайте себе отдых от мессенджеров и социальных сетей. В общем, приучайте мозг работать.

Учите детей думать еще со школы, максимально поощряйте тягу к анализу и собственным выводам. Ведь человек, умеющий думать, на лозунг «Вы невероятные» отреагирует: а почему невероятные, зачем меня так кому-то называть, что от меня хотят эти люди? Тогда как дурачок с клипированным мышлением сразу эмоционально воскликнет: «Да!!! Я же и правда невероятный!!!» Чем такое заканчивается, мы уже знаем. Такая вот неоднозначная тенденция нынче, и это не только у нас, это по всей планете. Пора уже что-то делать.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter