Информационные диверсии. Казнить нельзя помиловать

Наверное, нет ничего страшнее, если среди населения сеется паника или недоверие к власти. Ниже объясню почему. И именно этого — паники со всеми вытекающими (как говорят люди в погонах) — и добивается враг. Сейчас, как видим, отрабатывает он наше с Украиной и российско-украинское приграничье. Потому дать по зубам сетевым нагнетателям надо так, чтоб рот открыть боялись.

Сперва в информационной войне идет слово, конкретнее — вброс. Появляется, к примеру, в каком-нибудь анонимном или даже неанонимном телеграм-канальчике шокирующая весть: скажем, «ВСУ напали на Курскую область, потому что белорусы отвели войска от границы с Украиной»… А факты? Как обычно, их нет. Вспоминаем старое доброе правило информационной гигиены, вопрос себе задаем: кому и для чего это (вброс) нужно? Поразмыслив, ответ находится.

Так вот, те, кто у Запада на «зарплате», иноагенты или шпионы, эти тоже понятно для чего на вентилятор набрасывают. Те, кто по скудоумию или по незнанию, — тут тоже ясно. С такими работать надо, просвещать. Все наши ведомства открыты, разъяснят, уточнят. А как быть с теми же российскими коллегами, в том числе с федеральных медиа? Лично мне непонятно: как можно столь небрежно и безответственно относиться к своим словам? Которые идут на огромную аудиторию, и эта аудитория вам верит… Или как с тем же журналистом Евгением Поддубным: отдельные так спешили первыми пять копеек вставить, о гибели сообщить, что переплюнули самих себя. А кто-то и стакан-другой успел опрокинуть не чокаясь. Потом позорно подчищали свои посты в соцсетях, одному даже хватило смелости так же публично извиниться… Не хочу ставить себя на место Жениных близких, которые все это явно видели, читали.

…Когда знакомые, друзья из Беларуси и России, люди взрослые, в жизни состоявшиеся, вдруг у меня стали спрашивать о том же («почему ваши войска отвели, ВСУ же из-за вас на Курск пошли»), честно, в осадок выпала. Значит, и мы, в том числе информационно, недорабатываем.

Люди думающие, понятно, смотрят официальные источники информации. Там тихо — значит, подождать надо и мнение свое драгоценное попридержать. Кстати, золотое правило на все случаи жизни, как и «не навреди», в первую очередь для журналистов, блогеров, экспертов, фигур публичных.

Чтобы потом не краснеть, затирать да извиняться, народ на ровном месте не пугать. У нас, в Беларуси, официальные структуры на то и официальные, чтобы сперва проверить и уж потом народу доложить. Ну а где-то, согласитесь, сначала отреагировать надо, тихо, без лишней суеты и публичности.

А про границу напомню-ка еще раз. Неспокойные у нас соседи, что с юга, что с запада. Глаз да глаз нужен. Упустишь — беды не оберешься. И техника там наступательная, и многотысячные группировки, и спецназ, и обученные боевики-диверсанты, мины, взрывчатка… Даже полевой госпиталь (кроме всего прочего) в приграничье — повод насторожиться, потому как (люди военные не дадут соврать) не просто так он обычно появляется. И кто там (и чуть поодаль) и к чему готовится, вы знаете? Я нет.

Так вот, когда ВСУ у наших границ «чудить» стали, соединения различные подтягивать (наш ГПК даже называл подразделения с центрами формирования и базирования в приграничных с Беларусью Черниговской, Киевской и Житомирской областях), вынюхивать, минировать рядом с нами, взрывчатку к нам и диверсантов забрасывать… Со слов главы КГБ Ивана Тертеля, только в 2023‑м и с начала 2024‑го предотвращено более 40 каналов переброски в Беларусь оружия, взрывчатки и иных средств поражения. Раскрыта не одна диверсионная группа, агентура украинских спецслужб. В общем, когда угроза на границе увеличилась, мы силы подтянули. Киев войска отвел — часть сил отвели и мы. Однако нужные, естественно, остались. И пограничники, как и прежде, несут службу в усиленном режиме. Прочих режимов, вроде «контртеррористической операции», мы не объявляли. Сейчас наши силовики сбили дроны, за этим последовало усиление, что логично.

Есть угроза — реагируем. И к чему тут вот это: «Белорусы войска отвели и укронацисты пошли на Курск»? Хотя знаю к чему — к персональной ответственности информационных диверсантов.

Теперь про насаждаемую панику. Все кому не лень создают раздутый негативный эффект. А он гораздо хуже и опаснее реальной проблемы. Вот чего только не понаписали про Курскую, Белгородскую области! Спустя время оказалось, что происходило все не так. Ну, например, пишет один: «как и ожидалось» (кем ожидалось?), «именно у противника пока полная инициатива» (почему у противника и почему это скармливают трехмиллионной аудитории?), «сил развить ее у него пока нет» (то есть ожидает, что будут?)… Что это, как не подрывная информационная работа? В напряженный для нашего ближайшего союзника и для нас момент.

А вот этого человека зауважала, тоже из Telegram: «Не спрашивайте меня про новые прорывы, нет у меня пока такой информации!!! То, что сейчас творится в информационном поле, — это просто п***. Поясню. В Курске люди буквально сходят с ума… Уже началась шпиономания. Еще немного, и может начаться массовая паника». Ципсошники и прочие, западные устроители сетевых диверсий спят и видят, чтобы началась паника. Чтобы перестали работать гражданские инфраструктуры. Чтобы такая вот пара постов в соцсетях спровоцировала волну беженцев и заблокировала дороги, и по ним не проедут ни экстренные службы, ни войска, когда это понадобится. Тактика, которой очень много лет. А еще те же спят и видят, чтобы Беларусь в войну втянуть.

Всегда боевые действия, гибридные войны сопровождались информационной войной. Потому надо вычислять тех, кто первым вбрасывает, смотреть, кто это, для чего, за чей счет банкет. Смотреть, кто подхватывает, завуалированно или прямо, зазывает и требует.

Надо вытаскивать из-под плинтуса тех, кто забрасывает людям в головы опасные смыслы и сеет панику, раздор в белорусско-российские отношения, кто помогает нашим общим врагам.

На фото ТАСС — обстановка в Курске и Курской области.

Провокации и введение общества в заблуждение продолжатся. Потому контроль нужен и наказание. Анонимный телеграм-канал, неанонимный… И не надо стесняться, не те времена. Правовые механизмы есть, давайте применять, в том числе к людям публичным, узнаваемым, уважаемым. Кому-то, возможно, и предупреждения достаточно. Да и объединяться как-то уже пора активнее белорусскому и российскому информационным фронтам. Слово действительно иногда важнее танка и бить может больнее ракет. Со всеми вытекающими.

Плюсы в этих ситуациях тоже есть. Первый: вскрываются наши слабые места, с которыми надо работать. Второй: выявляются «спящие», те наши, которые не наши. Третий: видим, что именно в данный момент выгодно нашим врагам, и принимаем ответные меры, в том числе чтобы следующую угрозу просчитать и упредить. Процитирую зампредседателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Олега Гайдукевича, хорошо российскому блогеру недавно сказал: нельзя «действовать по сценарию Запада. Мы, Россия и Беларусь, будем действовать по своему сценарию. Для России выгодно, чтобы Беларусь выполняла задачу на западном направлении, чтобы оттуда удары не пошли».

И еще. Помимо того что на виду (провокации на границе, теракты в России и т.д.), информационные диверсанты сейчас начнут качать белорусское общество и по чисто внутренним темам, навязывать мысль: мол, население недовольно и все в стране плохо. Пойдет серия фейков о социальной сфере, образовании, медицине, экономике… И чем ближе выборы, тем «интереснее» и громче будут вбросы. Впрочем, вы и сами это знаете. 2020‑й белорусов кое-чему научил.

gladkaya@sb.by

t.me/lgbelarussegodnya

Фото ТАСС

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter