В Италии завершился крупнейший суд над мафиози, но до победы над мафией этой стране еще очень далеко

Имеющий уши да услышит

Ндрангета скармливала тела своих жертв голодным свиньям. В Италии завершился крупнейший суд над мафиози, но до победы над мафией этой стране еще очень далеко

«Мафия бессмертна», — чмокают от удовольствия знатоки кино, включая записи «Крестного отца», «Спрута» и «Всех денег мира». «Мафия смертна», — не соглашаются итальянские прокуроры и вновь и вновь атакуют тех, кто привык вершить большие дела в обход законов. Эта борьба добра со злом кажется вечной, и за ней даже можно было бы следить, как за полным неожиданных поворотов сериалом, если бы она не несла с собой смерть и слезы, кровь и отчаяние.

2200 лет тюремного заключения

20 ноября суд признал виновными 207 человек, связанных с преступной мафиозной группировкой «Ндрангета» из провинции Калабрия на юге Италии. Вынесенные приговоры завершили трехлетний судебный процесс, который проходил в специально построенном здании в городе Ламеция-Терме. Особое помещение понадобилось, во-первых, для того, чтобы обеспечить повышенные меры безопасности, а во-вторых, чтобы разместить 350 обвиняемых, 400 адвокатов и 900 свидетелей. В результате обвинявшиеся получили более чем 2200 лет тюремного заключения, при этом 131 обвиняемого суд оправдал. Это был крупнейший за последние 30 лет процесс по делу мафии в Италии.

* * *

Автомобиль Марии Чиндамо был найден недалеко от изгороди, окружавшей принадлежащие ей поля в Лимбади. Именно здесь она надеялась построить небольшой фермерский бизнес.


Мотор работал, водительская дверь была открыта. Но на асфальте рядом с машиной были обнаружены волосы и кровь. Исчезновение Чиндамо произошло ровно через год после того, как ее муж покончил с собой. Такое совпадение заставило некоторых предположить, что это было убийство из мести. Но это оказалось уловкой гангстеров. 42‑летнюю вдову убили как раз из-за отказа продать землю соседу, имеющему связи с мафией.

Только теперь мы знаем, как Чиндамо встретила свой конец, и даже по стандартам мафии это выглядело отвратительно. После убийства ее тело было скормлено свиньям, которых заранее намеренно морили голодом. Ее оставшиеся кости были затем раздавлены гусеницами бульдозера.

Приговор мафиози вынесли три женщины-судьи во главе с Бриджитой Кавасино. 

Три из пяти тел так и не были найдены

Луиджи Манкузо
  После оглашения приговора прокурор по борьбе с мафией, который руководил расследованием, Никола Граттери рассказал журналистам, что это была самая крупная операция против преступных синдикатов со времен больших процессов в Палермо в 1986 — 1992 годах, когда сицилийские прокуроры посадили на скамью подсудимых 475 человек.

Как удалось установить, центром мафиозной группировки был небольшой город Вибо-Валентия, который контролировал клан Манкузо. 69‑летний глава клана Луиджи Манкузо, по прозвищу Дядя, на заседании суда не присутствовал — его дело вывели в отдельный судебный процесс. Одним из самых главных свидетелей стал его племянник Эмануэле Манкузо: он нарушил клятву секретности, так называемую омерту, и раскрыл тайны клана, после того как полиция пообещала, что защитит его от кровной мести.
В центре дела оказались пять убийств: пытки и убийство из мести двух мафиози летом 1996 года, убийство гангстера нетрадиционной ориентации в 2002 году и еще одно двойное убийство в 2002‑м. Три из этих пяти тел так и не были найдены.

* * *

Подробности ужасного убийства Марии Чиндамо были лишь одним из многих шокирующих разоблачений, услышанных на судебном процессе.

Еще одну жертву подвесили на три дня и все это время пытали ножницами для стрижки копыт крупного рогатого скота. Еще один человек был «измельчен тракторным культиватором». По данным одного пентито (так в Италии называют мафиози, завязавшего с криминалом), молодой биолог Маттео Винчи стал жертвой взрыва заминированного автомобиля: у него оказались сломаны обе ноги. Не имея возможности выбраться из машины, он сгорел заживо.

Применялись группировкой и методы запугивания. Один предприниматель, отказавшийся платить мафии 2000 евро каждый месяц, обнаружил под окнами своей строительной компании мертвого дельфина. Другой бизнесмен, владелец магазина модной одежды, обнаружил мертвого щенка, висевшего на двери его магазина. Его лапы были сломаны. Люди находили отрубленные головы коз, им сжигали машины.

Суд показал, как щупальца ндрангеты проникли почти во все уголки жизни Калабрии. «Мы занимаемся всем понемногу, — сказал один пентито, — убийствами, ростовщичеством, вымогательством, фальсификациями на выборах, наркотиками, страховыми аферами…»

Молодой биолог по имени Маттео Винчи стал жертвой взрыва заминированного автомобиля.

Стервятники вокруг мертвецов

Ндрангета менее известна, нежели сицилийская коза ностра или неаполитанская каморра, но при этом является одной из самых могущественных, богатых и влиятельных преступных группировок мира. Она постепенно забирала власть в свои руки по мере того, как сицилийская мафия теряла свое влияние, и теперь обладает почти полной монополией на импорт кокаина в Европу. У группировки есть базы в Северной и Южной Америке, Африке. Некоторые представшие перед судом обвиняемые арестованы в разных странах Европы, а также в Бразилии, Эквадоре и Ливане.
В мае этого года силовики провели у членов мафии около 150 обысков. В них участвовало более тысячи немецких и свыше трех тысяч итальянских полицейских. Следственные действия, помимо Германии и Италии, также проходили в Испании, Бельгии, Португалии, Франции, Румынии и Словении. В тот день арестовали около 200 предполагаемых членов мафии во всех этих странах.

* * *

Итальянцы, которым наверняка с младенчества рассказывают многочисленные истории о мафии, все равно нашли поразительным прозвучавшее в суде. Выяснилось, например, что доступ ко всем видам рабочих мест в Вибо-Валентии — даже в государственном секторе — контролировался криминальными картелями: если ты хотел работать уборщиком в больнице или в школьной столовой, ты должен был идти с протянутой рукой к местному жулику.

Один пентито рассказал, как преступники контролировали даже больничные морги, «вертясь вокруг мертвецов, как стервятники». Их работа заключалась в том, чтобы убедиться, что скорбящие родственники обратились в нужное похоронное бюро. Было три варианта, каждый из которых контролировался разными семьями мафии, и они по очереди завышали цену за свои услуги. Криминальные кланы даже стали владельцами усыпальниц и гробовых ниш на кладбище Вибо.

Вид с воздуха на побережье в Калабрии, где действовала ндрангета.

Это кладбище также использовалось для сокрытия оружия. Однажды смотритель кладбища обнаружил, что в одной из погребальных ниш спрятан пистолет «Глок», и украл его. Впоследствии ему сломали колени.

Все артерии общественной жизни были к услугам преступников. Машины скорой помощи использовались в качестве личного такси для перевозки беглецов из одного города в другой. Иногда в них перевозили наркотики.
Вода, текущая по деревенским акведукам, направлялась на плантации каннабиса. 
Большинство людей были слишком напуганы, чтобы сообщить о происходящем: любой, кто обличал мафию, обычно пропадал почти мгновенно.

А еще мафия контролировала многочисленные центры беженцев, большие участки ценных апельсиновых рощ региона, и у них были приспешники в огромном порту Джоя-Тауро. Ранним утром местные жители могли видеть толпы иммигрантов, ожидающих, чтобы их забрали бандиты, которые отвезут их в апельсиновые рощи собирать и упаковывать фрукты за несколько евро в день.

Адвокаты дьяволов

Исследование, проведенное институтом «Демоскопита» в 2013 году, показало, что ндрангета с годовым оборотом 53 млрд евро зарабатывала больше, чем Deutsche Bank и McDonald’s, вместе взятые. 
По мнению следователей, успех группировки заключался в том, что ее боссы редко покидали свои отдаленные деревни, несмотря на то что вели глобальные операции с запрещенными веществами по всему миру. Чтобы защитить себя, они строили эвакуационные туннели под своими домами и бункеры в горах, куда можно добраться только пешком.

Полицейские показывают вход в бункер. За одним из подобных скрывался в том числе и Луиджи Манкузо.
 
Охотой за главарями мафии в Калабрии занималось элитное подразделение итальянской полиции Squadrone Carabinieri Eliportato «Cacciatori di Sicilia» (Вертолетная эскадрилья карабинеров «Охотники Сицилии»). Например, бункер Паскуале Марандо, которого называли Пабло Эскобаром калабрийской мафии, располагался на склонах горы Аспромонте, входом в который служило отверстие специальной печи для пиццы.

Есть и рассказы о том, как на стенах некоторых заброшенных домов полицейские находили одинаковые маленькие белые плитки, а потом с помощью дрелей обнаруживали гидравлические люки, ведущие в сотни метров подземных туннелей.

* * *

«Сила мафии зависит от ее отношений с внешним миром, — говорит профессор криминологии Федерико Варезе. — И завершившийся процесс стал ярким подтверждением этого: он выявил обширное сотрудничество между преступниками в белых воротничках (политиками, карабинерами, финансистами) и мафиози».

Одним из самых известных обвиняемых на суде был адвокат и бывший депутат парламента от партии «Вперед, Италия!» Джанкарло Питтелли. Его обвинили во внешнем сотрудничестве с мафией за содействие бандам Манкузо, а также в разглашении гостайны и приговорили к 11 годам заключения. При этом по одному делу — о злоупотреблении служебным положением — политик был оправдан.


Питтелли был избран депутатом в 2001 году и вскоре стал одним из советников экс-премьера Италии и лидера партии «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони, начав помогать ему с реформой судебной системы. В 2006 году он прошел в сенат, но в 2011‑м присоединился к партии «Братья Италии», которую сейчас возглавляет премьер страны Джорджия Мелони.

Джанкарло Питтелли до суда был известным адвокатом. 
 
Как утверждает обвинение, Питтелли, используя адвокатские связи, сумел наладить отношения с банковскими кругами, иностранными компаниями, университетами и другими учреждениями. Члены мафиозной группы назначили его своим адвокатом, «поскольку он был способен принимать участие в судебных процессах благодаря своим знаниям и дружеским отношениям с мировыми судьями».

Также были осуждены бывший финансист управления расследований по борьбе с мафией Микеле Маринаро, обвиняемый во внешнем соучастии и разглашении государственной тайны (10,5 года заключения), и подполковник карабинеров Джорджо Назелли (2,5 года), обвиняемый в раскрытии служебных тайн.

Траст

Рост влияния ндрангеты начался в 70‑х годах прошлого века, когда боссы группировки решили инвестировать средства, полученные в качестве выкупа за похищенных людей (что было ее основным источником дохода), в государственные строительные проекты и торговлю наркотиками, главным образом кокаином.

Джон Пол Гетти III с отрезанным ухом.
  Жертвами похищений стали десятки известных людей, в том числе внук американского нефтяного магната и промышленника Пола Гетти — Джон Пол Гетти III, которого похитили в Риме 50 лет назад, в 1973 году.  
Поначалу мафия требовала за внука 17 млн долларов выкупа, однако дед платить отказался. Тогда ему прислали отрезанное ухо внука с прядью волос.  
Дело кончилось тем, что похитители снизили финансовые требования до трех миллионов долларов, а дед выделил средства на выкуп. Джон Пол Гетти был освобожден, проведя пять месяцев в горах Калабрии. Эта история легла в основу фильма Ридли Скотта «Все деньги мира» (2017 года) и телесериала Дэнни Бойла «Траст» (2018).

* * *

Никола Граттери, которого мы уже вспоминали, схож своей бескомпромиссностью с комиссаром Каттани. Почти 30 лет он живет с вооруженным эскортом и редко видит свою семью.

Так вот, Граттери (и такие, как он) часто говорит, что Италии просто не хватает политической воли, чтобы справиться с мафией. «Я мог бы разобрать ндрангету, как игрушку, за три или четыре дня, — уверен Никола. — Но меня должны поддержать политики и законы. Слишком много людей в Италии борются с мафией только на словах. Я же работаю в условиях, когда вынужден арестовывать одного и того же человека дюжину раз в год».

Никола Граттери.
 
Другая проблема заключается в том, что ндрангета отличается от других мафиозных организаций. По словам Федерико Варезе, она не имеет жесткой иерархии, а представляет собой конфедерацию совершенно независимых преступных группировок. Все они разделяют одни и те же ритуалы и интегрированы в одну структуру, но каждый очень автономен на своей территории.

Прошедший суд многие в Италии именовали шансом, который выпадает раз в поколение, чтобы вырвать власть из рук мафии по крайней мере в одном регионе, но реальность совсем иная. «Существует около 150 отдельных кланов, поэтому даже если один или два будут разбиты, то общая организация практически не пострадает, — кричит профессор Варезе. — Судебный процесс дал отличные результаты против конкретных семей, но действия против пары кланов в одной провинции Калабрия — это капля в море, когда организация присутствует более чем в 40 странах».

Полицейский криминальной полиции Дюссельдорфа показывает автомобиль с тайником для наркотиков, который был изъят в ходе спецоперации по поимке членов ндрангеты в Германии.
 
Неужели мафия действительно бессмертна? Или мы просто смотрим очередную серию захватывающего триллера?

Елизавета КУЛИКОВА.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter