Воспринимать мир пятью чувствами
В одиннадцатом классе с Аленой учатся семеро ребят. Этого требуют существующие нормы. Хотя директор специальной общеобразовательной школы-интерната № 13 Минска для детей с нарушением слуха Галина Гурбо оговаривает – есть классы и с тремя учениками, и с десятью:
– Наши мальчики и девочки ничем не отличаются от сверстников из общеобразовательных школ. Такие же учебная программа, нагрузка, экзамены, десятибалльная система и аттестат об окончании. Основное отличие – так называемый коррекционный блок. Учителя-дефектологи работают над развитием устной и жестовой речи, слухового восприятия, обогащением словарного запаса и чтением по губам.
Школу посещают 119 человек, это 14 классов. Они поделены на два отделения. В первом занимаются слабослышащие с легким недоразвитием речи. Таких парнишек и девчонок набралось только на один 9 «А». В отличие от ребят из второго отделения – неслышащих и слабослышащих с глубоким недоразвитием речи – они изучают белорусский и английский языки. В интернате есть дети и с сопутствующими дефектами, к примеру, интеллектуальной недостаточностью. Но это не мешает им получать образование не на дому, а вместе с остальными.
Приходим с директором к первоклашкам. Сразу обращаю внимание на выразительные глаза малышей. И неудивительно! Всю информацию они воспринимают только ими. Отвлечься на секунду – значит упустить что-то важное. Поговорить со школярами самостоятельно мне не удалось. Если речь старшеклассника с трудом, но понимала, то здесь без помощи педагога не обошлось.
– Внятность речи у всех разная, – комментирует Галина Павловна. – Эти ребятишки только начинают работать над собой. Но не сомневаюсь, что среди них будут настоящие таланты, которые не побоятся выступить на конференции, взять роль для утренника и даже стать ведущим вечера. Таких случаев немало.
В школе-интернате ребята учатся 12 лет
Вышивать крестиком и заниматься музыкой
Учителя и дети признают: конкурировать на равных в олимпиадах по физике или математике с учащимися обычных школ не получится. Зато можно проявить себя в спорте или декоративно-прикладном искусстве. Чтобы в этом убедиться, далеко ходить не надо: в школе на каждом этаже секции с многочисленными кубками, стенды с грамотами и дипломами, а на стенах картины, вышитые крестиком.
– Наши воспитанники представляют страну на дефлимпийских играх, – с гордостью рассказывает Галина Гурбо. – Среди 46 стран-участниц в 2009 и 2013 годах заняли пятое и четвертое места.
Развлечений хватит на всех: кружки рукоделия, танцевальная студия, театр пантомимы и студия жестового пения. Но самое интересное – ученики могут заниматься музыкой. Школа обзавелась маракасами, цимбалами, треугольником и ксилофоном. Решили попробовать, и у многих получилось!
– Конечно, это совсем не те занятия музыкой, которые можете представить, – предупреждает Галина Гурбо. – Ребята повторяют движения за учителем, доводят до автоматизма извлечение звука, паузы. Это сложно, но их труды окупаются: дети становятся более уверенными в себе, раскрепощенными. Кто не знает, даже не подумает, что они не слышат!
Сначала за уроками, а затем за увлекательными занятиями и проходит день учеников этой школы. Самые маленькие или живущие в отдаленных районах и других городах остаются здесь ночевать.
Выучить язык с нуля
Когда у глухих родителей рождаются дети с нарушением слуха, это не становится большой проблемой. Но что делать, если в слышащей семье на свет появился неслышащий ребенок? Директор делится опытом:
– Взрослые теряются, испытывают стресс и шок. Не знают, куда обратиться, как себя вести, чем помочь.
Страдает и малыш, потому что не может найти понимания с родными. Всегда говорю таким родителям: представьте, что ваш ребенок – иностранец. И чтобы наладить с ним общение, нужно хотя бы на бытовом уровне изучить его язык. В данном случае язык жестов.
Это непросто. Все равно что с нуля выучить французский со всеми тонкостями и правилами. Тем не менее родители стараются, и школа этому способствует, предлагая уроки по освоению дактильной азбуки и жестового языка.
Стать успешным
После двенадцатого класса – столько здесь длится обучение – выпускники уходят в свободное плавание. Хотя только для незнающих оно кажется таким. На деле же у ребят есть выбор: и куда поступать, и кем работать. Были бы способности.
– Один из вариантов – стать преподавателем в школе для глухих, – рассказывает Галина Павловна. – Но такое потянут лишь самые талантливые и способные. Многие делают карьеру в спорте, идут рабочими на заводы. Но тут есть вопросы. Выбирая между слышащим и неслышащим соискателями, работодатель, конечно, отдаст предпочтение первому. Кроме этого, инвалиду обязательно разрешение на труд медико-реабилитационной экспертной комиссии. К примеру, глухим запрещено работать в условиях повышенного шумообразования или на высоте. Это значительно сокращает список возможных вариантов трудоустройства.
Тем не менее поддержка у людей с нарушением слуха есть. Их обязательно возьмут на предприятия ОО «БелОГ», которых сегодня в стране девять.
Алена, с которой познакомились в школе, пока не определилась с профессией. Впрочем, у девочки еще есть год для раздумий. Главное, чтобы ее услышали.
Юлия КУЛИК, фото Евгении ЕЛИНСКОЙ