Игумения Евдокия (в миру Любовь Левшук) — настоятельница древнейшего в Беларуси Спасо-Евфросиниевского женского монастыря — почти 20 лет продолжает дело, начатое великой святой. За духовно-просветительскую деятельность, плодотворную работу по сохранению историко-культурных ценностей игумения Евдокия удостоена многих наград, в том числе ордена святителя Кирилла Туровского II степени Белорусской православной церкви и премии Президента Беларуси «За духовное возрождение». Матушка — почетный гражданин Полоцка и «Человек года Витебщины», инициатор масштабных реставрационных работ и многочисленных акций по возрождению и развитию монастырского комплекса.
— Первую молитву, которой вас научили, помните?
— Конечно! Помню, как мама склонялась над моей кроваткой и молилась: «Огради меня, Господи, силою Честного и Животворящего Твоего Креста и сохрани меня от всякого зла». Мои родители были глубоко верующими людьми. Несмотря на трудные времена, мама Анна Петровна (сейчас монахиня Иоанна) с детства водила меня с сестрой и братом в храм и воспитывала в вере.
— Кем мечтали быть?
— Меня привлекали медицина и экономика. Поскольку поступала я после восьми классов, сомнений было много. Папа Петр Александрович посоветовал подать документы в Пинский учетно-кредитный техникум.
— Не ругали, что в церковь ходите?
— Всякое бывало. В школе относились терпимо, а вот в техникуме порой возникали трудности. С Божией помощью все разрешалось.
— Что привело вас в 20 лет в монастырь?
— Господь! Без Его благодати ничего не бывает. Мы семьей часто посещали монастырь в Жировичах. Приезжали ко всенощной, в храме и ночевали.
Когда я училась в техникуме, то каникулы проводила в Жировичах, а затем и все отпуска. Сердцем понимала, что мое место в монастыре. Мечтала, чтобы мне дали черный платок, черное платье и поставили рядом с сестрами. Большего счастья и не надо.
— Говорят, что в монастырь очередь тогда была на годы вперед.
— Да. В 1960 году закрыли Гродненскую обитель, в 1961‑м — Полоцкую. Сестер перевели в Жировичский Свято-Успенский монастырь. С уходом из жизни последней насельницы и он должен был прекратить свое существование.
— Когда началось возрождение монашества?
— В 1978 году, когда на Минско-Белорусскую кафедру был назначен митрополит Филарет. Благодаря своей дипломатии владыка добился разрешения на ежегодную прописку трех сестер. Помню, как говорил: «Чтобы прописать одного человека в монастыре, можно инфаркт получить». Постепенно образовалась очередь. Вначале сестер оформляли как наемных рабочих и через какое-то время прописывали, а на их рабочие места брали новых послушниц.
В августе 1979 года меня приняли в монастырь, а 6 апреля 1981 года, как раз накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, прописали.
— Свою первую встречу с митрополитом Филаретом помните?
— Конечно. Желающий поступить в монастырь обязательно проходит собеседование с владыкой. Митрополит тогда мне сказал: «Приходи. Мы посмотрим на тебя, понравишься ли ты нам. И ты посмотришь на нас, понравимся ли мы тебе. Потом и поговорим». Это было на праздник Святой Троицы. Я обрадовалась и спросила, можно ли уволиться и сразу приехать. В то время я после техникума дорабатывала последние месяцы в банке города Сенно. Но владыка не разрешил: все должно быть по закону.
Патриарх Кирилл во время посещения Спасо-Евфросиниевского монастыря в 2019 году.
— Послушницей долго были?
— В подрясник меня одели через 1,5 года, а в иночество постригли еще через пять лет. Было мне тогда 26.
— В Жировичах вы прожили 12 лет. Какие послушания приходилось выполнять?
— Самые разные. Выпекала просфоры, куличи и артосы. Певчей была, регентом, на кухне работала и в огороде, в канцелярии и бухгалтерии. Никакой работы не боялась. Все монастырские послушания мне были в радость.
— В первый год монашеской жизни вас направили в Минскую епархию.
— А вот это, пожалуй, было для меня самым сложным послушанием. А что я умела? Как только приехала, так и сказала владыке: «Ничего не умею, ничего не знаю!» А он улыбнулся и ответил: «Очень хорошо. Значит, всему научишься!» И действительно, с Божией помощью справилась.
— Какие блюда владыка любил больше всего?
— Борщ и гречку. Насколько он был велик, настолько и прост.
— Как оказались в Полоцке?
— В 1989 году Священный Синод Русской православной церкви принял решение о возрождении Спасо-Евфросиниевского монастыря. Первые 14 сестер переехали из Жировичей в Полоцк в 1990 году, а еще 18 (в том числе и я) — 23 сентября 1991 года вместе с игуменией Евфросинией (Максимчук), которая и возглавила Полоцкую обитель.
— Как встретил монастырь?
— В то время в монашеских корпусах жили горожане. Власти постепенно предоставляли им квартиры. И по мере освобождения комнат их ремонтировали, превращая в монашеские кельи. Топили печи, носили воду с колонки, убирали мусор, разгружали кирпич…
На территории обители не было ни плитки, ни асфальта. Лишь единственная дорожка из булыжника. Работы было очень много. Но у нас было главное сокровище — мощи преподобной Евфросинии. И все труды начинали с молитвы к ней. Она всегда и во всем помогает. А еще мы были счастливы, что находимся дома. Ведь монастырь — наш дом.
— Борьба за обитель тогда шла нешуточная.
— Да, она должна была стать туристическим комплексом. В Спасском храме планировалось устроить музей, а здание полуразрушенного Кресто-Воздвиженского собора приспособить под планетарий. На его куполе уже был установлен знак небесной сферы.
— Но, как я понимаю, случилось непредвиденное.
— Да. Старостой Спасо-Преображенского прихода была избрана Татьяна Никодимовна Храповицкая, впоследствии монахиня Таисия. Ознакомившись с проектом будущего туристического комплекса, она поняла, что необходимо немедленно «спасать» монастырь, делать все возможное для сохранения и собора, и Спасского храма. Ездила она и в Москву, и в Петербург. И везде говорили, что легче открыть десять приходов в Полоцкой епархии, чем один Полоцкий монастырь. Однажды в момент отчаяния она разрыдалась перед иконой преподобной. Ночью ей явилась святая и сказала: «Я тебе буду помогать, а ты мне. Иди и продолжай свое дело». Проснувшись, она почувствовала столько внутренней силы, что смогла с прежним рвением продолжить нелегкую борьбу за открытие монастыря. Впоследствии митрополит Филарет говорил: Татьяна Никодимовна так много сделала для обители, что достойна того, чтобы ее имя золотыми буквами было написано в Кресто-Воздвиженском соборе.
— Так звали младшую сестру преподобной Евфросинии Полоцкой. И это же имя мне дала игумения Евфросиния, сказав, что теперь и я ее сестра.
— Жемчужина монастырского комплекса — Спасо-Преображенская церковь XII века.
— Из жития преподобной Евфросинии мы знаем, что однажды в сонном видении ей явился ангел и возвестил, что ей надлежит идти на место, называемое Сельцо, и основать там монастырь. В эту же ночь ангел явился и епископу Илии. Получив его благословение, Евфросиния пришла в Сельцо и на месте деревянной церкви воздвигла каменную, сохранившуюся до наших дней. В ней, к слову, и небольшая келья преподобной в форме креста: храм внутри храма.
— А что это за легенда о нерукотворном кирпиче?
— Незадолго до окончания строительства Спасского храма рабочие обнаружили, что не хватает плинфы. А после усердной молитвы Евфросинии свершилось чудо. Утром в печи нашли готовые обожженные кирпичи. Храм был построен в срок и всего за 30 недель. И действительно, кирпич верхнего слоя отличается от всего остального и по форме, и по составу. Эксперты подтвердили, что он намного качественнее.
Перенесение мощей Преподобной из Киева в Полоцк в 1910 году.
— В 2004 году вы стали настоятельницей Спасо-Евфросиниевского монастыря, а еще через три года вас возвели в сан игумении.
— На все воля Божия. Это ответственное служение. С 1991 по 1995 год я несла послушание экономки, затем — благочинной.
— Сейчас какое у вас самое главное послушание?
— Заботиться о душе каждой из 138 вверенных мне сестер.
— Крест преподобной Евфросинии Полоцкой — святыня белорусской земли.
— Он был изготовлен в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей по благословению преподобной. Это шестиконечный крест-ковчег, в котором находились частица древа Креста Господня с каплей Его Крови, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского. Кипарисовое основание Креста было обито пластинами из золота и серебра с позолотой, украшено изысканным орнаментом, драгоценными камнями, жемчугом и эмалевыми иконками.
— Да. На нем и ее надпись-завещание: «Да не изнесется из монастыря никогда, так чтобы ни продать, ни отдать. Если кто преслушает, изнесет его от монастыря, да не будет ему помощник честный Крест ни в сей век, ни в будущий». Но в период междоусобиц в XIII веке после победы Смоленского княжества над Полоцком Крест на три века переносится в Смоленск. Затем в XVI столетии московский князь Василий III перевозит его в Москву. Возвращает же его в Полоцк царь Иоанн Грозный после победы над городом. Позже Крест переходит к униатам и только после воссоединения их с православной церковью возвращается в Полоцкую обитель. В 1842 году, в день памяти святой Евфросинии, он был перенесен «на вечное хранение» в Спасский храм.
— Новые испытания начались после Октябрьской революции…
— В 1925 году Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт, а Крест реквизирован и передан сначала в Полоцкий финансовый отдел, а затем в минский музей. В 1929 году в связи с предполагаемым переносом столицы Беларуси в Могилев Крест перевозят в Могилевский краеведческий музей.
— И все же святыня исчезла.
— В 1941 году Могилев заняли немецкие войска, и Крест пропал. До сегодняшнего дня его судьба неизвестна. В 1992‑м в связи с празднованием тысячелетия Полоцкой епархии и православной церкви в Беларуси было решено воссоздать реликвию.
— Со всеми святынями, которые были в первом Кресте преподобной?
— Конечно! И здесь не обошлось без Божиего промысла. Митрополит Филарет специально организовал паломничество в Святую землю, откуда привез почти все святыни и освятил кипарисовое основание для будущего Креста. Недостающая частичка мощей великомученика Пантелеимона была доставлена из брестского Свято-Никольского собора, а за частицей мощей первомученика архидиакона Стефана владыка поехал в Троице-Сергиеву лавру.
Найти каплю Крови Спасителя митрополит Филарет уже и не надеялся. Когда он приехал в лавру, ризничий сказал, что в помещении, где хранятся святые мощи, покрашен пол и решить вопрос можно будет только завтра. Но в тот же день в дар обители кто-то принес древний мощевик. И первое, что увидел владыка, была капсула с Кровью Христовой.
— Концепцию росписи храма продумывала сама святая. Она подбирала сюжеты, составляла иконографическую программу. Можно с уверенностью сказать, что Спасо-Преображенский храм — это ее своеобразное послание потомкам, навечно запечатленное в стенной росписи. Фрески XII века, открытые учеными-реставраторами благодаря новейшим технологиям, говорят о богатейшем внутреннем мире преподобной. Каждая фреска — это назидательное повествование о тех высоких христианских добродетелях, которые необходимы каждому человеку: смирение, послушание, кротость, великодушие, мужество, доблесть, целомудрие, чистота речи.
— Величайшая святыня — нетленные и чудодейственные мощи преподобной, источающие благодать.
— Сама их нетленность — чудо. В 1998 году состоялось частичное переоблачение святых мощей. Чтобы сделать медицинское заключение об их состоянии, из Свято-Троицкой Сергиевой лавры был приглашен монах (ныне архимандрит) Агапит (Юрков) — врач высшей категории, кандидат медицинских наук, имевший достаточный опыт по обретению и облачению мощей святых. Он сказал, что такой степени нетления еще не встречал. И это при том, что на тот момент со дня смерти преподобной прошло 825 лет! Святость ее велика.
— Умерла святая Евфросиния в Иерусалиме. Каким был путь ее мощей в Полоцк?
— Долгим, очень долгим… Достигнув преклонного возраста, игумения отправилась в паломничество на Святую землю, чтобы поклониться Гробу Господню, и молила, чтобы Господь удостоил ее завершить земной путь в Святом граде. Перед кончиной к ней явился ангел и сказал, что «…уже отверсты тебе двери райские, и все ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою». 5 июня (по старому стилю 23 мая) 1173 года Евфросиния из земной жизни перешла в вечность. Тело ее было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого. Через 14 лет, когда город захватил султан Салах-ад-Дин, русские иноки, покидая Святую землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и перевезли их в Киево-Печерскую лавру, где они и находились более семи столетий. И только в 1909 году император Николай II подписал резолюцию об их возвращении в Полоцк. В 1910‑м мощи торжественно были перенесены на место подвигов преподобной Евфросинии. Это было величайшее и незабываемое событие.
— А после революции какова их судьба?
— В 1915 году мощи были эвакуированы вначале в ростовский Авраамиев монастырь, а затем в Витебск. И только в 1943 году возвращены в Полоцкую обитель.
— В 1961 году монастырь вновь закрыли.
— Да, но мощи преподобной больше никуда не перевозились. Сегодня они почивают в новой серебряной раке, воссозданной по образцу той, которая была до революции. В старой же деревянной находятся семикилограммовые цепи-вериги, которые преподобная носила на себе и которые были обретены в 1991 году.
— Святые отцы пишут, что когда мы что-то делаем для святых, то тем самым понуждаем их ходатайствовать за нас перед Богом. Воссоздание серебряной раки для мощей преподобной — это очередное подтверждение того, что промысел Божий всегда и все устраивает к общей пользе. Началось же богоугодное дело с одного человека, ставшего своеобразной отправной точкой в этом масштабном проекте, мобилизовавшем всех белорусов, включая Президента.Средства на изготовление серебряной раки для мощей преподобной Евфросинии жертвовали все епархии Белорусского экзархата, весь белорусский народ. Из государственного фонда выделили 120 килограммов серебра.
И милостыня каждого понуждает сегодня преподобную Евфросинию особо ходатайствовать перед Богом за всю нашу страну. Молитва ее очень сильна.
— Чудеса в храме случаются?
— Постоянно. Но только тогда, когда полезны просящему для его духовного роста. В обители ведется летопись чудес, совершающихся по молитвам нашей святой. И это не только исцеления от неизлечимых болезней. Преподобная радует, утешает, укрепляет и дает надежду на спасение каждому, кто с верой прибегает к ее помощи.
— Княжна Предслава ушла в монастырь в 12 лет. Сегодня молодежь мыслит иными категориями.
— Преподобная с детства изучала Священное Писание. Ее прилежанию удивлялись все, даже отец. С молоком матери она впитывала веру в Бога, понимая, что слава и богатство — атрибуты земной жизни. В вечность же мы возьмем только то, что отдали, чем поделились, что пожертвовали другим.
Сейчас молодым порой сложно даже дойти до храма. Увы, не все готовы ограничивать себя в чем-то, а тем более жертвовать собой ради ближнего. За благочестие и праведность Господь дарует людям еще в этой земной жизни благосостояние, телесное здоровье и семейное благополучие — то самое «счастье», которое так ценят и ищут многие.
— В чем сила монашества?
— Монашество — соль земли: на его молитвах все держится. Это высшее служение человечеству. Это призвание настолько сильно, что, кажется, нет большего счастья для того, кто решил посвятить свою жизнь Богу. Даже если в миру тебе пророчат прекрасную карьеру и золотые горы — все становится незначительным по сравнению с тем моментом, когда тебя принимают в обитель. Пока существуют монастыри, мир будет осеняться благодатью Божией.
— Патриотизм и вера — есть ли точки соприкосновения?
— Верующий человек — всегда патриот. Защита страны — это прежде всего христианский долг.В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, преподобные Сергий Радонежский, Александр Пересвет и Андрей Ослябя… Великой миротворицей была и Евфросиния Полоцкая.
— Как остановить войны?
— Остановить грех. Грех — это самое страшное, что может быть на земле. Он разрушает, влечет наказание, скорби и болезни, разделяет человека с человеком и с Богом. И, конечно же, не забывать о прошлом — о своих корнях и своей истории. Пренебрежение к памяти народа неизбежно ведет к крушению государства. Об этом говорил и Александр Лукашенко в день освящения раки Евфросинии Полоцкой. Оба моих деда прошли через горнило войны. Александр Семенович Левшук погиб, а Петр Антонович Наумчик выжил, несмотря на тяжелое ранение. Рассказывал, как однажды в лесу нашел икону Спасителя в терновом венце. Упал перед ней на колени и стал молиться, чтобы Господь его защитил. Потом вспоминал: бои были такими, что камни плавились.
— Вашим духовным отцом был схиархимандрит Иоанн (Маслов)?
— Да. Магистр богословия, насельник Глинской пустыни. Он приехал к нам в Жировичи в 1985 году из Троице-Сергиевой лавры.
— Какие наставления он вам давал?
— Любил повторять слова преподобного Амвросия Оптинского: «Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Часто говорил своим духовным чадам: «Будь свечой горящей». И тихо добавлял: «А свеча сгорает дотла».
— Ваша настольная книга?
— Священное Писание. Всем советую читать «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского на 12 месяцев. В них — и ответы на все вопросы, и советы на каждый день.
— Когда тяжело, где брать силы?
— В вере. Господь никогда не оставит и никому не даст ношу более той, какую человек в силах понести.
— Что пожелаете белорусам в новом году?
— Духовной радости и помощи Божией во всех благих начинаниях. Быть внимательными друг к другу, прощать, утешать, помогать, дарить тепло и радость. Всех приглашаю в Полоцк: приезжайте, получите благодать от преподобной Евфросинии! Будьте всегда хранимы Господом.
tyshkevich@sb.by