Игумения Евдокия: «Пока существуют монастыри, мир будет осеняться благодатью Божией»

Многовековую историю Беларуси невозможно представить без святой Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой, выдающейся просветительницы, первой женщины, канонизированной на Руси. Ее жизнь, святость и духовное величие — удивительный пример добра, любви к Богу и ближним.


Игумения Евдокия (в ми­­ру Любовь Левшук) — настоятельница древнейшего в Беларуси Спасо-Евфросиниевского женского монастыря — почти 20 лет продолжает дело, начатое великой святой. За духовно-просветительскую деятельность, плодотворную работу по сохранению историко-культурных ценностей игумения Евдокия удостоена многих наград, в том числе ордена святителя Кирилла Туровского II степени Белорусской православной церкви и премии ­­­­­­Президента Беларуси «За духовное возрождение». Матушка — почетный гражданин Полоцка и «Человек года Витебщины», инициатор масштабных реставрационных работ и многочисленных акций по возрождению и развитию монастырского комплекса.

— Первую молитву, которой вас научили, помните?

— Конечно! Помню, как мама склонялась над моей кроваткой и молилась: «Огради меня, Господи, силою Честного и Животворящего Твоего Креста и сохрани меня от всякого зла». Мои родители были глубоко верующими людьми. Несмотря на трудные времена, мама Анна Петровна (сейчас монахиня Иоанна) с детства водила меня с сестрой и братом в храм и воспитывала в вере.

— Кем мечтали быть?

— Меня привлекали медицина и экономика. Поскольку поступала я после восьми классов, сомнений было много. Папа Петр Александрович посоветовал подать документы в Пинский учетно-кредитный техникум.

— Не ругали, что в церковь ходите?

— Всякое бывало. В школе относились терпимо, а вот в техникуме порой возникали трудности. С Божией помощью все разрешалось.

— Что привело вас в 20 лет в монастырь?

— Господь! Без Его благодати ничего не бывает. Мы семьей часто посещали монастырь в Жировичах. Приезжали ко всенощной, в храме и ночевали.

Когда я училась в техникуме, то каникулы проводила в Жировичах, а затем и все отпуска. Сердцем понимала, что мое место в монастыре. Мечтала, чтобы мне дали черный платок, черное платье и поставили рядом с сестрами. Большего счастья и не надо.



— Говорят, что в монастырь очередь тогда была на годы вперед.

— Да. В 1960 году закрыли Гродненскую обитель, в 1961‑м — Полоцкую. Сестер перевели в Жировичский Свято-Успенский монастырь. С уходом из жизни последней насельницы и он должен был прекратить свое существование.

— Когда началось возрождение монашества?

— В 1978 году, когда на Минско-Белорусскую кафедру был назначен митрополит Филарет. Благодаря своей дипломатии владыка добился разрешения на ежегодную прописку трех сестер. Помню, как говорил: «Чтобы прописать одного человека в монастыре, можно инфаркт получить». Постепенно образовалась очередь. Вначале сестер оформляли как наемных рабочих и через какое-то время прописывали, а на их рабочие места брали новых послушниц.

В августе 1979 года меня приняли в монастырь, а 6 апреля 1981 года, как раз накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, прописали.

— Свою первую встречу с митрополитом Филаретом помните?

— Конечно. Желающий поступить в монастырь обязательно проходит собеседование с владыкой. Митрополит тогда мне сказал: «Приходи. Мы посмотрим на тебя, понравишься ли ты нам. И ты посмотришь на нас, понравимся ли мы тебе. Потом и поговорим». Это было на праздник Святой Троицы. Я обрадовалась и спросила, можно ли уволиться и сразу приехать. В то время я после техникума дорабатывала последние месяцы в банке города Сенно. Но владыка не разрешил: все должно быть по закону.

Патриарх Кирилл во время посещения Спасо-Евфросиниевского монастыря в 2019 году.

— Послушницей долго были?

— В подрясник меня одели через 1,5 года, а в иночество постригли еще через пять лет. Было мне тогда 26.

— В Жировичах вы прожили 12 лет. Какие послушания приходилось выполнять?

— Самые разные. Выпекала просфоры, куличи и артосы. Певчей была, регентом, на кухне работала и в огороде, в канцелярии и бухгалтерии. Никакой работы не боялась. Все монастырские послушания мне были в радость.

— В первый год монашеской жизни вас направили в Минскую епархию.

— А вот это, пожалуй, было для меня самым сложным послушанием. А что я умела? Как только приехала, так и сказала владыке: «Ничего не умею, ничего не знаю!» А он улыбнулся и ответил: «Очень хорошо. Значит, всему научишься!» И действительно, с Божией помощью справилась.

— Какие блюда владыка любил больше всего?

— Борщ и гречку. Насколько он был велик, настолько и прост.
— Как оказались в Полоцке?

— В 1989 году Священный Синод Русской православной церкви принял решение о возрождении Спасо-Евфросиниевского монастыря. Первые 14 сестер переехали из Жировичей в Полоцк в 1990 году, а еще 18 (в том числе и я) — 23 сентяб­ря 1991 года вместе с игуменией Евфросинией (Максимчук), которая и возглавила Полоцкую обитель.

— Как встретил монастырь?

— В то время в монашеских корпусах жили горожане. Власти постепенно предоставляли им квартиры. И по мере освобождения комнат их ремонтировали, превращая в монашеские кельи. Топили печи, носили воду с колонки, убирали мусор, разгружали кирпич…
На территории обители не было ни плитки, ни асфальта. Лишь единственная дорожка из булыжника. Работы было очень много. Но у нас было главное сокровище — мощи преподобной Евфросинии. И все труды начинали с молитвы к ней. Она всегда и во всем помогает. А еще мы были счастливы, что находимся дома. Ведь монастырь — наш дом.

— Борьба за обитель тогда шла нешуточная.

— Да, она должна была стать туристическим комплексом. В Спасском храме планировалось устроить музей, а здание полуразрушенного Кресто-Воздвиженского собора приспособить под планетарий. На его куполе уже был установлен знак небесной сферы.

— Но, как я понимаю, случилось непредвиденное.

— Да. Старостой Спасо-Преображенского прихода была избрана Татьяна Никодимовна Храповицкая, впоследствии монахиня Таисия. Ознакомившись с проектом будущего туристического комплекса, она поняла, что необходимо немедленно «спасать» монастырь, делать все возможное для сохранения и собора, и Спасского храма. Ездила она и в Москву, и в Петербург. И везде говорили, что легче открыть десять приходов в Полоцкой епархии, чем один Полоцкий монастырь. Однажды в момент отчаяния она разрыдалась перед иконой преподобной. Ночью ей явилась святая и сказала: «Я тебе буду помогать, а ты мне. Иди и продолжай свое дело». Проснувшись, она почувствовала столько внутренней силы, что смогла с прежним рвением продолжить нелегкую борьбу за открытие монастыря. Впоследствии митрополит Филарет говорил: Татьяна Никодимовна так много сделала для обители, что достойна того, чтобы ее имя золотыми буквами было написано в Кресто-Воздвиженском соборе.


— Через год после прибытия в Полоцк вы приняли постриг, став монахиней Евдокией.

— Так звали младшую сестру преподобной Евфросинии Полоцкой. И это же имя мне дала игумения Евфросиния, сказав, что теперь и я ее сестра.

— Жемчужина монастырского комплекса — Спасо-Преображенская церковь XII века.

— Из жития преподобной Евфросинии мы знаем, что однажды в сонном видении ей явился ангел и возвестил, что ей надлежит идти на место, называемое Сельцо, и основать там монастырь. В эту же ночь ангел явился и епископу Илии. Получив его благословение, Евфросиния пришла в Сельцо и на месте деревянной церкви воздвигла каменную, сохранившуюся до наших дней. В ней, к слову, и небольшая келья преподобной в форме креста: храм внутри храма.

— А что это за легенда о нерукотворном кирпиче?

— Незадолго до окончания строительства Спасского храма рабочие обнаружили, что не хватает плинфы. А после усердной молитвы Евфросинии свершилось чудо. Утром в печи нашли готовые обожженные кирпичи. Храм был построен в срок и всего за 30 недель. И действительно, кирпич верхнего слоя отличается от всего остального и по форме, и по составу. Эксперты подтвердили, что он намного качественнее.

Перенесение мощей Преподобной из Киева в Полоцк в 1910 году.

— В 2004 году вы стали настоятельницей Спасо-Евфросиниевского монастыря, а еще через три года вас возвели в сан игумении.

— На все воля Божия. Это ответственное служение. С 1991 по 1995 год я несла послушание экономки, затем — благочинной.

— Сейчас какое у вас самое главное послушание?

— Заботиться о душе каждой из 138 вверенных мне сестер.

— Крест преподобной Евфросинии Полоцкой — святыня белорусской земли.

— Он был изготовлен в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей по благословению преподобной. Это шестиконечный крест-ковчег, в котором находились частица древа Креста Господня с каплей Его Крови, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и капля крови великомученика Димит­рия Солунского. Кипарисовое основание Креста было обито пластинами из золота и серебра с позолотой, украшено изысканным орнаментом, драгоценными камнями, жемчугом и эмалевыми иконками.


— Преподобная запрещала выносить Крест из обители?

— Да. На нем и ее надпись-завещание: «Да не изнесется из монастыря никогда, так чтобы ни продать, ни отдать. Если кто преслушает, изнесет его от монастыря, да не будет ему помощник честный Крест ни в сей век, ни в будущий». Но в период междоусобиц в XIII веке после победы Смоленского княжества над Полоцком Крест на три века переносится в Смоленск. Затем в XVI столетии московский князь Василий III перево­зит его в Москву. Возвращает же его в Полоцк царь Иоанн Грозный после победы над городом. Позже Крест переходит к уни­атам и только после воссоединения их с православной церковью возвращается в Полоцкую обитель. В 1842 году, в день памяти святой Евфросинии, он был перенесен «на вечное хранение» в Спасский храм.

— Новые испытания начались после Октябрьской революции…

— В 1925 году Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт, а Крест реквизирован и передан сначала в Полоцкий финансовый отдел, а затем в минский музей. В 1929 году в связи с предполагаемым переносом столицы Беларуси в Могилев Крест перевозят в Моги­левский краеведческий музей.

— И все же святыня исчезла.

— В 1941 году Могилев заняли немецкие войска, и Крест пропал. До сегодняшнего дня его судьба неизвестна. В 1992‑м в связи с празднованием тысячелетия Полоцкой епархии и православной церкви в Беларуси было решено воссоздать реликвию.

— Со всеми святынями, которые были в первом Кресте преподобной?

— Конечно! И здесь не обошлось без Божиего промысла. Митрополит Филарет специально организовал паломничество в Святую землю, откуда привез почти все святыни и освятил кипарисовое основание для будущего Креста. Недостающая частичка мощей великомученика Пантелеимона была доставлена из брестского Свято-Никольского собора, а за частицей мощей первомученика архидиакона Стефана владыка поехал в Троице-Сергиеву лавру.

Найти каплю Крови Спасителя митрополит Филарет уже и не надеялся. Когда он приехал в лавру, ризничий сказал, что в помещении, где хранятся святые мощи, покрашен пол и решить вопрос можно будет только завтра. Но в тот же день в дар обители кто-то принес древний мощевик. И первое, что увидел владыка, была капсула с Кровью Христовой.


— Не меньшее чудо и почти полностью сохранившаяся фресковая роспись XII века.

— Концепцию росписи храма продумывала сама святая. Она подбирала сюжеты, составляла иконографическую программу. Можно с уверенностью сказать, что Спасо-Преображенский храм — это ее своеобразное послание потомкам, навечно запечатленное в стенной росписи. Фрески XII века, открытые учеными-реставраторами благодаря новейшим технологиям, говорят о богатейшем внутреннем мире преподобной. Каждая фреска — это назидательное повествование о тех высоких христианских добродетелях, которые необходимы каждому человеку: смирение, послушание, кротость, великодушие, мужество, доблесть, целомуд­рие, чистота речи.

— Величайшая святыня — нетленные и чудодейственные мощи преподобной, источающие благодать.

— Сама их нетленность — чудо. В 1998 году состоялось частичное переоблачение святых мощей. Чтобы сделать медицинское заключение об их состоянии, из Свято-Троицкой Сергиевой лавры был приглашен монах (ныне архимандрит) Агапит (Юрков) — врач высшей категории, кандидат медицинских наук, имевший достаточный опыт по обретению и облачению мощей святых. Он сказал, что такой степени нетления еще не встречал. И это при том, что на тот момент со дня смерти преподобной прошло 825 лет! Святость ее велика.

— Умерла святая Евфросиния в Иерусалиме. Каким был путь ее мощей в Полоцк?

— Долгим, очень долгим… Достигнув преклонного возраста, игумения отправилась в паломничество на Святую землю, чтобы поклониться Гробу Господню, и молила, чтобы Господь удостоил ее завершить земной путь в Святом граде. Перед кончиной к ней явился ангел и сказал, что «…уже отверсты тебе двери райские, и все ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою». 5 июня (по старому стилю 23 мая) 1173 года Евфросиния из земной жизни перешла в вечность. Тело ее было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого. Через 14 лет, когда город захватил султан Салах-ад-Дин, русские иноки, покидая Святую землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и перевезли их в Киево-Печерскую лавру, где они и находились более семи столетий. И только в 1909 году император Николай II подписал резолюцию об их возвращении в Полоцк. В 1910‑м мощи торжественно были перенесены на место подвигов преподобной Евфросинии. Это было величайшее и незабываемое событие.

— А после революции какова их судьба?

— В 1915 году мощи были эвакуированы вначале в ростовский Авраамиев монастырь, а затем в Витебск. И только в 1943 году возвращены в Полоцкую обитель.

— В 1961 году монастырь вновь закрыли.

— Да, но мощи преподобной больше никуда не перевози­лись. Сегодня они почивают в новой серебряной раке, воссозданной по образцу той, которая была до революции. В старой же деревянной находятся семикилограммовые цепи-вериги, которые преподобная носила на себе и которые были обретены в 1991 году.


— Воссозданную серебряную раку для мощей преподобной привезли и установили в 2007‑м. Как раз в тот год, когда вы стали игуменией.
— Святые отцы пишут, что когда мы что-то делаем для святых, то тем самым понуждаем их ходатайствовать за нас перед Богом. Воссоздание сереб­ряной раки для мощей преподобной — это очередное подтверждение того, что промысел Божий всегда и все устраивает к общей пользе. Началось же богоугодное дело с одного человека, ставшего своеобразной отправной точкой в этом масштабном проекте, мобилизовавшем всех белорусов, включая ­­­­­­Президента.
Средства на изготовление серебряной раки для мощей преподобной Евфросинии жертвовали все епархии Белорусского экзархата, весь белорусский народ. Из государственного фонда выделили 120 килограммов серебра.

И милостыня каждого понуждает сегодня преподобную Евфросинию особо ходатайствовать перед Богом за всю нашу страну. Молитва ее очень сильна.

— Чудеса в храме случаются?

— Постоянно. Но только тогда, когда полезны просящему для его духовного роста. В обители ведется летопись чудес, совершающихся по молитвам нашей святой. И это не только исцеления от неизлечимых болезней. Преподобная радует, утешает, укрепляет и дает надежду на спасение каждому, кто с верой прибегает к ее помощи.


— Княжна Предслава ушла в монастырь в 12 лет. Сегодня молодежь мыслит иными категориями.

— Преподобная с детства изучала Священное Писание. Ее прилежанию удивлялись все, даже отец. С молоком матери она впитывала веру в Бога, понимая, что слава и богатство — атрибуты земной жизни. В вечность же мы возьмем только то, что отдали, чем поделились, что пожертвовали другим.

Сейчас молодым порой сложно даже дойти до храма. Увы, не все готовы ограничивать себя в чем-то, а тем более жертвовать собой ради ближнего. За благочестие и праведность Господь дарует людям еще в этой земной жизни благосостояние, телесное здоровье и семейное благополучие — то самое «счастье», которое так ценят и ищут многие.

— В чем сила монашества?

— Монашество — соль земли: на его молитвах все держится. Это высшее служение человечеству. Это призвание настолько сильно, что, кажется, нет большего счастья для того, кто решил посвятить свою жизнь Богу. Даже если в миру тебе пророчат прекрасную карьеру и золотые горы — все становится незначительным по сравнению с тем моментом, когда тебя принимают в обитель. Пока существуют монастыри, мир будет осеняться благодатью Божией.

— Патриотизм и вера — есть ли точки соприкосновения?
— Верующий человек — всегда патриот. Защита страны — это прежде всего христианский долг.
В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, преподобные Сергий Радонежский, Александр Пересвет и Андрей Ослябя… Великой миротворицей была и Евфросиния Полоцкая.

— Как остановить войны?

— Остановить грех. Грех — это самое страшное, что может быть на земле. Он разрушает, влечет наказание, скорби и болезни, разделяет человека с человеком и с Богом. И, конечно же, не забывать о прошлом — о своих корнях и своей истории. Пренебрежение к памяти народа неизбежно ведет к крушению государства. Об этом говорил и Александр ­­­­­­Лукашенко в день освящения раки Евфросинии Полоцкой. Оба моих деда прошли через горнило войны. Александр Семенович Левшук погиб, а Петр Антонович Наумчик выжил, несмотря на тяжелое ранение. Рассказывал, как однажды в лесу нашел икону Спасителя в терновом венце. Упал перед ней на колени и стал молиться, чтобы Господь его защитил. Потом вспоминал: бои были такими, что камни плавились.

— Вашим духовным отцом был схиархимандрит Иоанн (Маслов)?

— Да. Магистр богословия, насельник Глинской пустыни. Он приехал к нам в Жировичи в 1985 году из Троице-Сергиевой лавры.

— Какие наставления он вам давал?

— Любил повторять слова преподобного Амвросия Оптинского: «Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Часто говорил своим духовным чадам: «Будь свечой горящей». И тихо добавлял: «А свеча сгорает дотла».

— Ваша настольная книга?

— Священное Писание. Всем советую читать «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского на 12 месяцев. В них — и ответы на все вопросы, и советы на каждый день.

— Когда тяжело, где брать силы?

— В вере. Господь никогда не оставит и никому не даст ношу более той, какую человек в силах понести.

— Что пожелаете белорусам в новом году?

— Духовной радости и помощи Божией во всех благих начинаниях. Быть внимательными друг к другу, прощать, утешать, помогать, дарить тепло и радость. Всех приглашаю в Полоцк: приезжайте, получите благодать от преподобной Евфросинии! Будьте всегда хранимы Господом.

tyshkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter