Премьера «Махляры» в театре белорусской драматургии представила труппу в новом гротесковом качестве

Игрок игрока видит издалека

В Республиканском театре белорусской драматургии недавно состоялась премьера мистической трагикомедии «Махляры» по пьесе Николая Гоголя «Игроки» в постановке знаменитого российского режиссера художественного руководителя Пермского театра «У Моста» Сергея Федотова. Талантливая труппа РТБД рискнула выйти из зоны комфорта и не прогадала. «Махляры» — яркий и динамичный спектакль, свежий по посылу, дерзкий по настроению, совершенно гоголевский по духу, с прекрасной и тревожной музыкой легендарного уральского композитора Александра Пантыкина. Когда‑то в Минске театралы видели его «Мертвые души» — «гоголь‑моголь в двух актах», удостоенный сразу нескольких премий «Золотая маска».

Герои Дмитрия Давидовича, Владислава Ноздрина, Максима Брагинца и Максима Коростелева в «Махлярах» словно говорят зрителю: «Разбор грехов оставьте до поры, вы оцените красоту игры!»

В «Махлярах» нет дидактики, нарочитой оценочности, зритель сам волен симпатизировать провинциальным авантюристам. Или, наоборот, порицать их. По мысли Федотова, само пространство провинции располагает к разного рода шулерству. Как известно, подобное притягивает подобное. Так и в этом спектакле группа авантюристов легко и органично собирается в единый пазл, чтобы скоротать вечерок за игрой в карты. Эстетика и магия игры всегда притягивали классиков. Вместе с ними мы снова и снова пытаемся разгадать душу Германна в «Пиковой даме» Пушкина или пускаемся в интриги и страсти «Игрока» Достоевского. Николай Гоголь страсть к игре тоже рассматривает как своего рода порок, за что и оказывается наказан главный герой Ихарев (Максим Брагинец).


Как всегда, у Сергея Федотова, мастера яркой формы и острого психологического гротеска, зрителя ждет волнительное путешествие в мир иррационального и подсознательного, впечатляющая атмосфера мистики, мягкий интеллигентный юмор, а также увлекательный плутовской сюжет. Режиссер подробно раскрывает все нюансы бессмертной пьесы Гоголя. Он не боится напугать зрителя, превратить кого‑то из героев не просто в персонажа, а в злобную маску. Гротеск, экспрессивность, преувеличение — сильные стороны режиссуры Сергея Федотова, продолжателя традиций Михаила Чехова и Ежи Гротовского. Виртуозная и эмоциональная музыка Александра Пантыкина вносит свою ироническую интонацию в происходящее. На сцене работает интересный актерский ансамбль, в котором сошлись артисты разных поколений. Кто‑то еще нащупывает себя в новой эстетике, а кто‑то бросился в нее как в омут с головой. В любом случае любимых актеров РТБД зрители увидят в спектакле в неожиданных и ярких образах провинциальных плутов.


Для режиссера это уже пятая постановка «Игроков», его любимой гоголевской пьесы. До этого были спектакли в Перми 30 лет назад, Праге, Челябинске, где он идет уже 20 лет. Четвертые «Игроки» состоялись в Таллине в Русском театре Эстонии. Спектакль тоже стал долгожителем, идет там 10 лет. 
Творческий результат с «Игроками», по словам режиссера, каждый раз получается неожиданным. И из актеров, и из зрителей пермский мастер, словно бы гипнотизируя нас, достает сильные эмоции. Только и остается после воздеть очи к небу: «Что это было?»
Психологический поединок оборачивается для героев неожиданным результатом, до последнего непонятно, кто же останется здесь в дураках. Карточный стол в провинциальной гостинице — метафора всей человеческой жизни. От крапленых карт в колоде никто не застрахован. И несмотря на драматичный финал, никто из зрителей после спектакля не сможет сказать: «Скучно жить на этом свете, господа!»


Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter