![](/upload/iblock/64b/64b78d127fb6115771f033569909e809.jpg)
Шкловский районный историко‑краеведческий музей. Казалось бы, очевидная отправная точка в поисках информации. Но научный сотрудник Ирина Гапеева не скрывает: в память о Гузикове здесь — только его портрет, написанный могилевским художником К.Прашковичем в 2007 году с изображения в интернете. Где жил музыкант? Сохранился ли инструмент, на котором он играл? В музее не знают. Пытались отыскать потомков. Пока безуспешно… Конечно, тут рассказывают посетителям о судьбе Михаила Иосифа, но информации немного. Скупые сведения об основных вехах жизни музыканта умещаются в несколько абзацев, остальное — отзывы современников: Никколо Паганини, Ференца Листа, Феликса Мендельсона‑Бартольди…
![](/upload/iblock/ef6/ef6f227b51a68177930cebb26bc21921.jpg)
Михаил Иосиф Гузиков родился 2 сентября 1806 года в семье бедного шкловского клезмера (еврейского народного музыканта). К 10 годам ребенок, обладавший абсолютным слухом, в совершенстве овладел игрой на флейте. Прекрасными музыкантами были и его старшие братья. Семейный ансамбль выступал на сельских свадьбах, крестинах и народных праздниках. Так продолжалось и после женитьбы Михаила Иосифа. Но потом он тяжело заболел: диагноз чахотка в то время звучал как приговор. Естественно, и на духовом инструменте музыкант больше играть не мог. Как кормить семью, двоих деток?
![](/upload/iblock/b4c/b4ca6846591cd8791b8cef775e964b45.jpg)
28 деревянных брусочков разной длины Гузиков расположил в 4 ряда, как струны на цимбалах. Благодаря чему диапазон звучания гармоники увеличился до 2,5 октавы. А чтобы повысить интенсивность звука, поместил брусочки на соломенные жгуты, добиваясь их свободного вибрирования. Такая конструкция стала прототипом одной из двух основных моделей современного ксилофона — четырехрядной.
Мир оценил
Несколько лет Гузиков оттачивал мастерство игры на новом инструменте. Музыканта заметили и стали приглашать на гастроли. В 1831 году в Киеве его услышал выдающийся польский скрипач и композитор Кароль Липиньский, благодаря которому были организованы гастроли Гузикова вместе с семейным ансамблем (две скрипки и контрабас) в Варшаве, Кракове и Львове. В 1832‑м в Одессе французский поэт и государственный деятель Альфонс Ламартин уговорил шкловского самородка поехать в Европу. Дрезден, Берлин, Гамбург, Прага, Вена… Гузиков стал одним из первых инструменталистов Российской империи, гастролировавших в западноевропейских странах. А ведь, по некоторым данным, он даже нотной грамоты не знал!
К сожалению, творческая карьера Гузикова была недолгой. Он умер 21 октября 1837‑го в немецком Ахене. Прямо во время концерта, с инструментом в руках. Ему был всего 31 год. В этом городе он и похоронен. К сожалению, надгробного камня не сохранилось. Но исследователи точно указывают расположение могилы — в первом ряду, возле ограды, отделяющей кладбище от Люттихерштрассе.
![](/upload/iblock/ae6/ae6865fc67f05002a0b97b06b684ed88.jpg)
Пока Людмила Михайловна рассказывает, в соседнем классе юные музыканты готовятся к экзамену, репетируют «Концертино» Гасана Рзаева на ксилофоне. Правда, уже двухрядном американском, который практически полностью вытеснил изобретение Гузикова из музыкального мира. Но для моей собеседницы именно четырехрядный ксилофон — первый ударный инструмент в жизни:
— Брат, аккордеонист, привез мне такой из армии — служил в музыкальном полку в Украине, в Черновцах. Компактный, в футлярчике. Это было в 1974‑м. Я тогда собиралась поступать в Брестское музыкальное училище. Хотела играть на флейте. Но таких желающих было много. Поэтому пошла на ударные. Училась играть в том числе на четырехрядном ксилофоне. Очень нравилось его звучание. Правда, в Белорусской государственной консерватории им. Луначарского наш выпуск был последним, который учился играть на таком инструменте. В 1983 году поступила в аспирантуру при Московской консерватории, где народный артист России профессор В.М.Снегирев сказал, что четырехрядный ксилофон — это уже музейная редкость, нужно переходить на двухрядный. Мне, конечно, было очень жаль. У «четырехрядки» гораздо больше возможностей по скорости исполнения. Она более техничная.
— Тогда почему же этот инструмент оказался не у дел?
— В первую очередь, думаю, из‑за отношения к нему композиторов. Для четырехрядного ксилофона в оригинале очень мало произведений. Вероятно, он не интересовал композиторов из‑за ограниченного диапазона. Это потом уже, когда американцы придумали сделать двухрядный по принципу фортепиано (нижний ряд — белые клавиши, верхний — черные) и развернули планки перпендикулярно телу, расширили диапазон, ксилофон стал чаще использоваться. Плюс так удобнее для чтения с листа. И все же именно благодаря Гузикову ксилофон стал по‑настоящему популярным, вошел в качестве сольного инструмента в состав различных оркестров, в том числе симфонических.
На всю страну остался, пожалуй, единственный такой инструмент и единственный исполнитель, который на нем играет. Александр Зубко, солист оркестра Государственного академического ансамбля танца, лауреат международных конкурсов, с удовольствием приглашает взглянуть на раритет и послушать его звучание. На тех самых «брусках» — связанных между собой дощечках разной длины — виртуозно исполняет «Турецкий марш» Моцарта. Затем переходит к четырехрядному ксилофону, азы игры на котором начал осваивать лет 40 назад в Новополоцком музыкальном училище. В консерватории пришлось переучиваться на двухрядный. Это, мол, как с аккордеона — на баян. Вроде похожи, но расположение клавиш совсем другое. Позже встретился со «старым знакомым», когда попал в народный оркестр им. И.Жиновича. Потом были другие коллективы, другие ударные инструменты.
![](/upload/iblock/d08/d089a9c162ddb1fcf2855b947b28d263.jpg)
Обзвонили десятки музыкальных учебных заведений. В некоторых по документам раритетные ксилофоны еще числились. Но на деле не оказалось. Единственный экземпляр — тот самый, что привез брат Людмилы Клиндуховой с Украины.
— Не фабричный. Мастеровой. Ему не менее 45 лет. По конструкции почти не отличается от того, на котором играл Гузиков. Разве что брусочки из палисандра. Шкловский самородок, думаю, работал с местными породами дерева: использовал березу, грушу или клен. И подкладка под ними уже не соломенная, а из поролона. Плюс резонаторы. Их придумали тоже позже, — маэстро задорно демонстрирует звучание любимого инструмента и уже грустно резюмирует: — Американский ксилофон незаслуженно вытеснил этого «старикашку». Читал, что Гузиков выступал на одних площадках с Никколо Паганини. Даже играл его сочинения. Подбирал на слух. А еще еврейские, русские, украинские, цыганские, польские народные композиции, переложения классической музыки, собственные обработки для ксилофона арий из опер Вебера, Гуммеля, Россини... Представляете уровень мастерства?
Иногда в концертах звучали и мелодии, созданные самим Гузиковым. Но никто их не записывал. Считается, что музыканта пережило только его сочинение для еврейского гимна. Ноты этой мелодии нахожу в уже упомянутой книге Людмилы Клиндуховой. К слову, передавая свой инструмент в умелые руки Зубко, она поставила условие: чтобы ксилофон был концертным, работал, выступал. И Александр его выполнил. Предварительно, правда, повозившись с инструментом не один день, чтобы его настроить.
Есть у нашего ксилофона еще одно преимущество перед двухрядным — вес. Всего 17 кг со всеми прибамбасами против 45. Особенно актуально это в аэропортах, по пути на гастроли. Одна беда: быстро «летят» палочки от инструмента. К счастью, во время концерта во Владимирской области в прошлом году российские коллеги неожиданно презентовали сразу две пары. Мол, инструмента у них все равно уже нет. А палочки оставались — их форма, к слову, также позаимствована у цимбальных. Александр бережет их как зеницу ока.
— Знаете, многие композиторы недооценивали возможности этого инструмента. Например, Римский‑Корсаков, который первым в России написал большой труд по инструментовке духового оркестра, к ксилофону вообще относился лишь как к звуко‑изобразительному инструменту, не считал, что он достоин самостоятельной жизни, тем более сольной. Интересно, что бы он сказал сейчас, если бы послушал, как я играю его знаменитый «Полет шмеля»…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Судновский, председатель Белорусской ассоциации перкуссионистов:
![](/upload/iblock/9b4/9b4f3796849d79b7b077caa8f2c896a1.jpg)
Алексей Хрипов, преподаватель музыкальной школы № 19 Минска:
![](/upload/iblock/d18/d18bb4bc1f1eb1d01d46b4c76b00a628.jpg)
ОТЗЫВЫ СОВРЕМЕННИКОВ
Венский литератор Шлезингер в 1836 году выпустил специальную брошюру о маэстро Гузикове:
«Европа слышала Паганини, завоевавшего мир звуками... Но вот, чтобы совершилось чудо, появляется человек, создавший, подобно Орфею, свою лиру, и с победной музыкой шествует по свету. При виде его все издают возгласы ликования, массы аплодисментами выражают ему свое одобрение, и человек этот — Гузиков...»
Феликс Мендельсон‑Бартольди 18 февраля 1836 года писал матери:
«Интересно знать, понравился ли вам Гузиков так же, как и мне. Он настоящий феномен; известный музыкант, не уступающий никакому виртуозу в мире ни в качестве исполнения, ни в передаче чувств; поэтому своим инструментом из дерева и соломы он восхищает меня больше, чем многие с их фортепиано».
СПРАВКА «СБ»
Одно из самых первых сочинений, в которых прозвучал ксилофон, — симфоническая поэма Камиля Сен‑Санса «Пляска смерти» (1872). В примечании к партитуре даже приводилось объяснение, что собой представляет ксилофон и где его купить.
dekola@sb.by