Да, было когда-то время без гаджетов. Дети и подростки шумными толпами выходили на улицы и пропадали там с раннего утра до позднего вечера. Забывали про обеды, уроки и списки заданной на лето литературы. Умудрялись придумывать себе развлечения, как говорится, на пустом месте и на любой вкус. Интересно, а вписались бы старые добрые игры в новую реальность? Мы попросили взрослых вспомнить любимые детские забавы, а 13-летнего Влада Федоринчика из Минска прокомментировать, насколько такие занятия актуальны для подрастающего поколения.
Дмитрий Пикуля, инженер-программист, Минск:
– Мы в детстве прыгали через резиночку. Вроде это считалось девчачьей игрой, но в нашем дворе в такой забаве участвовали все. Было очень весело. И не так-то легко, особенно когда резинка поднималась достаточно высоко. Тут уже кто ловчее, тот и перепрыгивал, поэтому все тренировались и стремились побить рекорды товарищей. С этим атрибутом существовала еще одна игра. Смысл ее такой: два человека запутывают резинку в своеобразную стену, а остальным участникам нужно пробраться через нее, не задев ни одной нити. Еще играли в города, устраивали посиделки у костра, лазали по деревьям, домой приходили с разбитыми коленками, уставшие, но довольные.
Влад:
– Через резиночку иногда прыгаем, если в компании есть девчонки и они принесли ее с собой. Но это обычно получается короткая игра, без особого азарта. Нам больше нравится играть с мячом: любим волейбол, пионербол, футбол, вышибалы. Часто придумываем сами игры или изменяем под себя правила давно известных забав.
Кира Стахиевич, техник отдела информационных технологий БГМУ, Минск:
– Мы с подружками плели украшения из травинок и цветов, а потом продавали их в импровизированном магазине. Вместо денег – листья подорожника. Играли с куклами. Сами шили для них одежду, строили домики, сооружали из подручных материалов мебель. Вели тетради с песнями, стихами, рецептами, а потом обменивались записями, иногда вместе, сидя на лавочке у подъезда, пели из чьего-нибудь песенника. Собирали наклейки мультяшных героев – кто-то вклеивал их в специальный альбом, кто-то отводил для этих целей блок для рисования. Часто играли в классические игры – салки, прятки, резиночку, классики, змейку. А еще мастерили из веток и веревок луки и играли в войнушку. Впоследствии я всерьез увлеклась стрельбой из лука – занимаюсь до сих пор.
Влад:
– Салки и прятки – тоже популярные сейчас игры. Чаще всего играем в московские прятки. Водящий стоит спиной к участникам, кто-нибудь его ударяет по плечу, и после все кричат: «Я! Я! Я!» Нужно угадать, кто это сделал, и придумать для него каверзное задание. Это всегда очень весело. А вот делать самим луки со стрелами и другие атрибуты для игр неактуально: полно бесплатных кружков, где можно научиться стрелять из нормального лука или освоить другие навыки. Песни поем только в палаточных лагерях – возле костра под гитару.
Юлия Кривцова, библиотекарь, Гродно:
– Почти у каждой девочки в классе была самодельная анкета с вопросами – от простых до каверзных. Ее передавали друзьям для заполнения, разрисовывали яркими фломастерами, вклеивали фотографии. Еще нравилось делать украшения из разноцветных пластиковых оболочек от проволоки: проволоку достаешь, оболочку разрезаешь на кусочки, а дальше фантазируешь. Одно время увлекались с подружками коллекционированием: кто собирал фантики от конфет, кто фишки, а я – стереокалендарики и открытки. Особой гордостью была открытка «Садко». Летом на улицах засиживались допоздна, и когда темнело, рассказывали друг другу страшилки про Пиковую Даму и черные-черные комнаты. После таких историй страшно было идти в одиночку домой.
Влад:
– Коллекционированием у нас не занимаются: пока никто из моих друзей не хвастался таким увлечением. Страшилки в мальчишеских компаниях тоже не рассказывают. Может, только в девичьих. Летом мы также гуляем допоздна: скучно не бывает – всегда находим, чем себя развлечь. А с родителями часто выбираемся на велопрогулки, устраиваем пикники за городом.
Вероника Шевчик, швея, Минск:
– Мы в детстве собирали фантики от жвачек и устраивали соревнования. Каждый клал в общую стопку свой фантик, и участники по очереди хлопали по ней ладошкой. Сколько перевернулось картинками вверх, столько и забираешь себе. Аналогичную забаву придумали с фишками – плотными картонными блямбами. В школе в этой игре участвовали все одноклассники – и мальчики, и девочки. У кого больше всего фишек, тот считался авторитетом. Потом появились первые компьютерные игры – тетрис, тамагочи, приставки. Но долго зависать в них родители не разрешали – контроль был строгий.
Влад:
– Я вообще не знаю, что такое тамагочи и тетрис. Про фантики и фишки тоже впервые слышу. Сейчас играем в основном на телефоне. Иногда, когда приезжаем к родственникам в гости, включаем приставку – когда-то их дети на ней играли.
Вероника Шимко, программист, Минск:
– Почти все летние каникулы проводила в деревне. Ходили за орехами в лес, купались в речке, на дискотеку бегали, помогали пасти коров, а между делом жарили на костре сало. Играли в прятки в кукурузном поле рядом с домом. Но особенно любили зависать в шалашах. Их строили мальчишки из веток и прочих лесных подручных материалов – иногда получались многокомнатные квартиры. А мы, девчонки, приходили к ним в гости с угощениями и устраивали пикники: специально для этих целей варили компот из вишен. А потом появились компьютеры, мобильные телефоны, и дети, подростки, увы, постепенно стали исчезать с улиц. Когда мне исполнилось 16 лет, это была уже совсем другая деревня…
Влад:
– В агрогородке, где живут мои бабушка и дедушка, сейчас скучно. Мало ребят приезжает на каникулы. Да и те сидят по своим дворам. Стадион, который раньше был местом притяжения детворы, потихоньку лишается турников, ворот и другого спортивного оборудования. Ходить одному туда неинтересно. Лучше поехать с родителями на ближайшее озеро купаться и загорать.
Фото pixabay.com