– Следили ли вы за вступительной кампанией?
![](/upload/iblock/675/675eb49178e3d6921351a211e8a1a8a3.jpg)
– Думаете, отбор в вузы должен быть более строгим?
– Безусловно, и начинать это нужно со школы. Следовало бы пересмотреть критерии выставления оценок. Не секрет, что восьмерка-девятка в обычной школе – это шестерка или семерка в гимназии. Знания одинаковые – оценки разные. Умение правильно оценить уровень подготовки учащихся зависит от мастерства учителя, ученики не должны страдать от непрофессионализма педагогов. Решить проблему поможет независимая экспертиза, которую можно было бы проводить и на уровне поступления в гимназию, и при сдаче школьных экзаменов. Подготовка к испытаниям не должна сводиться к зазубриванию контрольных текстов, не вижу смысла заранее публиковать сборники заданий.
– Почему?
– Абитуриент не знает, какие именно задания ждут его на ЦТ. Так должно быть и в школе. Можно издавать сборники, где будут примерные тесты или задачи. После экзаменов зашифрованные работы могут проверять учителя не из этой же школы, а из другой. Например, педагоги Могилевской области оценят знания ребят из Витебской, а представители Гродненской области выставят баллы Брестской. Если же на экзамене школьник не подтверждает свою оценку, возможно, стоит задуматься о квалификации педагога. Такой подход позволит искоренить коррупцию. Особенно это касается поступления в гимназии. Меня удивляет, когда некоторые учебные заведения принимают детей практически с одними десятками. Любопытно посмотреть на успеваемость этих вундеркиндов после первой четверти. Если это их реальные знания – нет вопросов. Главное, чтобы им не «рисовали» десятки, оставляя за бортом более сильных претендентов. Образование в нашей стране – это не бизнес-проект, а социальный. Вся система работает на то, чтобы лучшие дети, независимо от достатка родителей, получали возможность социального лифта. Давно пора вернуть элитарность высшего образования. В советское время только 60 % учеников шло в 9-й класс, из них не более 30 % процентов поступало в вузы. Сейчас такой же показатель, скажем, в Великобритании. Мы же перешли все разумные и неразумные пределы, раздув количество бюджетных и платных мест в вузах.
– И учителя, и ученики, и родители устали от постоянных преобразований. Может, лучше оставить все как есть?
– Нельзя принимать скоропалительные решения. Прежде чем что-то менять, нужно хорошенько все взвесить. Недавно был в округе. Учителя недовольны новой программой по белорусскому языку, из которой выбросили некоторые разделы. Прежде чем что-то резать, неплохо было бы обсудить подобные шаги с педагогами, детьми, родителями. В декабре запланированы парламентские слушания по проблемам системы образования. Будем обсуждать пути реализации постановлений августовского педсовета и поправки в Кодекс об образовании. Как педагог-практик постараюсь, чтобы все решения были взвешенными и последовательными.
– Когда депутаты планируют рассмотреть поправки в главный образовательный документ?
– Думаю, весной будущего года.
uradova@sb.by
Фото БелТА