Сравним ценности в учебниках у нас и на Западе

Идеология школьных уроков

Тратить ли деньги на детей? Вопрос кажется странным, но только если вы живете в Беларуси. У нас прописные истины: будущим гражданам — лучшее. Внимание на этом постоянно фокусируют на самом высоком уровне.

Вот и на совещании о развитии национальной системы образования Президент Александр Лукашенко подчеркнул, что главным принципом его политики в образовании остается справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для обучения. Установка жесткая, но справедливая: «Повычищайте этих разгильдяев, которые приходят в школу, как к станку: пришел, урок дал и ушел. Нет. Надо работать, как со мной работали учителя, с утра до ночи». Нам такой подход кажется само собой разумеющимся, но совсем не то в других странах.


Школа у нас не просто не стоит на месте. В начале года обновили Кодекс об образовании и правила приема в техникумы и вузы. Сейчас проводится серьезная корректировка законодательства, прошла в обновленном формате вступительная кампания. Недавно появилась информация и о новых учебниках. Но в то же время деструктивные СМИ постоянно пытаются школы каким-то образом запятнать. Например, прикинувшись родителями, звонят в отделы и управления образования, ноют, что «ребенку не нравится бордовый жилет». Им терпеливо объясняют: купите, какой нравится, а то и пиджак, он ведь не запрещен. В ответ продолжается та же мышиная возня и грызня. Вот и учебники новые не устраивают меньшинство. А что не так? В заголовке псевдокритического материала пишут про «идеологические новинки» — формирование гражданственности, патриотизма. Конечно, заграничным заказчикам совсем не по нутру, что наших детей воспитают в любви к своей стране, а не бездумной гонке за чужими ценностями.

Извините, если патриотизм у нас в школе новинка, то это мы действительно запоздали. И давно пора провести работу над ошибками. А пока проведем параллели с учебниками некоторых других европейских стран. Вот там идеология просматривается очень четко. Даже не хочется говорить о нацистских лозунгах в учебниках Украины. Не менее «прекрасны» идеологически, скажем, книги для шестого класса из Швейцарии с пропагандой, извините, секса во всех позах и комбинациях мальчиков и девочек. Вот это там называется продвинутостью. На образование в общем за границей тратятся все меньше. К примеру, те же украинские власти в этом году для пятого класса учебники не печатали вовсе, и не только для него. Зато нашли более 6 миллиардов гривен на строительство и ремонт дорог. Как пишут их же СМИ, «привычка к откатам с «большого строительства» пересилила заботу о качественном образовании».

Идем дальше с портфелем других проблем. Как быть украинским детям, переехавшим в Беларусь? Все лето им по возможности помогали интегрироваться, выделяли путевки в оздоровительные лагеря, да и о проблемах с устройством в школу слышать не доводилось. А что было и будет с теми, кто оказался в Польше? Там на это особо денег не нашлось. И сразу предупредили: в ближайшее время министерство образования Польши не планирует проводить выпускные экзамены на каком-либо другом языке, кроме государственного. То есть выпускникам пришлось несладко еще в конце прошлого учебного года. А министр образования Польши прямо сказал уже в мае, что польские школы — не для украинских детей. Около 7 тысяч детей из Украины должны были сдать в Польше экзамен на знание польского языка. Те, кто не сдаст, останутся на второй год или же не смогут поступить в высшие учебные заведения.

«Таковы времена. Мы не можем приравнять ребенка, который не знает языка, не знает польской литературы, к ребенку, который восемь лет ходил в начальную школу и учился в нашей системе», — считает их министр. Читайте между строк: заробитчане могут забыть о высшем образовании в поколениях, рабсилу ждут в других местах.

Тут уместно также вспомнить про введение уроков стрельбы в учебных заведениях к западу от Брестской крепости. И, извините, не забывается скандал с прославлением «проклятых солдат» в брестской «польской школе» с участием консула. Там чтят вот такую идеологию и подход к обучению.

А теперь снова вспомним слова нашего Президента про «справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для обучения». И сразу ясно, кто и на что учился. И какое будущее выбрать детям.

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter