Наука и инновационное предпринимательство: на примере БГУ узнали, как в Беларуси развивается стартап-движение

Идеи, которые работают

В последние годы в мире набирает обороты стартап-движение: его участники генерируют, ищут и внедряют передовые идеи, подходы и технологии, чтобы предложить рынку уникальные решения. В Беларуси это перспективное направление также активно развивается, а стартапы поддерживаются государством, вузами, технопарками. Пять лет назад в Белорусском государственном университете заработал собственный стартап-центр. Как здесь помогают ребятам ориентироваться в потоке идей, узнала корреспондент «Р».


Выигрывают и студенты, и организации

Стартап-центр БГУ был создан в 2019 году в рамках программы, в основе которой лежит модель предпринимательского университета, или «Университет 3.0». Концепцию, по которой у вузов помимо основной миссии — образования и второй миссии — проведения научных исследований для промышленного сектора появляется еще и третья: создавать инновации и коммерциализировать результаты научно-исследовательской деятельности, Министерство образования развивает с 2018 года. Учеба, наука и инновационное предпринимательство работают в тесной связке, отмечает проректор по учебной работе и интернационализации образования БГУ Виктор Кочин


— Основная цель нашего стартап-центра, который является структурным подразделением университета, — повышение предпринимательской активности обучающихся и сотрудников вуза, развитие белорусского рынка за счет молодых, талантливых и идейных специалистов. При его создании были изучены форматы работы таких же стартап-центров в различных странах и вузах, проверены всевозможные гипотезы. Так мы пришли к формату, который работает в нашей стране и в наших ­условиях. Главная задача центра — сформировать предпринимательские компетенции. Молодые люди учатся трансформировать свои идеи под запросы рынка, взаимодействовать с бизнесом, пользоваться образовательными программами. Инструментов много.

Каждому резиденту руководство стартап-центра БГУ помогает индивидуально. Привлекает потенциальных инвесторов для финансирования проектов. 

— Основной наш партнер — Парк высоких технологий. В конце августа там прошел трехдневный семинар «Инфраструктура инновационного предпринимательства в вузах», куда пригласили представителей стартап-движения всех белорусских университетов. Мы представили свой образовательный курс, по модели которого планируется выстраивать работу таких же стартап-центров в областных и региональных вузах, — сообщил Виктор Кочин. — Всего же мы сотрудничаем с более чем 30 белорусскими компаниями.

Для рассмотрения бизнес-проектов в стартап-центре Белгосуниверситета проводятся узкоспециализированные мероприятия, например хакатоны. Причем участвовать в них могут студенты любых вузов, быть резидентом для этого не обязательно. Во время их проведения представители бизнеса дают обучающимся техническое задание, а участники должны в течение нескольких часов придумать решение.

— На таких встречах рассматриваются реальные запросы бизнеса. Студенты стараются максимально проявить себя, чтобы победить и получить возможность реализовать свой проект, — продолжает собеседник. — Лучшее решение компании забирают и внедряют на своем производстве. Помимо этого, готовы взять в штат. В итоге выигрывают и студенты, и организации.


Виктор Кочин считает, что вовлечь молодежь в предпринимательскую деятельность может только сама молодежь. Поэтому в рамках стартап-центра БГУ создано предпринимательское сообщество StartUp Space, где студенты организовывают мероприятия для своих сверстников:

— Это позволяет молодежи общаться друг с другом, устанавливать профессиональные связи и делиться идеями. Также проводятся тренинги, мастер-классы, где участники узнают о базовых правилах формирования идеи, ее тестировании, самопрезентации, определении целевой аудитории и коммерциализации идеи.

Инициативных примечают

Любой стартап начинается с идеи, которая обязательно должна быть полезной обществу. Многие ребята приходят в стартап-центр БГУ с одной задумкой, а спустя время запускают совершенно иной бизнес. Виктор Кочин поясняет: 

— Молодые предприниматели только спустя время посредством проб и ошибок могут создать хороший продукт. Таких инициативных студентов часто замечают крупные отечественные предприятия и предлагают выгодные условия работы.
С 2019 года в составе стартап-центра было 40 резидентов, реализовано более 20 успешных проектов.
Среди них, к примеру, проект выпускницы экономического факультета БГУ Дианы Ковалевой CleanHub. Это сервис по уборке комнат в общежитиях БГУ и других вузов, благодаря которому студенты и работники университетов могут экономить время и ресурсы.



Сегодня в стартап-центре БГУ реализуется 14 молодежных проектов разной направленности. Начинающие предприниматели обращаются к вопросам экологии, образования, IТ-технологий, инженерии, сферы услуг. Интересуюсь, как стать резидентом.

— Статус резидента могут получить только представители Белгосуниверситета: это закреплено нормативными документами нашего вуза. Процесс отбора проектов может занимать до нескольких месяцев. Стартап-центр БГУ рассматривает почти тысячу идей студентов, чтобы отобрать в резидентство около десяти стартапов. В этой среде обычные цифры. У одного процента от общего числа действительно получится проект, с которым можно работать, — уверен собеседник. — Студенту необходимо будет презентовать свою бизнес-модель перед экспертной комиссией — представителями бизнес-сообщества и партнерами центра. Затем — пройти образовательный курс стартап-центра БГУ.


Начинающим предпринимателям предстоит прослушать две лекции, которые отличаются от классической начитки материала в университетах, и побывать на одном практическом занятии с подробным рассказом о развитии своего проекта.

— После этого они проходят в финал конкурса на предпринимательском форуме. Собирается экспертная комиссия, которая выделяет наиболее перспективные и проработанные идеи, после чего студенты получают резидентство в нашем стартап-центре, — говорит проректор по учебной работе и интернационализации образования БГУ.


Для проектов резидентов эксперты создадут дорожную карту, в которой будет расписано, как бизнес должен развиваться.

— В среднем нужен год, чтобы понять, будет ли проект масштабироваться дальше или же нужно его заканчивать, — добавляет он.

Когда организаторы работают с начинающими предпринимателями, то обращают внимание и на их психологические особенности. Например, может ли человек собрать вокруг себя людей и замотивировать их работать или презентовать свой проект так, чтобы эксперты заинтересовались.



— Приятно наблюдать за тем, как молодые ребята постепенно растут, накапливают знания, создают прочный фундамент для развития своего дела и трансформируются в крупных предпринимателей. Это большая ценность — видеть их профессиональный рост и последующие достижения. Кроме того, многие бывшие резиденты возвращаются к нам в качестве спикеров, экспертов и даже партнеров, — улыбаясь, резюмирует Виктор Кочин.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ


Кирилл Залесский, заместитель начальника Секретариата Набсовета Парка высоких технологий: 

— Сердце современного прогресса — это инновации. Они позволяют создавать прорывные продукты и услуги, которые кардинально меняют наш образ жизни. Превратить в успешный проект сырую, пусть даже и неплохую идею, может далеко не каждый. Это целое искусство — инновационное предпринимательство, которое можно и нужно развивать. Это требует не только творческого подхода, что немаловажно, но и владения определенными навыками, методиками и инструментами, а также создания подходящей среды. А роль государства заключается в создании различных инфраструктурных возможностей.

В Беларуси соответствующие подходы закреплены в нормативных документах различного уровня. В частности, Директива Президента Беларуси № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» предусматривает создание многоуровневой системы популяризации интеллектуального творчества и инновационного предпринимательства в качестве государственно значимой и социально престижной сферы деятельности.

Парк высоких технологий — это тоже яркий пример инфраструктуры инновационного предпринимательства. Сейчас резидентами ПВТ являются свыше тысячи высокотехнологичных компаний, многие из которых когда-то были начинающими стартапами.

Для дальнейшего развития национальной стартап-экосистемы в мае 2024 года в структуре Парка был сформирован стартап-центр ПВТ. Среди задач стартап-центра — экспертная, организационная и методическая поддержка развития стартап-движения в университетах. Мы уже начали предметную работу совместно с 12 ведущими вузами Беларуси, на базе которых будет выстраиваться система первичного отбора молодых талантов, предрасположенных к инновационному предпринимательству. Состоялись и первые мероприятия — в конце августа стартап-центром ПВТ совместно со стартап-центром БГУ проведен республиканский семинар «Университет как платформа развития инновационного предпринимательства», в рамках которого представители ведущих вузов нашей страны смогли обсудить насущную проблематику, обменяться опытом и идеями.

Почему университеты? Университет — это идеальная площадка для старта бизнеса: наукоемкая среда, человеческий капитал, лабораторно-техническая инфраструктура, экспертное сообщество. До четверти стартапов в развитых странах зарождаются именно в университетах. Именно они являются ключевым звеном формирования инновационных предпринимательских проектов начальных стадий.

СЛОВО РЕЗИДЕНТАМ


Светлана Долюк, автор и руководитель проекта приложения для экологических путешествий по Беларуси: 

— В Беларуси сегодня существует немало экологических маршрутов. Мы собираем все сведения о них на одной электронной площадке. Наша задача — находить новые экотропы, тестировать их, оцифровывать и переносить в мобильное приложение. Таким образом у его пользователей, а таких уже около 10 тысяч человек, появляется полноценная навигация по маршрутам плюс информационное сопровождение. На сегодня в приложении доступно около 100 маршрутов. Планируем в таком формате исследовать все экотропы Беларуси. Правда, на это может потребоваться не менее пяти лет. 

Добавлю, что наш проект относится к социальному предпринимательству — работаем на волонтерских началах. Три года назад я собрала команду единомышленников, в которую вошли разработчики, дизайнеры и тестировщики маршрутов. Всего девять человек. Мы продолжаем развивать наше приложение, которое также является навигацией по экомаршрутам с учетом возможностей и физиологических особенностей пользователей. Ресурс содержит подсказки, кому подойдет та или иная тропа: людям с нарушением зрения или колясочникам, семьям с детьми, животными.




Владислав Полторан, один из основателей проекта «Академия мышления Space Teens»:

— Мы организовываем образовательные офлайн-курсы и тренинги, где помогаем подросткам формировать навыки предпринимательского мышления. Эти знания помогут им в будущем создать свой стартап-проект. Мы не обещаем участникам, что они за один день станут бизнесменами. Наша задача — дать базу, которая останется с ребятами на всю жизнь. Они уже сами решают, в каком формате будут применять полученные знания.

Учим ребят через призму создания своего проекта презентовать свои мысли, себя, анализировать входящую информацию, рынки, бизнес-модели. На протяжении всего курса они пытаются создать свой первый стартап-проект.

В качестве спикеров приглашаем резидентов стартап-центра БГУ и молодых предпринимателей. Наши спикеры свои первые продукты запускали в подростковом возрасте, поэтому на собственном примере показывают и рассказывают, что это возможно.


Александр Лукашевич, создатель приложения по поиску одежды:

— За несколько месяцев разработал полноценный агрегатор по поиску одежды, который сейчас развиваем силами пяти человек. Поясню суть приложения. Некоторые девушки не могут найти в магазинах ту или иную вещь. Допустим, нейлоновую юбку с разрезом. Наше приложение выдает все варианты по запросу, адреса магазинов, цены и описание товара, что значительно облегчает и упрощает процесс поиска. Сегодня в приложении можно найти около 15 тысяч различных видов одежды. На этом останавливаться не намерены — хотим добавить все магазины, которые есть в нашей стране.

Кстати, приложение не нужно скачивать, так как мы делаем его в мессенджере. Это молодой и перспективный рынок, куда самое время интегрироваться. В планах — добавить еще более интересные функции. Например, собрать образ под определенную цену. Еще в будущем появятся ссылки на магазины, полное описание вещей.


semenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter