В Национальном академическом театре имени Я. Купалы состоялась премьера трагикомедии «Апошні атракцыён» по пьесе американского драматурга Дэвида Линдси-Эбера в постановке заслуженного артиста России Андрея Заводюка. Кстати, это дебют актера московского театра имени А.С. Пушкина в режиссуре.
С Купаловским Андрея Заводюка связывают добрые дружеские отношения: когда-то он принимал участие в белорусско-российском спектакле «Свадьба» по одноименной чеховской пьесе. Постановка Владимира Панкова всколыхнула наше культурное пространство, объездила полмира и была показана на Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова.
Главные роли в спектакле «Апошні атракцыён» исполнили народная артистка Беларуси Тамара Миронова (Абби) и художественный руководитель театра заслуженная артистка Беларуси Ольга Нефедова (Мэрилин). Компанию им составили молодые актеры.
Давно на купаловской сцене не появлялось такого энергичного дуэта антагонистов с разными темпераментами. Волею судеб Абби и Мэрилин становятся соседками по комнате в пансионате, хотя их взгляды на жизнь, бытовые и прочие вопросы кардинально разнятся. Весь спектакль — череда увлекательных козней, перипетий, стрессов и испытаний, которые женщины устраивают друг другу, тщетно пытаясь найти общий язык. И как бы ни призывал их к миру работник пансионата Скотти (Сергей Бирульчик), они как будто не слышат его. И вот когда, казалось бы, все аргументы уже исчерпаны, соседки затевают спор, последствия которого окажутся неожиданными для них самих…
Постановка Андрея Заводюка призывает к милосердию и человеколюбию — легко, не натужно, без дидактики. Все мысли режиссер облек в форму легкой, на первый взгляд, комедии, которая постепенно выходит на философское обобщение.
Андрей Заводюк попробовал себя и в качестве художника-постановщика. Крайне эмоциональную и настроенческую музыку написал белорусский композитор Леонид Ширин.
КСТАТИ
В оригинале пьеса Дэвида Линдси-Эбера, лауреата Пулитцеровской премии, номинанта на премию «Тони», автора сценариев к фильмам «Чернильное сердце», «Полтергейст», «Кроличья нора», называется Ripcord, что переводится как вытяжной трос — веревка, раскрывающая парашют. В марте 2022 года в Московском театре Олега Табакова эту пьесу поставил его режиссер и худрук Владимир Машков. Спектакль получил название «Схватка». По словам Андрея Заводюка, «Схватку» он смотрел, но ничего общего белорусский спектакль с ней не имеет.
pepel@sb.by