Микробиом желудочно-кишечного тракта оказывает настолько сильное влияние на физическое и психическое здоровье человека, что его еще называют вторым мозгом. В нем насчитывается более 500 видов бактерий, общая масса которых составляет 2,5—3 килограмма. Они ведут весьма активную жизнь, круглосуточно находясь при деле. До некоторого времени считалось, что основной их задачей является контроль численности патогенных микроорганизмов — она не должна превышать 15 %, в противном случае могут возникнуть серьезные проблемы. Но по мере того как ученые углублялись в наш «внутренний мир», выяснялись все более любопытные вещи.
Уже установлено, что «квартиранты» ЖКТ оказывают влияние практически на все процессы, происходящие в нашем теле: регулируют гормональный фон, стимулируют или подавляют аппетит и еще много чего делают.
То, что бактерии ЖКТ играют важную роль в эмоциональных реакциях организма, ученые выяснили еще в начале 2000-х годов (например, сбой в микробиоме может вызвать депрессию). Однако наиболее странная реакция со стороны ЖКТ наблюдается во время стресса и паники, которые часто сопровождаются крайне неприятными вещами — от простого «что-то меня мутит» до изжоги, рвоты и даже диареи. С чем это связано, решили выяснить специалисты Римского университета Ла Сапиенца.
К эксперименту привлекли 30 добровольцев — молодых здоровых людей. Участникам требовалось проглотить по пилюле с датчиком, измеряющим давление, температуру, кислотность и еще множество параметров по мере прохождения по пищеварительной системе. В процессе эксперимента испытуемых провоцировали на разные эмоции: радость, печаль, страх и так далее. И если радость, в принципе, никак не влияла на «атмосферу внутри», то негатив имел четкий рисунок. В частности, у нервничающего и испуганного человека повышалась активность мускулатуры кишечника (начинало урчать в животе) и резко увеличивалась кислотность желудочного сока. Причем чем сильнее был стресс, тем концентрированнее становилась и она — как будто организм готовился «переваривать гвозди». С точки зрения эволюционной логики, реакция странная, поскольку непонятна конечная цель. Например, когда во время стресса выделяются адреналин и кортизол, сердце начинает перекачивать больше крови, а мышцы напрягаются, чтобы человеку было сподручнее сражаться или убегать, спасая свою жизнь. Но зачем усиливать ядовитость желудочного сока? Разве что плевать в противника, но мы ведь не в родстве с плюющимися кобрами (Naja sputatrix). Кажется…