В поисках утраченного. Чем украшали белорусскую елку в начале XX века

«И вот она, нарядная…»

Не знаю, как у поколения, живущего в гаджетах, но у тех, кто хоть немного да застал детство, когда без них прекрасно обходились, ритуал украшения новогодней елки был одним из самых важных и запоминающихся событий в году. И елочные игрушки в каждой семье почитались как самые настоящие драгоценности…


Когда-то, в начале своей истории, они и были предметом роскоши. Нет, елку украшали и до их появления — в Средние века на рождественское дерево развешивали яблоки (как напоминание о райских кущах), пресные вафли, имбирные пряники и орехи, но первые настоящие елочные игрушки появились лишь в конце XVIII столетия — шишки с золотым напылением, звездочки из соломы, фигурки ангелов из чеканной латуни… А первый елочный шар появился на свет благодаря ныне подзабытому небогатому стеклодуву из города Лауш, что в германской Тюрингии, — у бедолаги не было средств на фрукты и сладости, чтобы украсить елку для своих детей, и он выдул яблоки, пряники и орехи из стекла. Идея оказалась такой удачной, что произвела впечатление не только на его семью, но и на всю округу — буквально через год украшения из Лауша стали заказывать по всей Германии, а затем и по всему миру.

Шары на елочку по стоимости дома

Стеклянные игрушки вплоть до начала XX века производились исключительно германскими стеклодувами — выдавать секрет своей «золотой жилы» они решительно отказывались. И было отчего! 


В той же Российской империи, где традиция украшать елку прочно укоренилась во второй половине XIX столетия, на рубеже веков стеклянный шар стоил 20 рублей, а за набор могли попросить и вовсе полноценные две сотни! 
Чтобы представление было полным — за 200 рублей на заре прошлого века можно было приобрести добротный дом в любом губернском городе Северо-Западного края, а эквивалентом стоимости одного шара была корова-кормилица.

В начале XX века украшение елки к Рождеству и Новому году стало непременным атрибутом главных зимних праздников и в наших краях. Минск, уже имевший очевидные претензии на первенство среди губернских центров Северо-Западного края, формировал передовые модные тенденции на елочные украшения.

Основным поставщиком игрушек, петард, фейерверков, а также прочих украшений и аксессуаров для минчан и состоятельных граждан из других городов и весей стал минский торговый дом Ильи Каплана. Большая часть новогоднего ассортимента поставлялась из Москвы акционерным обществом Н. Феттера и Е. Гинкеля, имевшим — уже тогда! — собственный каталог, разнообразие торговых позиций в котором потрясет даже современных шопоголиков. В частности, в каталоге за 1910 год можно было найти совершенно шикарные образцы елочных украшений. Стеклянные шары самых причудливых форм и расцветок (цены здесь и ниже, разумеется, оптовые — в розницу изделия обычно продавались с наценкой 50 процентов и более) — от 20 копеек до двух с половиной рублей за дюжину. Стоимость набора доходила до 25 рублей.


Стеклянные игрушки в виде фигурок стоили чуть меньше — от 12 копеек до 1,80 рубля. Приблизительно по той же цене шли стеклянные фонарики и колокольчики. Стоимость заводской мишуры 2,5 — 2,7 рубля, стеклянных гирлянд с подсветкой — до 3,7. Большой популярностью пользовались верхушки для елок, цена которых доходила до двух с половиной рублей. С ними, кстати, связана прелюбопытная история. Если в XIX веке макушку ели было принято украшать Вифлеемской звездой или фигуркой Иисуса, то накануне Первой мировой им на смену пришли «шишаки» — так называлось навершие военных шлемов германского образца. Уже позже, в советские времена, самым популярным украшением стала красная звезда, а вот «шишак» сохранился вплоть до 1960 — 1970‑х годов в слегка подкорректированном исполнении — в виде шпиля или взлетающей ракеты.

Желанная бутафория

Были в каталоге Феттера-Гинкеля игрушки и подешевле — ватные и картонные. Ватные котировались по цене до полутора рублей за дюжину, картонные (их еще называли «дрезденский картонаж» — техника, когда фигурки склеивались из двух половинок тисненого картона, тонированного золотой или серебряной краской) и того дешевле — не дороже рубля за дюжину.


Кстати, и ватные, и картонные игрушки можно было не только купить, но и соорудить самостоятельно. Так, к примеру, описывалось в одном из журналов тех времен изготовление ватных игрушек: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2 — 3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Еще можно использовать технику папье-маше. То есть наклеивать на каркас смоченные в клейстере кусочки бумаги. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем». Вот такой мудреный процесс…
Между прочим, уже тогда можно было приобрести и искусственные ели, которые изготавливались из проволоки и окрашенных в зеленый цвет конского волоса или гусиных перьев. Подобный каприз также могли позволить себе исключительно состоятельные люди — стоимость доходила до 25 рублей.
Для полноты создания праздничной картины в каталоге можно было заказать елочные хлопушки по безумно высокой цене — аж до 62 рублей 40 копеек за дюжину, гирлянды по два — два с половиной рубля, зажигательные нити для фейерверков по 1,30 рубля и прочие развлекательные аксессуары.


Сами представляете, во сколько в итоге обходилась среднестатистическая двухметровая елка и создание праздничного антуража в те годы — что-то совершенно невероятное!

В советские времена все стало гораздо демократичнее, да и игрушки обходились куда дешевле. Но они совершенно точно не стали от этого менее ценными — в этом можно будет убедиться, достав драгоценные коробочки с шариками, которые бережно хранятся уже несколькими поколениями в вашей семье.

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter