Как прокачать водительские скилы, чтобы избежать аварии

И тут меня понесло…

«Лосиный тест», правило трех секунд, безопасная дистанция: как прокачать водительские скилы, чтобы в любую погоду быть готовым избежать аварии

Получить права и быть хорошим водителем — не одно и то же. На дороге порой случаются экстремальные ситуации: заносы, крутые повороты, внезапно оказавшиеся перед капотом дикие животные… Важно уметь быстро и правильно на все это реагировать. Именно этому учат на курсах экстремального вождения. Мы посетили такое занятие и узнали, как правильно группироваться при неминуемом ДТП и когда для избежания опасной ситуации нужно вопреки рефлексу не тормозить, а ускоряться.

Экзамен принимает дорога

В странах, где добрую половину года дороги заснеженные и обледенелые, умение водить машину в зимних условиях обязательно. В Швеции, например, нужно сдать экзамен в ситуации повышенного риска, испытать на себе крутой занос на скользкой дороге и резко затормозить при встрече с фанерным лосем, грозой скандинавских дорог. В Норвегии водитель должен проходить специальные курсы на скользком покрытии. А в Беларуси? Нужные навыки тренируют под Минском — на стадионе «Заря». Инструктор по контраварийной подготовке с десятилетним стажем Андрей Миронов, кажется, повидал в жизни все. Он предлагает для начала разграничить понятия. В школах экстремального вождения учат и экстремальному, и контраварийному вождению — эти два термина частенько путают.


— Экстремальное вождение — целенаправленное введение машины в неконтролируемый занос, — уточняет Андрей. — Оно не подразумевает езду по городским дорогам. Это понятие из области интересов профессиональных гонщиков и дрифтинга. А вот контраварийное вождение полезно каждому. Оно учит правильно управлять автомобилем в нештатной ситуации. Методы такого управления отчасти взяты из практики профессиональных гонщиков и каскадеров.

Разговор заходит о среднестатистическом портрете ученика. На курсы экстремального вождения приходят и девушки, и парни.

— Чаще всего заниматься идут после того, как уже что‑то случилось. Иногда транспортные компании отправляют своих водителей «перепрошить» базовые настройки. С опытом приходит самоуверенность. А мы даем возможность проверить, что на самом деле ты сможешь сделать в экстренной ситуации. Мы только даем знания, а экзамен принимает дорога.

Еще одна категория учеников — те, кто боится садиться за руль и думает, что ему помогут побороть страх. Но это так не работает. Чаще всего страх вызывают неизвестность, непонимание процессов, происходящих с машиной. Как правило, у таких учеников элементарно не хватает базовых знаний. Они не могут, например, оценить габариты авто. Отсюда страх перед дорогой.

Мастерство рулит

На занятиях учат правильно уходить от столкновения, останавливать авто в случае отказа тормозной системы, стабилизировать машину при заносе, разворачиваться в процессе скольжения и даже делать «полицейский» разворот. Понятно, за один урок экстремальную базу не освоишь. Первый шаг — научиться эффективно работать рулем. С его помощью можно устранить большую часть всех соскальзываний машины, говорит инструктор Андрей Миронов:

— Мы помним из теории, что при возникновении заноса нужно поворачивать руль в сторону заноса. При этом на переднеприводной машине необходимо добавить газа, а на заднеприводной — отпустить. Интуитивно водители так и действуют. Но иногда их реакция чрезмерная. Сильнее, чем нужно, поворачивают руль — и уходят в маятниковый занос.

Первым делом на специальном тренажере в учебном классе учимся быстро закручивать баранку, не задерживая в крайних положениях, работать перехватами. Вопрос, сколько часов нужно провести на этом тренажере, чтобы довести навык до автоматизма, остался открытым. Успех в обучении зависит от человека. Затем Андрей Миронов поближе знакомит меня с педалями:

— Дозированная работа с педалью газа поможет выйти из заноса, когда машину разворачивает под большим углом по направлению движения, например поперек дороги. Это тот самый случай, когда нужно не тормозить, а ускоряться.


Рядовому водителю безусловно пригодятся знания правильного торможения на скользкой дороге. Особенно на автомобиле без антиблокировочной системы. Вообще, с тормозом свои нюансы, независимо от состояния дороги. Многие, оказывается, боятся резко ударить по педали, чтобы не повредить машину. И это может стать проблемой…

Усвоив теорию, перемещаемся на автодром.

Сохранить лицо и не только

Перед стартом учимся правильной посадке. Кресло располагаем почти вертикально, лопатки прижаты к спинке. Важно хорошо пристегнуться: максимально натянуть ремень, нижняя часть которого должна находиться под курткой. При столкновении это сохранит вам лицо — буквально. Туго застегнутый ремень не позволит сильно бросить вас навстречу подушке безопасности.

Отдельно стоит сказать про пассажиров на переднем сиденьи — любителях закидывать ноги на приборную панель. Прямо в ней находится подушка безопасности. Она раскрывается со скоростью от 160 до 350 км/ч. Что случится с ногами в этот момент, можно увидеть в роликах в интернете. Спойлер: в лучшем случае человек отделается переломами бедренной кости, колена, лодыжки, разрывом мышц. И все это сразу. 


А если в автомобиле нет подушек, пассажир во время столкновения или при резком торможении авто впечатается лицом в колени.

С точки зрения безопасности водитель находится в более выигрышной ситуации, отмечает Андрей Миронов, потому что он постоянно настороже, видит развитие ситуации, держится за руль и всегда сгруппирован:

— Пассажиры чаще сидят расслабленно, не следят за дорожной обстановкой, а некоторые скидывают ремень безопасности с плеча и ложатся спать. Когда машину после удара начинает крутить, непристегнутый человек рискует вылететь через разбитые окна или повредить руки. Именно поэтому на раллийных машинах на окнах стоят специальные сетки.

Занос или снос — что хуже

Погода за окном морозная — идеальные условия для обучения контраварийному ремеслу. На обледенелом покрытии сцепления практически нет, поведение машины — сплошной сюрприз. Занятия на полигоне проходят на городских скоростях — около 50 км/ч. Но и этого достаточно, чтобы улететь в кювет.

Мы будем прокачивать скилы на учебном Volkswagen Polo. Провоцируя машину на опасное поведение, потренируем руки, ноги и реакции. По большому счету, суть занятия — научиться чувствовать предел сцепления с дорогой.

Первый пункт в списке дел — уйти в занос. Это один из способов прохождения поворотов в таких видах автоспорта, как дрифт.  


Большинство машин на белорусских дорогах, как и наш Volkswagen Polo, переднеприводные. Они уходят в отрыв, когда водитель в повороте замечает препятствие и резко бросает педаль газа, нажимая на тормоз. Занос может спровоцировать даже невинный наезд одного колеса на небольшой скользкий участок.

Расставляем на площадке конусы по квадрату и отрабатываем навыки руления. Опасную ситуацию заноса инструктор моделирует ручником и учит, как вернуть потерянное управление:

— Элементарное снижение газа и поворот руля в сторону заноса помогут колесам зацепиться за поверхность и продолжить движение. Когда рядом другие машины, страшно выполнить этот маневр. Но еще страшнее полностью потерять управление в потоке машин.

Сначала проблем не возникает, но с увеличением скорости меня начинает заносить из‑за резкого торможения. Та самая ситуация, о которой инструктор предупреждал в начале. Бодрит покрепче любого кофе!

— Лучше всего колеса цепляются за дорогу, когда стоят прямо. Задача вернуть руль в более прямое положение, — подсказывает инструктор.

К удивлению, занос — не самое страшное, что может случиться в поездке. Хуже — снос. Разница в том, что в первом случае скользит задняя ось, а во втором — передняя. По сути, заносом можно управлять и при этом даже получить заряд адреналина, а вот сносом управлять невозможно.

К середине занятия у меня, кажется, появились седые волосы. Уровень стресса зашкаливает. Тайм‑аут.  

В перерыве немного разобрали ролики с видеорегистраторов и обсудили чужие ошибки. Удивляюсь, почему водитель на одном из видео «поцеловал» упавшее дерево, которое пытался объехать? Оказывается, правило такое: куда смотришь, туда и едешь. Поэтому нельзя смотреть на препятствие.

Задачка со звездочкой

С первым заданием справляюсь на троечку. Но для человека с небольшим опытом вождения это неплохой результат. На очереди — «лосиный тест». Дикие животные иногда становятся причинами аварий. Некоторые заканчиваются плачевно. Наиболее опасны наезды на высоких зверей — лося, лошадь, корову… Удар приходится на ноги, туша в несколько сотен килограммов падает на капот и летит в салон через стекло. Тут никакие маневры не спасут.

Лучший способ выжить в ситуации, когда ваши с животным миром пути пересеклись, — избежать наезда. Именно этому учит «лосиный тест». По сути, это объезд препятствия. И не обязательно лося. Это может быть упавшее дерево, внезапно вылетевшая на встречку машина или отвалившееся от другого автомобиля колесо. Алгоритм действий одинаков.

Есть вариации: с торможением и без, с коридорами разной длины, с возвратом в свою полосу или с перестроением. У нас задачка со звездочкой: снизить скорость, объехать «животное» и сразу вернуться в свою полосу, чтобы не столкнуться с машинами в соседних рядах. На все про все несколько секунд. Пару таких маневров на полигоне — и меня вновь переполняет адреналин. На третьем заезде сбиваю лося (фишку, понятное дело) — миссия провалена. Важный нюанс — на учебном автомобиле отключены все помощники, в том числе система стабилизации, чтобы машина вела себя максимально непредсказуемо и электронные системы не мешали мне тренироваться.

Опасности электронных систем

Развитие конструкции подвески дает возможность прибавить скорости на входе в поворот, применение более совершенных резиновых покрышек позволяет улучшить управляемость… Все это снижает требования к водительским навыкам — и в этом Андрей Миронов видит опасность:

— Электронные системы в машинах, например автопилот Tesla, дарят водителю излишнюю расслабленность. Безусловно, они помогают, но от программных сбоев никто не застрахован. Иметь автопилот здорово, но полностью полагаться на него я бы точно не стал. Недавно видел, как водитель, паркуясь по камере, зацепил соседнюю машину. А что мешало ему глянуть в зеркало, как учили в автошколе?

Безопасная дистанция — еще один сложный вопрос. Всегда нужно быть готовым к тому, что автомобиль впереди неожиданно затормозит. У водителей есть правило трех секунд. Обратите внимание на точку, мимо которой проезжает машина впереди — например, дорожный знак или здание. Сосчитайте, через сколько секунд вы доедете до этой самой точки. Не успели досчитать до трех — вы слишком близко.

Последний совет от инструктора — изменить восприятие дистанции:

— Нужно относиться к дистанции перед собой не как к лакомому месту, которое могут занять другие водители при перестроении, а как к вашему тормозному пути. Жметесь бампер в бампер — потом не удивляйтесь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter