Источник: Союзное вече
Союзное вече

Собрание Слуцких поясов находится и в Москве - в Государственном историческом музее на Красной площади

«И ткет, забыв про всё, рука цветок родимый василька»

Слуцкие пояса – один из самых известных брендов республики. Коллекции этих уникальных образцов старинного народного промысла находятся не только в городах Беларуси, но и в Москве – в Государственном историческом музее на Красной площади.

Четырехсторонний кушак стоил целое состояние. Зато носить его можно было и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Павел ЧУЙКО

СПАСИБО ПЛЮШКИНУ

– Наше собрание Слуцких поясов – самое большое в России, – раскладывая на большом столе шелковые ленты, рассказывает Ольга Гордеева, ведущий научный сотрудник отдела тканей и костюма. – Видите бирочку с надписью «Музей имени Щукина», которая пришита к каждому поясу? Они принадлежали известному купцу Петру Щукину.

В конце XIX века он увлекся коллекционированием и даже основал музей «Российских древностей».

В 1905 году, когда в стране было неспокойно, всю коллекцию завещал городу, а Дума, в свою очередь, передала ее Историческому музею.

Слуцких поясов в коллекции Щукина около сорока. Среди них не только полноценные кушаки, но и лоскутки неуцелевших экземпляров.

– Петр Иванович был тем еще плюшкиным: ничего не выбрасывал, – смеется Ольга Гордеева. – И, как показало время, оказался невероятно проницательным. Пояса перестали носить еще в 1820-х годах. Щукин был одним из немногих, кто понимал уникальность даже небольших кусочков.

БОГДАНОВИЧ ТОЖЕ ПРАВ

Похожие на Слуцкие пояса элементы одежды, как считают историки, пришли к нам с Востока. Их завозили в Речь Посполитую из Османской империи и Персии. Но в 1758 году князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька организовал свое производство в Несвиже и Слуцке, выписав себе персидского умельца Ованеса Маджаранца. После крещения тот получил имя Ян Маджарский.

Пояса, вытканные из натурального шелка с добавлением металлической нити, надевались мужчинами поверх кунтуша – верхней одежды с откидными рукавами. Аксессуар был по карману далеко не каждому. Бедняки могли всю жизнь копить на один-единственный пояс.

В собрании Исторического музея хранятся в основном односторонние пояса – самые «простенькие». Пределом мечтаний был двусторонний широкий шелковый кушак. Стороной помрачнее надевали на похороны. Поярче – на торжество.

При Яне Маджарском сложился классический тип Слуцкого пояса: узкая кайма, узорные концы с бахромой, а в орнаменте непременно поперечные полосы. Рисунок ткани украшали растительными мотивами. И если на восточных поясах чаще всего встречается изображение гвоздики, то в Слуцке в ходу был родной сердцу василек. По краям вышивалась метка, где или кем изготовлен пояс. Если есть надпись «В граде Слуцком», значит, изделие принадлежало Радзивиллам, если указан автор – пояс находился в собственности мастера.

– Первое время Маджарский отдавал всю продукцию хозяевам. Но через несколько лет заключил новый договор с правом продавать часть поясов. И очень быстро озолотился. Сын Маджарского Леон, продолживший дело отца, обладал огромным состоянием, – рассказывает О. Гордеева.

Изготовляли пояса мужчины. Но как же тогда знаменитые «Слуцкие ткачихи» Максима Богдановича?

– Основную работу действительно выполняли мужчины – до нас даже дошли имена этих умельцев, – объясняет Ольга Гордеева. – Чтобы заправить станок, просчитав количество ниточек на каждый элемент орнамента, надо обладать не только хорошей подготовкой, но и силой. Хотя не думаю, что сюжет стихотворения – художественный вымысел. Возможно, женщины тоже привлекались к работе. Кто бросал челнок, например, доподлинно неизвестно.

– А в России такие пояса ткали?

– Только односторонние. Но в моде они были недолго. В 1700 году Петр Первый провел реформу дворянского костюма, и этот аксессуар вышел из обихода.

Кстати, одно время пояса ткали и во французском Лионе – эпицентре шелкового промысла, а местные мастера приезжали в Слуцк – обмениваться опытом.

– Не планируете передать коллекцию Беларуси?

– Мы часто отдаем ее на выставки в республику. Белорусы заводили об этом разговор. Во время войны в Минске было утеряно сорок поясов: то ли пропали, то ли немцы увезли. Остался список без подробного описания. Коллеги долгое время думали, что коллекция у нас. Пришлось документально доказывать, что наши пояса к этой истории отношения не имеют.

СПРАВКА «СВ»

Где можно посмотреть Слуцкие пояса

Россия

Смоленский государственный музей-заповедник

Беларусь

Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Белорусский национальный художественный музей (Минск)

Минский областной краеведческий музей (Молодечно)

Минский музей древнебелорусской культуры

Гродненский государственный историко-археологический музей

Слонимский районный краеведческий музей

Слуцкий краеведческий музей

Купив билет, увидеть реликвии не получится – они скрыты от посторонних глаз в фондах музея. Шелк не терпит света, фотовспышек. Но по особым случаям коллекция экспонируется на выставках.
ЗНАМЕНИТЫЕ СТРОКИ

Максим Богданович - «Слуцкие ткачихи» (1912)

Забыты детские забавы,
И гибнет девичья краса.
Они сюда, в неволю взяты
Ткать золотые пояса.

Давно девичьи сны забыты,
Уходят безвозвратно дни.
Свои широкие полотна
На лад персидский ткут они.

А за стеной смеется поле,
Синеет небо, даль видна.
И мысль стремится поневоле
Туда, где расцвела весна.

Желтеет рожь в степном просторе,
Синеют мило васильки,
И серебром сверкают волны
Меж гор струящейся реки.

Темнеет край зубчатый бора,
И ткет, забыв про все, рука
Вместо персидского узора
Цветок родимый василька.

(перевод на русский язык В. Батуро)
Купив билет, увидеть реликвии не получится – они скрыты от посторонних глаз в фондах музея. Шелк не терпит света, фотовспышек. Но по особым случаям коллекция экспонируется на выставках.

Ирина МУСТАФИНА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter