80 лет назад в боях за Белоруссию чувашский парень Николай Павлов получил Золотую Звезду

И Победа на всех одна!

Готовясь к войне против СССР, верхушка вермахта рассматривала Советский Союз как «искусственное и рыхлое объединение огромного числа наций, лишенное единства» и рассчитывала, что гитлеровцы легко посеют национальную вражду. Однако на борьбу с врагом встала вся страна: более 100 наций и народностей сплотились в единое целое. За годы войны звания Герой Советского Союза удостоены представители 62 наций и народностей. Среди них чувашский парень из Башкирии Николай Павлов.

Сын за отца

Николай Павлов.
На фронт 19‑летнего Николая Павлова из села Слакбаш призвали в декабре 1941 года. Боевое крещение он получил под Старой Руссой и там же в мае 1942‑го был ранен. После выздоровления вернулся в строй. Шли ожесточенные бои, фашисты рвались к Ленинграду и Москве. В июле 1943 года на груди рядового Павлова появилась первая награда — медаль «За отвагу». Через пять месяцев, в декабре того же 1943‑го, Николай на белорусской земле совершит подвиг, за который получит Золотую Звезду и орден Ленина.

Семья героя свято чтит память о славном предке. Сын Николая Спиридоновича полковник в отставке Анатолий Павлов уже не раз был в Беларуси, на Светлогорщине, чтобы посетить высоту 143,3, где в декабре 1943‑го сержант Павлов совершил невероятный подвиг. В конце июня семья фронтовика вновь приехала в Беларусь — посетить мемориальный комплекс «Багратион» у деревни Дуброва. 

— Я с детства мечтал побывать в Беларуси на том месте, где отец 80 лет назад сражался за освобождение вашей земли. К сожалению, самому папе не удалось после Победы вернуться к месту своей боевой славы, — рассказывает «СБ» сын героя. 

Но через 25 лет после войны он нашел своего наводчика, узбека Тураева, который так же за тот бой получил Золотую Звезду Героя. Но, увы, однополчанам так и не удалось лично встретиться. В 1990 году Джуракул Тураев приехал в Башкирию, посетил могилу своего командира. А с его сыном Бахром мы вместе в 2019‑м съездили в деревню Дуброва Гомельской области. И, конечно, побывали на высоте 143,3.

— Что лично вы ощущали, когда стояли на том самом месте, где шел бой?

— Когда я представляю те страшные события, как он один за одним уничтожает пять вражеских танков, как получает ранение, у меня сердце начинает стучать быстрее и мурашки бегут по коже. А ведь ему тогда был всего 21 год. Тогда, в 2019‑м, мы привезли землю с поля боя и подсыпали ее на могилу отца в селе Слакбаш. Кроме того, выкопали три белорусские рябинки и посадили их у своего дома в Подмосковье, в Чехове. В Беларуси я сердцем чувствую ужас той кровавой войны и ощущаю гордость за наших советских солдат, естественно, за отца! В одной только Дуброве в центре села в братской могиле похоронены более двух тысяч солдат и офицеров. Из них трое — Герои Советского Союза. Каждый метр белорусской земли пропитан кровью, поэтому ваша земля святая.

Их было 1800… В живых остались 62 человека

В конце 1943‑го на Белорусском Полесье шли ожесточенные бои. 21 декабря 1943 года танки фашистов наваливались стальной лавиной на советскую оборону. Из 1800 советских воинов после боя в живых остались 62 человека. Среди них — командир артрасчета, тяжелораненый чуваш Николай Павлов. Вряд ли, пробираясь к своим, он осознавал, что совершил. Цитируем наградной лист от 6 апреля 1944 года, в котором его представили к Золотой Звезде. Хвала штабному писарю, потому что, читая официальный документ, можно живо и ярко представить ход того ожесточенного и кровопролитного сражения:

«В бою 21.12.1943 года за высоту 143,3 под д. Дуброва Домановичского района Полесской области орудие т. Павлова стояло на противотанковой огневой позиции. Танки противника в количестве 27 штук атаковали огневую позицию 2‑й батареи, в состав которой входило орудие т. Павлова. Имея уверенность в отличной работе своего наводчика, слаженности расчета, т. Павлов спокойно выждал, пока танки подошли на прямой выстрел, открыл огонь по головному танку. После третьего выстрела танк был подбит. Павлов перенес огонь на второй танк, заходивший на фланг. И этот танк загорелся, но от разорвавшегося рядом с орудийным окопом снаряда тяжело ранило наводчика. Товарищ Павлов встал сам на место наводчика и в короткий срок подбил еще два танка. Сам был тяжело ранен. Вырвавшийся вперед танк пошел на орудие прекратившего на мгновение огонь, т. Павлов, истекая кровью, собрав последние силы, снова поднялся к панораме, видя двигавшийся на орудие танк, почти в упор выстрелил в него. В этот момент и танк выстрелил в орудие. Орудие было изуродовано, а т. Павлов тяжело контужен. Озверелые танкисты выскочили из горящего танка, бросились к храбрецам, решив уничтожить их в рукопашной схватке. Тов. Павлов почти в бессознательном состоянии схватил свой автомат и в упор расстрелял на бруствере окопа 3 танкистов, не допустив врага хотя и до выбывшего из строя орудия. Танки противника, понеся большие потери, отошли назад».


— Отцу повезло, — рассказывает сын героя Анатолий Павлов. — После боя, в котором лично подбил пять фашистских танков, он, тяжелораненый и контуженный, восемь суток шел к своим. После госпиталя вернулся в полк и продолжил путь к Берлину.

Через Белоруссию на Берлин!

До логова фашистов было еще далеко. Но день за днем, деревня за деревней, город за городом наши войска уже освобождали Белоруссию. Спустя три месяца с момента декабрьского боя, в марте 1944‑го, Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина. Еще через три месяца, 23 июня, началась грандиозная наступательная операция «Багратион», в которой наша армия на белорусском направлении располагала 5 тысячами танков, более 33 тысячами орудий и минометов, имела свыше 5,3 тысячи самолетов и 2,4 миллиона военнослужащих, среди которых сражался и Герой Советского Союза чуваш Николай Павлов. 

Подбитый немецкий танк.

После того как освободили Белоруссию, он участвовал в освобождении Варшавы, других европейских городов, дошел до Берлина. И в логове фашистов получил еще одну весомую награду — орден Отечественной войны I степени. Приводим фрагмент из наградного листа от 27 апреля 1945 года:

«24.04.45 на перекрестках улиц Зеештрассе и Маркштрассе был ранен наводчик одного орудия. К панораме орудия стал сам т. Павлов, меткой наводкой попал в окно, где 2 пулеметчика строчили по нашим войскам. 26.04.45 года, будучи на прямой наводке, обнаружил вражескую батарею. От меткого огня расчеты немцев разбежались, а батарея была брошена и захвачена нашими войсками».

Сегодня можно услышать мнения, что война, мол, давно прошла и надо забыть, нечего ворошить прошлое. Ворошить точно не надо, но вот изучать и знать его мы обязаны. Такой факт. Автор неоднократно задавал фронтовикам, которым уже было далеко за 90, простой вопрос: «Пожали бы вы сегодня руку солдатам вермахта, против которых сражались в сороковых?» Почти все ветераны, как один, твердо отвечали: «Нет!» Так же отвечал и Николай Павлов.

— Отец никогда ни одному немцу не подал бы руку: слишком много видел он крови, слишком много видел жестокостей фашизма. А победители не прощают фашизм!

Мирное время

Обладатель Золотой Звезды, ордена Ленина, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, многочисленных медалей Николай Павлов вернулся в Башкирию в родное село Слакбаш в 1946 году. Стал директором дома-музея классика чувашской поэзии Константина Иванова (перу Иванова принадлежит бессмертная поэма «Нарспи», которую часто сравнивают с трагедией «Ромео и Джульетта»). В 1947‑м Николай женился на юной медсестре из Слакбаша Елене Архиповой. Сын героя рассказывает:

— Папа был очень скромным, трудолюбивым и ответственным человеком. После трех лет работы в музее долгое время был председателем Слакбашевского сельсовета. Позже трудился лесником, преподавал в родной школе физкультуру и НВП. Очень любил природу, особенно родники. И папа, и мама обожали народные песни. Часто выступали дуэтом. Кстати, оба они в молодости играли в спектаклях, в том числе и в «Нарспи», где исполняли главные роли, отец играл Сетнера, а мама — Нарспи. В селе их так долго называли. В браке у них родились шестеро детей. Ушел из жизни отец 2 апреля 1978 года. Похоронили его в родном селе.

Анатолий Павлов у деревни Дуброва.


После себя Герой Советского Союза Павлов оставил не только бессмертные подвиги и славу, но и большую семью, в которой уже более ста потомков.

— Как я говорил выше, папа с мамой родили шестерых детей. В результате сегодня наш род состоит из более чем 20 внуков, свыше 50 правнуков и более 30 праправнуков. Для всех нас память об отце, о всех воинах Победы — свята и нерушима. В этом году мы получили приглашение из Светлогорского района на торжество, посвященное освобождению Беларуси. Оно состоялось в деревне Дуброва в мемориальном комплексе «Багратион». От нашей семьи приехала солидная делегация! Вообще, каждое посещение вашей республики для нас большое событие, поэтому хочется сказать:  
братья-белорусы, берегите свою землю родную белорусскую, пропитанную кровью наших отцов и дедов. Поклон и слава тебе, белорусская земля!
usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter